Охрана труда — один из компонентов безопасности образовательного учреждения
Авторы: Александрова Ирина Витальевна, Сославина Ирина Анатольевна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 02.04.2023
Статья просмотрена: 76 раз
Библиографическое описание:
Александрова, И. В. Охрана труда — один из компонентов безопасности образовательного учреждения / И. В. Александрова, И. А. Сославина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8261/ (дата обращения: 16.12.2024).
Авторы, практикующие руководители дошкольных учреждений г. Чебоксары, напоминают о соблюдении правил ОТ, необходимости ведения журналов и инструктажах с персоналом.
Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, ДОУ, ОТ, охрана труда, ТК, трудовой кодекс.
Вопрос безопасности жизнедеятельности человека признается по всему миру, даже ООН обозначает ее одной из приоритетных в научных исследованиях. Защита человека от отрицательных воздействий антропогенного и естественного происхождения, стремление к комфортным, а главное, безопасным условиям — первостепенные задачи страны.
Вопросы безопасности жизнедеятельности волновали умы отечественных исследователей: В. А. Алексеенко, В. С. Белова, А. С. Вернадского, А. В. Гостюшина, В. А. Левицкого, М. В. Ломоносова, И. М. Сеченова, Э. Я. Соколова, и др.
Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся и работников является одним из наиболее важных и сложных. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает создание безопасных условий пребывания школьников и персонала, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда, ведение обязательной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.
Охрана труда — отлаженная система сохранения жизни и здоровья сотрудников в ходе трудовой деятельности, вбирающая в себя: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
За соблюдением норм охраны труда в детском саду отвечает непосредственно руководитель детского сада, в учреждении создается комиссия по ОТ и приказом назначается ответственный за охрану труда в дошкольном образовательном учреждении. Ответственный за охрану труда разрабатывает инструкции по охране труда и утверждает их у руководителя детским садом.
Ответственный за охрану труда в ДОУ или специалист по ОТ должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы с учетом специфики работы по охране труда. При отсутствии такого специалиста, его обязанности осуществляет заведующий ДОУ или сотрудник, уполномоченный руководителем, который организует и контролирует работу связную с организацией ОТ в детском саду.
Перечень основных документов по охране труда в ДОУ:
– Трудовой кодекс РФ, в котором вопросам охраны труда посвящен X раздел. Специфика работы непосредственно сотрудников дошкольного учреждения отражается в гл. 52 ТК РФ, регулирующей деятельность педагогических работников.
– Ряд норм по охране труда содержится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273¬ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Отдельные нормы охраны труда в ДОУ зафиксированы:
– в ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69¬ФЗ «О пожарной безопасности».
– в ФЗ от 30 декабря 2009 г. № 384¬ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
– в ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 426¬ФЗ «О специальной оценке условий труда»,
– в многочисленных приказах федеральных органов исполнительной власти, ГОСТах и СанПинах.
На основании вышеперечисленных документов разработаны инструкции по охране труда для всех сотрудников ДОУ, а также инструкции для определенных видов работ.
Основой для работы в направлении ОТ является коллективный договор между трудовым коллективом и администрацией ДОУ. Заведующий и уполномоченный по ОТ образовательного учреждения создают необходимые условия комплексно, обеспечивая безопасность образовательного процесса, безопасную эксплуатацию коммуникаций и оборудования. Своим приказом заведующий назначает комиссию и ответственного за охрану труда в ДОУ, проводятся инструктажи, обучение в соответствующих инстанциях, которые следят за соблюдением норм охраны труда в каждом помещении учреждения.
В инструкции по ОТ педагогов ДОУ гласит, что воспитателями могут работать лица не моложе 18 лет, имеющие среднее или высшее профессиональное образование, прошедшие медосмотр и инструктаж по охране труда.
Виды инструктажа:
– вводный. Проводится заведующим со всеми, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа или должности (временными работниками и совместителями, студентами, проходящими практику). О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1);
– первичный на рабочем месте (до начала производственной деятельности проводится со всеми вновь принятыми работниками ). Инструктаж с работниками проводится лицом, ответственным за его проведение и допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.
