Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузьмина, Е. В. Безопасность жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении / Е. В. Кузьмина, Е. А. Бырылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40616/ (дата обращения: 19.11.2024).



Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности в детских садах, потребовала обучения сотрудников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего мира порой становится небезопасным для него.

В детском саду безопасность обеспечивается администрацией и самими работниками учреждения, а задача родителей - знать и проконтролировать выполнение базовых требований техники безопасности в том заведении, в которое они собираются отдать или уже отдали ребенка. В случае выявления несоответствий родители должны уведомить об этом ответственных лиц.

У руководителя дошкольного образовательного учреждения есть ряд механизмов, с помощью которых он может контролировать и повышать безопасность детей, находящихся на территории ДОУ. При этом заведующий руководствуется общегосударственными и региональными законами, регламентирующими требования к детской безопасности[3; 6; 8; 9; 10; 11; 12]. Для выполнения поставленных задач и соблюдения нормативов руководитель издает приказы, совершенствует образовательный процесс, дает соответствующие распоряжения работникам детского сада, проводит ряд необходимых мероприятий с помощью специализированных организаций на договорной основе.

Деятельность администрации по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду ведётся по следующим направлениям:

- охрана труда работников сада;

- охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий);

- гражданская оборона;

- антитеррористическая защита.

Работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности в детском саду планомерно ведется в течение года:

- разработка, корректировка и утверждение необходимой документации регулирующей вопросы безопасности в ДОУ;

- контроль за соблюдением требований противопожарного, антитеррористического, контрольно-пропускного режима посетителями и сотрудниками ДОУ;

- размещение наглядной агитации и памяток, обновление стендов безопасности актуальной информацией, проведение бесед с детьми и родителями на темы безопасности жизнедеятельности;

- инструктажи и обучение сотрудников ДОУ по программам в следующих областях: «охрана труда», «пожарная, антитеррористическая и электро- безопасность», «гражданская оборона и чрезвычайные ситуации»;

- проведение плановых медосмотров сотрудников;

- проверка технического состояния и обслуживание первичных средств пожаротушения, АПС, домофонов, телефонной связи, КТС, вентиляции, электрооборудования и его заземления и т.д.

- проверка эвакуационных выходов, подвальных помещений, крыши;

- проверка качества огнезащитной обработки, при необходимости обработка деревянных конструкций огнезащитным составом;

- проведение учебных эвакуаций сотрудников и воспитанников;

- проведение обучающих занятий и мероприятий с воспитанниками по основным вопросам безопасности жизнедеятельности и т.д.

На сегодняшний день ДОУ охраняется группой быстрого реагирования (ГБР), которая приезжает по сигналу кнопки тревожной сигнализации (КТС).

На территории ДОУ приказом установлено несколько режимов безопасности, обязательных к соблюдению для всех сотрудников и посетителей ДОУ: противопожарный, антитеррористический, контрольно-пропускной. При несоблюдении требований данных режимов, нарушитель несет административную и уголовную ответственность.

Особое внимание следует уделить безопасности территории ДОУ.

В ДОУ обязаны четко выполнять требования безопасности к оснащению территории детского сада:

- оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;

- игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам;

- в весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя, уборке мусора, приведению декоративной обрезки кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

- в зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком. Огораживаются места возможного схода снега и падения сосулек сигнальной лентой;

- воспитатели ДОУ в целях профилактики травматизма проводят контроль и страховку во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек);

- инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН [8].

Дополнительные мероприятия для соблюдения требований безопасности к территории детского сада:

- Проводится ежегодная обработка газонов от клещей;

- Берется анализ на качество и безопасность воды;

- Ведется контроль за своевременным вывозом мусора, скашиванием и уборкой травы, вырубкой сухостоя;

- Всеми сотрудниками ДОУ ведется контроль за недопущением на территорию ДОУ животных (в особенности бродячих). Обо всех случаях появления бродячих животных вблизи детского сада сообщается в соответствующие инстанции.

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего образовательного процесса. Угрозой в данном случае могут рассматриваться как внешние (террористические, криминальные, неадекватное поведение взрослых), так и внутренние (технические состояние зданий и территории, наличие опасных участков и предметов). Для обеспечения безопасного нахождения малышей систематически проводится контроль состояния ДОУ внутренними комиссиями и проверяющими надзорных организаций. С воспитателями и педагогами проводится инструктажи по охране труда и организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду. Детей отдавать разрешается только непосредственным родителям (законным представителям). Остальным людям (не моложе 16 лет) можно отдавать детей только с предварительного письменного согласия родителей.

