Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.

Дата публикации: 27.04.2022

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Сославина, И. А. Ресурсный центр руководителей по охране труда — одна из форм работы по созданию безопасных условий в образовательной организации / И. А. Сославина, И. В. Александрова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 3-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7318/ (дата обращения: 24.12.2024).



Авторы делятся опытом работы ресурсного центра, по изучению условий охраны труда в ДОО города Чебоксары.

Ключевые слова: ДОО, дошкольная образовательная организация, охрана труда, ресурсная группа.

Сегодня важно четко определить роль и место руководителя, в обеспечении безопасных и здоровых условий труда, и только в таком случае работа по охране труда будет восприниматься как естественное комплексное управление охранной труда всеми участниками образовательного процесса. Проблема соблюдения правил по охране труда и безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, и является одной из приоритетных.

В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита каждого работника организации от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — главнейшие задачи нашей страны.

Вопросы и проблемы безопасности жизнедеятельности изучались многими российскими учеными: В. А. Алексеенко, В. С. Беловым, А. С. Вернадским, А. В. Гостюшиным, В. А. Левицким, М. В. Ломоносовым, О. Н. Русаком, И. М. Сеченовым, Э. Я. Соколовым, И. К. Топоровым и др. Огромный вклад внесли и исследования зарубежных ученых, таких как: А. Адлер, П. Маслоу, Б. Паскаль, 3. Фрейд и др.

В ст.37 Конституции РФ говорится, что каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, данный момент предполагает наличие и функционирование стройной государственной системы управления охраной труда. В последние годы идет активное формирование и укрепление государственной политики в этой области.

В каждой образовательной организации уделяют большое внимание сохранению жизни и здоровья работников в трудовой деятельности, где вся ответственность по организации охраны труда возлагается на руководителя, а все работники и специалисты безоговорочно обязаны соблюдать установленные требования по охране труда. Сама система охраны труда в ДОО обычно включает в себя следующие мероприятия: правовые (работа по обеспечению выполнения работниками норм и соглашения по охране труда, проведение семинаров, мастер-классов и др.), экономические, технические (работа по предупреждению производственного травматизма, работа по улучшению условий труда, различных инструктажей), организационные, санитарно-технические и др.

Основной задачей охраны труда в ДОО, как и любой другой организации, является сохранение жизни и здоровья работников и воспитанников. Т. к., часто просто невозможно разграничить безопасность детей и персонала, поэтому к выполнению основных правил охраны труда в дошкольном учреждении относятся очень внимательно.

В городе Чебоксары Чувашской Республики, много внимания уделяется этому вопросу, так по инициативе управления администрации города Чебоксары, и при содействии Сахаровой Елены Петровны для оказания информативно-нормативной и практической помощи были организованы ресурсные центры руководителей по основным направлениям работы образовательных организаций.

Главной задачей ресурсного центра по охране труда является оказание помощи по обеспечению условий охраны труда и безопасности образовательного процесса в ДОО города. Разработанный специальный чек-лист, в котором предусмотрены все основные компоненты, и группа оказывает помощь и консультации нуждающемуся учреждению.

Охрана труда — одно из направлений деятельности руководителя детского сада, приоритетной задачей деятельности является создание безопасных условий труда для всех работников организации. В городе Чебоксары проводится планомерная работа по формированию системы охраны труда и технике безопасности в образовательных учреждениях, где основное внимание уделяется профилактической работе по предупреждению нарушений требований законодательства по охране труда и обеспечению гарантий работникам безопасных и здоровый условий труда.

Работа ресурсного центра началась с разработки чек-листа по оценке работы каждого ДОУ (приложение), в него были включены следующие критерии:

– нормативные документы и локальные акты по охране труда,

– состояние территории и помещений организации,

– наличие и наполняемость стенда по охране труда,

– анализ информации на баннере «Безопасный детский сад» на сайте, в разделе «Охрана труда».

Ресурсной группой, в которую входят несколько заведующих ДОО, совместно со специалистами управления образования составляется план работы на год (приложение 2), в который традиционно включаются следующие мероприятия:

– 28 апреля ежегодно отмечается Всемирный день ОТ, который проводится ресурсной группой в нетрадиционной форме для руководителей дошкольных организаций города Чебоксары. В этот день принято отдавать дань памяти трудящимся, которые травмировались или погибли при выполнении рабочих обязанностей, это способствует продвижению культуры безопасного труда во все сферы человеческой жизни.

