Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации педагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.
Ключевые слова: формы работы, компетентный педагог, дошкольные образовательные учреждения, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство.
The article is devoted to the problem of raising the level of qualification of teachers working in a modern pre-school educational institution. The author has identified effective ways of working with teachers in the development mode.
В современном мире на дошкольные образовательные учреждения общество возлагает очень важные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни то поколение людей, от которых будет зависеть уровень развития современного российского общества в будущем. В связи с этим одной из актуальных задач в дошкольном образовательном учреждении является правильная, грамотная работа с коллективом педагогов, направленная на повышение творческого педагогического мастерства, проявление ими индивидуальности. Индивидуальность выражается в своеобразном самостоятельном видении мира, обусловливающем индивидуальное, самостоятельное отношение к нему, специфическое, избирательное восприятие действительности, специфическую, своеобразную логику своей деятельности [4, С.65].
Существуют разнообразные современные формы работы с педагогами в режиме развития.
Консультирование — создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.
Рабочая тетрадь — тетрадь, призванная активизировать учебно-познавательную деятельность педагога. Тетрадь способна обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности.
Курсы повышения квалификации — способствуют обновлению знаний и навыков специалистов, имеющих профессиональное образование, для повышения уровня их квалификации.
Школа наставника — социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений.
Просмотр разных видов деятельности у специалистов — форма организации методической работы в ДОУ, помогающая педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты.
Творческая лаборатория — сообщество специалистов, объединенное для решения наиболее важных и актуальных проблем в профессиональной деятельности. Работа творческой группы носит научный характер и направлена на внедрение в практику новых технологий.
Участие в органах соуправления — целенаправленная, систематическая, конкретная, прогнозируемая и организованная деятельность, в ходе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
Самообразование — специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и общественно значимых целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессионального мастерства. Самообразование обычно строится по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом.
Дискуссионный клуб — открытая площадка для прямого взаимодействия между педагогами.
Проблемный семинар — занятие, проводимое для педагогов с целью повышения их образовательного уровня, обмена опытом и мнениями по различным вопросам, связанным с педагогической деятельностью.
Взаимопросмотры — эффективная форма повышения профессионального мастерства педагогов с целью показа наиболее эффективных условий, форм или методов и приёмов работы с детьми.
Коучинг — средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижения в любой сложной ситуации.
«Коучинг–сессия» — интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ).
Использование интернет — ресурсов — обучение на основе информационных технологий.
Участие в конференциях и совещаниях разного уровня — эффективный способ передачи информации среди групп общественности, редакций СМИ.
Творческая группа под руководством научного руководителя — творческая работа под началом научного руководителя.
Собеседование — средство коммуникации, целью которого является обмен информацией для выработки соответствующего направления действий на будущее.
Кружок качества — организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод — «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.
Проблемно-ориентированный анализ — особый вид анализа, выборочно — углубленный анализ отдельных сторон, элементов, аспектов, звеньев учебно- воспитательной деятельности, направленный на развитие образовательной системы на основе выявления и оценки проблем, а также на выявление и объяснение причин этих разрывов с тем, чтобы, в конечном счете, обеспечить решение проблем и общее улучшение результатов системы. (Бессмертная Е. В.)
Группа контроля качества образования — организационная структура, занимающаяся внутрисадовой оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию дошкольного учреждения, педагогический совет, совет образовательного учреждения, временные структуры (педагогический консилиум, комиссии и др.).
Обучающие семинары — продуктивная форма повышения квалификации педагогов, основное внимание на которой уделяется повышению их теоретической подготовки.
Тренинг — направлен на саморазвитие личности, может быть как отдельной самостоятельной формой работы с кадрами, так и использоваться как методический прием.
Семинар — практикум — эффективная форма приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышению их общепедагогической культуры. На семинарах раскрываются как теоретические вопросы учебно-воспитательного процесса, так и практические умения и навыки, необходимые для роста профессионального уровня педагогов.
Научно-практическая конференция — это форма совместной научной деятельности ученых, педагогов и учащихся. Главной целью конференции является — ознакомление, обобщение, и пропаганда передового опыта работы. Она способствует формированию собственной, исследовательской позиции, навыков проведения экспериментальной деятельности по педагогической проблеме.
Технология «Рефлексивный круг» — все участники образуют круг. Ведущий задает алгоритм рефлексии:
- поделитесь своим эмоциональным состоянием по ходу взаимодействия и в его конце;
- расскажите, что нового вы узнали и чему научились;
- назовите причины этого;
- оцените свое участие в ходе мероприятия.
Далее все участники технологии поочередно высказываются в соответствии с алгоритмом. Ведущий завершает своим высказыванием рефлексивный круг.
Технология «Цепочка пожеланий» — каждому участнику по очереди предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим. Пожелания обычно направляются на будущие дела или предстоящее взаимодействие.
Заканчивая цепочку пожеланий педагог, подводится итог.
Моделирование или схематизация действий в виде схемы или рисунка:
- Паучок (солнышко, цветочек) — фиксируются ассоциативные связи любых понятий.
- Кластер (гроздь) — фиксируются системные понятия с взаимосвязями.
- Таблица — фиксируются знания и незнания о чем-либо (может быть расположена, как горизонтально, так и вертикально).
Инсерт-маркировка — самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Обозначается с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «V» — уже знал; «-«- думал иначе; «+» — знал, «!» — новый материал (узнал), «?» — хочу узнать
Ранжирование — расположение понятий в нужном порядке.
ALACT- модель — голландская технология организации рефлексии
Этап рефлексии |
Вопросы для рефлексии | |
1. Действие |
| |
2. Мысленное возвращение к действию или ситуации, что предполагает подробное его описание |
Что я хотел? Что я думал? Что я чувствовал?
Что я делал? |
Что хотели дети? Что они думали? Что они чувствовали? Что они делали? |
3.Определение наиболее важных черт ситуации. Определение противоречий. |
Что кажется вам сейчас наиболее важным, существенным в ситуации? Какие противоречия Вы можете выявить? | |
4. Нахождение альтернативных способов действий, путей разрешения ситуации. Определение наиболее оптимального способа действия |
Какие альтернативы можно предположить, чтобы обеспечить позитивное разрешение выявленных противоречий? | |
5. Осуществление альтернативных способов действия |
|
Творческий отчет — форма работы, предусматривающая отчет о работе конкретного педагога или методического объединения.
Методические оперативки — своевременное ознакомление педагогов с новыми достижениями в науке, с передовым педагогическим опытом и выявление путей их внедрения.
Внешняя стимуляция — внешние рычаги активизации персонала, то есть побуждение с помощью материальной заинтересованности. Внешнее стимулирование персонала осуществляется организацией. Сюда входят премии и заработная плата.
Повышение качества дошкольного образования в ДОУ находится в прямой зависимости от педагогических кадров. В современной жизни, в период реформирования образования, меняется статус педагога. Меняются требования к уровню его профессионализма, к его профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог компетентный, творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал и принимающий все преобразования в системе образования. От правильной и грамотной работы методической работы в ДОУ зависит компетентность педагогов и качество образования в современном дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005, С.96
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2008
3. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами / Н. С. Голицына — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. С. 80.
4. Дыбина О. В., Кузьмичева Е. И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Часть 3. Тамбов, 2013. С. 63–68.
5. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008, С. 176
6. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога/ Вестник Томского государственного педагогического университета, 2005, № 1.