– — повторный (проводится по программам первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям и инструкциям по охране труда на рабочем месте, инструкции о мерах пожарной безопасности). Для педработников и обслуживающего персонала он проводится один раз в год, не позднее месяца с начала учебного года.;
– внеплановый (проводится при вступлении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по ОТ, а также изменений к ним. Или в связи с изменившимися условиями труда; при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, и т. п.; по требованию органов надзора; при перерывах в работе более чем на 60 календарных дней);
–целевой проводится с работниками, перед выполнением разовых поручений, не связанных с их служебными обязанностями.
Обычно, все инструктажи фиксируются в журналах регистрации инструктажей: вводного по охране труда с работниками; по охране труда на рабочем месте с педагогическими работниками и специалистами; по охране труда на рабочем месте с обслуживающим персоналом. Все журналы в обязательно пронумеровываются, прошнуровываются, проставляются страницы и скрепляются печатью, подписью заведующего ДОУ.
Инструкции по ОТ в образовательном учреждении регистрируются в журнале учета инструкций по охране труда и выдаются работникам учреждения с регистрацией в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.
Чтобы труд сотрудников образовательного учреждения был безопасным, систематически проводятся техосмотры здания и всего оборудования ДОУ. Все сотрудники знают правила поведения во время пожара, или экстренной эвакуации и о несчастных случаях незамедлительно сообщают заведующему.
Похожие статьи
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.
Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Методические приемы работы с компьютерными играми в урочной и внеурочной деятельности
В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости использования компьютерных игр в обучении при реализации требований ФГОС ООО, например, умение осуществлять поиск, анализ, оценку информации о событиях и фактах общественных явлениях и ...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития логопедической службы в МБДОУ «Детский сад № 188» г. о. Самара
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Реализация школьного междисциплинарного проекта «Интеграция физической культуры и биологии»
Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. Менее 22 % детей приходящих в первый класс школ России, полностью здоровы. Здоровых выпускников школ в России лишь 2,5 %. Такие цифры прозвучали на Европейско...
Похожие статьи
Повышение уровня компетентности родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, через интеграцию работы учителя-логопеда и специалистов детского сада
Для наилучшего результата коррекционной работы, необходимо следить за правильным произношением детей дошкольного возраста не только в образовательной организации, но и дома. Для этого нужно привлечь родителей к образовательному процессу и не просто п...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Формирование познавательного интереса и регуляции поведения детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
Авторы рассуждают о том, как важно удерживать познавательный интерес у детей с ОВЗ, делятся практическим опытом и вариантами, игр, вызывающих интерес к математике с детского сада.
Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Методические приемы работы с компьютерными играми в урочной и внеурочной деятельности
В данной статье подчеркивается актуальный характер необходимости использования компьютерных игр в обучении при реализации требований ФГОС ООО, например, умение осуществлять поиск, анализ, оценку информации о событиях и фактах общественных явлениях и ...
Интерактивный плакат как инструмент дистанционного взаимодействия и обучения в ДОУ в период самоизоляции
В статье авторы представляют дистанционные формы взаимодействия с родителями с использованием интерактивных тематических плакатов, созданных на платформе Panel — Genial.ly. Содержание и формы работы с плакатами для воспитанников соответствует требова...
Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития логопедической службы в МБДОУ «Детский сад № 188» г. о. Самара
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ...
Взаимодействие с родителями специалистов по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Первым и главным институтом воспитания ребенка является семья. В связи с этим, в семье и закладываются основы личности ребенка, его нравственность, поведенческие черты, происходит развитие всех психических процессов. В ходе организации коррекционно-п...
Реализация школьного междисциплинарного проекта «Интеграция физической культуры и биологии»
Сегодня остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. Менее 22 % детей приходящих в первый класс школ России, полностью здоровы. Здоровых выпускников школ в России лишь 2,5 %. Такие цифры прозвучали на Европейско...