Ресурсной группой проведена интеллектуальная битва «Квиз, плиз!», с руководителями детских садов, в которую были включены актуальные и важные вопросы по охране труда:

– Анализ и обновление нормативно-правовых актов по ОТ и технике безопасности (инструкции, локальных актов) в соответствии с актуальными изменениями в законодательстве,

– Ежеквартальный срез и мониторинг по разделам чек — листа и др.

Руководство и сотрудники четко понимают, что необходимо соблюдать все правила и требования охраны труда в детском саду, т. к. ДОУ — это место с массовым пребыванием детей дошкольного возраста, которые зачастую при возникновении чрезвычайной ситуации, получения травмы не смогут самостоятельно принять правильных решений.

Само понятие охрана труда очень комплексное, емкое и объединяет в себя несколько основных моментов:

– обеспечение охраны труда работников ДОУ;

– обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);

– пожарная безопасность;

– гражданская оборона;

– предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

– антитеррористическая защита.

В каждом направлении специалистами составляется наблюдательное дело, ведется документация, составляется комплекс различных мероприятий на год, направленных на снижение производственного травматизма, охрану здоровья и жизни работников и создание безопасных условий при выполнении ими своих должностных обязанностей. Только так, в результате проведения всех необходимых мероприятий обеспечивается полноценное и результативное функционирование охраны труда в дошкольном учреждении.

С учетом всего перечисленного можно выделить основных направления работы: обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также, организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности воспитанников и работников ДОУ к действиям в чрезвычайных ситуациях.


Приложение

ЧЕК — ЛИСТ «Организация ОТ в ДОО» ДОУ №

Срок проведения: ____________________

Цель: определить уровень организация ОТ в дошкольном учреждении

Наименование критерия

Количество баллов

Кол-во баллов по ДОУ

Выявленные замечания, срок устранения

Отметка об устранении замечания

— законодательная база по охране труда (основные нормативные документы);

Локальные акты ДОО (основные локальные документы по ОТ, разрабатываемые в ДОО)

1. Инструкции по охране труда

— инструктажи по ТБ на рабочем месте (по всем должностям и видам работ);

2. Планирование работы по охране труда:

— план работы по охране труда;

— соглашение по охране труда;

— план работы по проведению месячника по ОТ.

3. Локальные акты по охране труда в ДОУ:

— положение о комиссии по охране труда;

— положение об административно-общественном контроле за охраной труда в МБДОУ

— положение о расследовании несчастных случаев;

— положение о службе по ОТ;

— приказ об организации работы по охране труда, соблюдении безопасности, производственной санитарии, охране жизни и здоровья детей.

4. Акты по охране труда:

— акты по выполнению соглашения по ОТ;

— акт испытания спортивного и игрового оборудования в спортивном зале и на игровых площадках;

— акт по обследованию здания и сооружений, теневых навесов;

— акт по эвакуации детей;

— акт по эксплуатации электроприборов.

5. Обучение по ОТ:

— список сотрудников, подлежащих обязательному обучению по ОТ;

— перечень вопросов, экзаменационные билеты;

— протокол заседания комиссии;

— удостоверение.

6. Спец. оценка условий труда.

7. Оценка рисков.

max– 21 баллов

Критерии обследования территории

— состояние дорог и тропинок (отсутствие наледи, посыпка песком и др.);

— состояние пожарных лестниц и подходов к ним;

— состояние крылец, ступеней (своевременная очистка от снега, обработка противогололедными средствами);

— состояние козырьков, парапетов, отмостков и своевременная очистка;

— освещенность входных групп;

max– 5 баллов

техническое состояние теневых навесов (целостность, безопасность);

— состояние кустарников и деревьев (отсутствие сухостоя, сломанных, торчащих веток);

— наличие чехлов и крышек на песочницах;

— состояние инвентаря для уборки территории и его хранение;

— состояние игрового и спортивного оборудования, МАФов (устойчивость крепления, отсутствие трещин, сколов, заусениц, гвоздей)

max– 5 баллов

Критерии обследования помещений и групповых ячеек

— наличие сигнальной разметки на перепадах высоты на ступенях лестниц;

— наличие сбалансированных доводчиков на путях эвакуации;

— целостность оконных блоков (отсутствие трещин и сколов на стеклах);

— состояние полового покрытия;

— состояние розеток, выключателей, наличие предупредительных знаков;

— наличие защитных экранов на радиаторах;

— состояние уборочного инвентаря, наличие маркировки;

— состояние путей эвакуации (отсутствие препятствий, загромождений);

— соответствие требованиям ОТ одежды и обуви сотрудников

max– 9 балла

— закрепленность мебели в группах (устойчивость, надежность);

— состояние полового покрытия;

— освещенность в групповых помещениях;

— состояние розеток, выключателей, наличие предупредительных знаков;