Каждый работник детского сада имеет инструкции и список телефонов экстренных служб (полиция, скорая помощь, пожарная и спасательная службы). Чтобы отработать четкие навыки у персонала и детей в случае ЧС, проводятся тренировочные занятия по эвакуации по составленному графику проведения тематических тренировок на год [1; 2; 4; 5].

При травме или плохом самочувствии ребенка ему оказывается первая медицинская помощь медсестрой детского сада, при необходимости вызывается скорая помощь.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на педагогов в детском саду возложена миссия защиты и обучения ребенка правилам безопасной жизнедеятельности. В детском саду создаются педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей, правилами, при соблюдении которых их можно избежать или с правильными действиями в той или иной чрезвычайной ситуации.

- В современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы).

- Работа по основам безопасности жизнедеятельности в ДОУ проводится в следующих образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие» в нашем детском саду организована на основе: «Основной образовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга» [3].

- В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данных областей.

Основной целью данного направления является: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  1. Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
  2. Развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
  3. Воспитание грамотного участника дорожного движения;
  4. Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей упирается на уже освоенное в предыдущем);

- Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

- Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает вопрос: «С чего начать?»

Этапы реализации данных задач выражаются в следующем:

- 1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

- 2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

- 3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

В настоящее время в нашем детском саду применяются различные способы обучения детей безопасному поведению:

- Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать и делать выводы о неправильном поведении;

- Моделирование и анализ заданных ситуаций («Пожар дома», «Мама ушла в магазин, а я остался один», «Как бы ты поступил?», «Я потерялся»)

- Знакомство с художественной литературой («Кошкин дом», «Как человек подружился с огнем», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Пожарные собаки»), использование технологии сказкотерапии.

- Познавательные викторины «Мы знаем правила безопасности… на воде, в лесу, на проезжей части» и т.д.

- Просматривание презентаций и мультфильмов из серии «Аркадий Паровозов», «Смешарики», «Азбука безопасности», «Фиксики» и т.п.; Учитываются при этом требования к информационной продукции[13], предназначенной для детей определённого возраста. Аспект информационной безопасности детей сегодня чрезвычайно актуален в связи с большим поступлением информационной продукции через интернет и телепространство. Родителями не всегда адекватно оценивается вред от просмотра детьми определённой продукции, поэтому для них также проводятся мероприятия по информационно-психологической безопасности детей.

- Проведение игр-соревнований, подвижных игр, дидактических игр («Азбука пожарных», «Если возник пожар», «Огнеопасные предметы», «Ядовитые грибы и растения», «Собери дорожные знаки» и т.д.

- Проведение бесед с представителями (инспекторами) отдела ГО и ЧС, полиции, пожарной части, ГИБДД;

- Показательные занятия по эвакуации и с вызовом пожарной машины с последующим рассмотрением и объяснением по комплектации и оборудованию;

- Конкурсы поделок и рисунков на тему безопасности;

- Проведение родительских собраний на актуальные темы касающиеся безопасности детей;

- Домашние задания для родителей по совместной работе с детьми по изучению правил безопасности в быту и по дороге в детский сад и т.д.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к встрече с различными жизненными ситуациями. А в детском саду, все, начиная от руководителя до младшего обслуживающего персонала, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни, здоровья, за безопасность доверенных детей.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 31 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербург.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс»», 2010г.-240ст.
  5. Основы безопасности дошкольников: Пособие для воспитателей дет. садов / В. А. Ананьев, Г. Ф. Безменова, B. C. Бобкова и др. / Под ред. В. А. Ананьева. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 332 с.
  6. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  1. 7. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до
    школы». / Под ред. Вераксы Н. Е.,Комаровой Т. С., М. А. Васильевой М. А. Издание 3-е исправленное и дополненное, Москва «Мозаика-синтез» 2014 г.
    1. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 – ФЗ (ред. от 09.05.2005 г.).
    3. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 09.05.2002 г).
    4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г.).
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
    6. Концепция информационной безопасности детей http://government.ru (дата входа 07.03.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, правило безопасности, безопасное поведение, гражданская оборона, дорожное движение, дошкольное образовательное учреждение, зимний период, игровое оборудование, исправное состояние.


Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Похожие статьи

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Особенности патриотического воспитания в детских дошкольных учреждениях

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в учреждениях дополнительного образования

Задать вопрос