К вопросу об охране труда в государственном органе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. К вопросу об охране труда в государственном органе / В. Н. Паршин, Н. А. Смирнова, Д. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 220-228. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49231/ (дата обращения: 22.12.2024).



Государственный орган, кадровая работа, охрана труда, система управления охраной труда, государственный гражданский служащий, работник, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение по охране труда, специальная оценка условий труда, производственный контроль, медицинские осмотры.

В настоящее время все больше внимания уделяется охране труда в государственных органах. Авторы статьи рассматривают реализацию положений охраны труда в государственном органе как равнозначную составляющую кадровой работы [1]. Опыт кадровой работы свидетельствует о том, что в повседневной деятельности нередко приходиться отвечать на вопросы, связанные с охраной труда. Рассмотрим их.

  1. Прежде всего, это вопрос оформировании системы управления охраной труда. Формирование системы управления охраной труда начинается с проработки Трудового Кодекса Российской Федерации; Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федерального закона «О специальной оценке условий труда»; Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29; Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17.12.2002 № 80; Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14; приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда». В итоге, после проработки актов законодательства Российской Федерации, формируется положение о системе управления охраной труда в государственном органе с учетом спецификиего деятельности, которое утверждается приказом государственного органа.

Из опыта работы: Положение о системе управления охраной труда в государственном органе включает следующие основные вопросы:

– управление и организация работы по охране труда;

– политика и цели государственного органа в области охраны труда;

– фиксирование задач и функций, возлагаемых на подразделение

– по работе в сфере охраны труда;

– обеспечение безопасных условий и охраны труда;

– обучение требованиям охраны труда;

– организация и проведение инструктажей по охране труда;

– планирование и исполнение мероприятий в сфере охраны труда;

– контроль и ответственность за нарушение требований охраны труда.

Практика показывает, что Положение о системе управления охраной труда в государственном органе (далее — Положение) может содержать еще вопросы, подробно прописывающие процедуры, направленные на достижение целей представителя нанимателя/работодателя в области охраны труда. Нередко авторам задают вопрос: «Какой документ является ориентиром для разработки Положения?» Ответ очевиден. Следует использовать типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

Другим не менее важным вопросом, является вопрос определения подразделения по работе в сфере охраны труда. Конечно, идеальный вариант — создать самостоятельное подразделение по работе в сфере охраны труда. Но такой вариант не всегда возможен, например, государственный орган по количеству должностей государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы (далее — работники) немногочислен (в частности, 20–45 должностей). Практика показала, что выходом из сложившейся ситуации является возложение задач и функцийв сфере охраны труда на кадровое подразделение государственного органа. Однако, авторы, в этом случае, обращают внимание на необходимость соответствующей подготовки гражданских служащих и работников кадрового подразделения в сфере охраны труда. Охрана труда — это самостоятельное направление работы в государственном органе со своими государственными стандартами, правилами и порядками. Пренебрегать подготовкой специалистов кадровых служб в сфере охраны труда нельзя!

Вопрос о конкретизации задач и функций в сфере охраны труда, возлагаемых на кадровое подразделение государственного органа, авторы предлагают решать, показывая свой опыт. В качестве примера структурного подразделения авторы рассматривают Отдел по вопросам государственной службы и кадров Комитета по информатизации и связи (далее — Отдел). Так на Отдел, в частности, возлагаются следующие задачи и функции в сфере охраны труда.

Основные задачи Отдела в сфере охраны труда:

– организация работы по обеспечению выполнения гражданскими служащими и работниками требований охраны труда;

– обеспечение контроля за соблюдением гражданскими служащими и работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, локальных нормативных актов государственного органа;

– организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

– информирование и консультирование гражданских служащих и работников государственного органа, в том числе руководителя государственного органа по вопросам охраны труда;

– изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Функции Отдела в сфере охраны труда:

– обеспечение учета и анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

– организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;

– организация и участие в проведении производственного контроля;

– разработка программы обучения по охране труда в государственном органе;

– организация обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда гражданских служащих и работников государственного органа;

– оказание организационно-методической помощи гражданским служащим и работникам при подготовке к проверке знаний требований охраны труда;

– оказание помощи руководителям структурных подразделений государственного органа в составлении списков должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

– организация и проведение расследования несчастных случаев на производстве;

– участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;

– оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками;

– участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

– проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу в государственный орган (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;

– участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

– разработка программ инструктажей в государственном органе;

– оказание методической помощи руководителям структурных подразделений государственного органа при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

– подготовка уголка по охране труда в государственном органе;

– организация совещаний по охране труда;

– ведение пропаганды по вопросам охраны труда;

– доведение до сведения гражданских служащих и работников в государственном органе действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Санкт-Петербурга локальных нормативных актов государственного органа.

Учитывая, что разработка Положения — процесс кропотливый и нелегкий, авторы рекомендуют осмотрительно подходить к проработке каждого раздела документы, уделяя особое внимание:

– государственным нормативным требованиям охраны труда;

– фиксированию обязанностей ответственных должных лиц в сфере охраны труда;

– разработке документации по охране труда;

– контролю, планированию и проведению мероприятий по охране труда;

– предотвращению травматизма и ухудшению здоровья гражданских служащих и работников;

Таким образом, разработка Положения является основой организации и функционирования системы управления охраной труда и требует от гражданских служащих и работников кадровых подразделений государственных органов глубокой проработки каждого раздела и соответствующей подготовленности в вопросах охраны труда.