— температурный режим, наличие термометров, журнала регистрации tͦ;

— наличие бактерицидных ламп, журналов регистрации;

— наличие защитных экранов на радиаторах;

— использование ковриков у входных дверей в групповые ячейки;

— состояние посуды для приема пищи, наличие маркировки;

— состояние уборочного инвентаря, наличие маркировки;

— наличие инструкций (по мытью и обработке посуды, по использованию дезинфицирующих и моющих средств);

— наличие графика проветривания на текущий сезон;

— безопасность стеклянных дверных полотен и шкафов;

— состояние игрового оборудования (отсутствие баллонов от аэрозолей, стеклянных флаконов, сломанных, треснутых игрушек и т.д);

— состояние путей эвакуации (отсутствие препятствий, загромождений, зеркал);

— рабочий стол воспитателя (отсутствие колющих и режущих предметов, наличие инструкций по ОТ и охране жизни и здоровья детей);

— соответствие требованиям ОТ одежды и обуви сотрудников группы

max– 17 баллов

Критерии обследования музыкального и спортивного зала

— наличие защитного ограждения на окнах в физкультурном зале;

— наличие защитного экрана на светильниках в физкультурном зале;

— наличие чехлов на шведских стенках;

— наличие ограничителей на зеркалах;

— закрепление мебели;

— состояние полового покрытия;

— состояние освещенности (достаточность естественного и искусственного освещения);

— безопасность ковровых покрытий (закрепление);

— наличие при проведении массовых мероприятий инструкций перед их началом;

— состояние путей эвакуации;

— исправность и безопасность спортивного оборудования;

— состояние канатов;

— наличие бактерицидных ламп, журналов регистрации;

— наличие термометров, журнала регистрации tͦ

max– 14 баллов

Стенд «Охрана труда»

— политика ДОУ по охране труда;

— соглашение по улучшению условий труда (составляется на 1 год);

— акты по выполнению соглашения (1 раз в полгода);

— приказы по ОТ актуальные для данного периода;

— планы работы;

— визитные карты на специалиста по ОТ и уполномоченного по ОТ (фото, Ф. И. О., должность, документ об образовании, информация о прохождении обучения)

—тематические памятки по правилам техники безопасности при различных работах в детском саду;

— правилам оказания первой помощи

max– 8 балла

Раздел «Охрана труда» в баннере «Безопасный детский сад» на сайте ДОО

законодательная база по охране труда (основные нормативные документы);

Локальные акты ДОУ (указать основные локальные документы по ОТ, разрабатываемые в ДОУ)

1.Инструкции по охране труда

— инструктажи по ТБ на рабочем месте (по всем должностям и видам работ);

2. Планирование работы по охране труда:

— план работы по охране труда;

— соглашение по охране труда;

— план работы по проведению месячника по ОТ.

3. Локальные акты по охране труда в ДОУ:

— положение о комиссии по охране труда;

— положение об административно-общественном контроле за охраной труда в МБДОУ

— положение о расследовании несчастных случаев;

— положение о службе по ОТ;

— приказ об организации работы по охране труда, соблюдении безопасности, производственной санитарии, охране жизни и здоровья детей.

4. Акты по охране труда:

— акты по выполнению соглашения по ОТ;

— акт испытания спортивного и игрового оборудования в спортивном зале и на игровых площадках;

— акт по обследованию здания и сооружений, теневых навесов;

— акт по эвакуации детей;

— акт по эксплуатации электроприборов.

5. Обучение по ОТ:

— список сотрудников, подлежащих обязательному обучению по ОТ;

— перечень вопросов, экзаменационные билеты;

— протокол заседания комиссии;

— удостоверение.

max– 19 баллов

«1» — соответствует, «0» — не соответствует

Итого максимальное количество баллов

Подписи сторон: Член рабочей группы, заведующий МБДОУ «Детский сад №» г. Чебоксары ____________ /________________/

подпись расшифровка

Руководитель __________________ /_________________/

подпись расшифровка

Похожие статьи

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации пе-дагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных центрах

В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Похожие статьи

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития

Статья посвящена актуальной проблеме — повышению уровня квалификации пе-дагогов работающих в современных дошкольных образовательных учреждениях. Автор выделил эффективные формы работы с педагогами в режиме развития.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных центрах

В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.

Система работы педагога-психолога ДОУ с детьми раннего возраста

В статье автор делится опытом работы с детьми раннего возраста.

Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.

Социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии

В статье рассматриваются особенности процессов социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних осужденных на примере ФКУ Арзамасская ВК. Особое внимание уделяется описанию профориентационной работы, осуществляемой учреждением.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.

Задать вопрос