  1. Вводный инструктаж. Порядок проведения вводного инструктажа регламентируется:

– ГОСТ 12.0.004–2015. (Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст) [2];

– постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» [3];

Проведение вводного инструктажа в государственном органе заключается в изложении (выдаче) в устной или письменной форме инструктирующим лицом инструктируемому лицу конкретных руководящих и обязательных для исполнения требований (указаний) по условиям, порядку и последовательности безопасного совершения тех или иных конкретных действий (трудовых, служебных функций и т. п.) во время исполнения инструктируемым лицом порученных ему трудовых, служебных и (или) поведенческих функций.

Вводный инструктаж проводится для всех принимаемых на работу в государственный орган лиц; лиц, назначаемых в государственный орган на должности гражданской службы; лиц, командированных в государственный орган; а также для обучающихся образовательных организаций и учреждений соответствующих уровней, проходящих производственную (преддипломную) практику в государственном органе.

Вводный инструктаж проводит сотрудник кадрового подразделения государственного органа, на которого приказом государственного органа возложены обязанности по проведению вводного инструктажа, прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной с учетом специфики государственного органа, которая утверждается в порядке, установленном в государственном органе.

Авторы обращают внимание на процедуру завершения вводного инструктажа. А именно, проведение вводного инструктажа должно завершаться устной проверкой инструктирующим лицом степени усвоения содержания инструктажа инструктируемым лицом. Проведение вводного инструктажа по охране труда и усвоение его содержания должно регистрироваться и фиксироваться в журнале регистрации вводного инструктажа.

Приведенные постулаты проведения вводного инструктажа являются основополагающими, реализация их на практике, как правило, не вызывает трудностей.

  1. Инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый ицелевой). Порядок проведения инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, внепланового и целевого) регламентируется:

– постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»;

– ГОСТ 12.0.004–2015. (Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).

Первичный инструктаж на рабочем месте, по общему правилу, проводится до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми на работу в государственный орган лицами; лицами, назначенными в государственный орган на должности гражданской службы. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений государственного органа по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов государственного органа, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Повторный инструктаж проходят все работники и гражданские служащие не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения инструктажа на рабочем месте.

Внеплановый инструктаж проводится при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов; при нарушении работниками, гражданскими служащими требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай); по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями — более 30 календарных дней, а для остальных работ — более двух месяцев); по решению руководителя государственного органа.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.

Опыт свидетельствует о том, что первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж постоянно проводятся с работниками и гражданскими служащими. Внеплановый инструктаж и целевой инструктаж проводятся редко в государственных органах. Это связано со спецификой работы и гражданской службы в государственных органах (офисная работа).

Из практики работы следует, что для упорядочения работы по проведению первичного и повторного инструктажей необходимо приказом государственного органа закрепить ответственными за проведение инструктажей на рабочих местах соответствующих руководителей структурных подразделений.

Разработка программы инструктажа на рабочем месте, как правило, требует глубокой проработки вопроса. Авторам часто приходится отвечать на вопрос руководителей структурных подразделений государственных органов. Что должно входить в содержание программы инструктажа на рабочем месте? В ответ приводится свой пример. В качестве примера, авторы приводят следующее краткое содержание программы инструктажа на рабочем месте в государственном органе:

  1. Вводная часть.
  2. Общие сведения о сфере деятельности государственного органа и об оборудовании на (конкретном) рабочем месте. Основные опасные и вредные производственные факторы.
  3. Безопасная организация и содержание рабочего места.
  4. Требования по предупреждению электротравматизма.
  5. Средства индивидуальной защиты и правила пользования ими.
  6. Действия при пожаре.
  7. Ознакомление и изучение инструкций по охране труда государственного органа:

– инструкция по охране труда при работе с офисной оргтехникой;

– инструкция по охране труда при использовании бытовых нагревательных приборов;

– инструкция по охране труда при работе на персональном компьютере;

– инструкция по оказанию первой доврачебной помощи;

– инструкция по электробезопасности для неэлектротехнического персонала;

– инструкция по охране труда при ручной обработке грузов;

– инструкция по охране труда для государственных гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы в государственном органе, убывающих в местную командировку;

– инструкция по охране труда для государственных гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы в государственном органе, убывающих в служебную командировку;

– инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях государственного органа.

Безусловно, предложенное содержание программы на рабочем месте не является исчерпывающим. Будет дополняться и совершенствоваться.

Но определенно, может послужить сотрудникам кадровых служб государственных органов ориентиром в работе.

Важно учесть, что инструкции для инструктажа работников и гражданских служащих необходимо утвердить приказом государственного органа; все инструктажи первичный и повторный (другие инструктажи) на рабочем месте обязательно следует регистрировать в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

  1. Обучение по охране труда.

Порядок проведения обучения по охране труда регламентируется:

– постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»;

– ГОСТ 12.0.004–2015. (Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).

Гражданские служащие и работники (руководители, специалисты) государственных органов проходят обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на гражданскую службу, работу, далее — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Обучение по охране труда гражданских служащих и работников (руководители, специалисты) проводится по соответствующей программе непосредственно в государственном органе или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Ни для кого не делается исключение в обучении по охране труда.

Законодательство Российской Федерации строго регламентирует вопрос обучения по охране труда. Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда). В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда [5].

Практика работы показала, что обучение по охране труда в государственном органе начинается с большой подготовительной работы. Разрабатывается и издается приказ государственного органа, утверждающий состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда (не менее трех человек); график проведения проверки знаний требований охраны труда гражданских служащих и работников; программу обучения по охране труда; порядок осуществления проверки знаний требований охраны труда. Изданию приказа предшествуют: прохождение обучения членами комиссии и проведение проверки у них знаний требований охраны труда в специализированном учебном учреждении (как правило, два члена комиссии проходят обучение по программе «Обучение по охране труда руководителей и специалистов организации», один член комиссии проходит обучение по программе «Специалист по охране труда); разработка программы обучения по охране труда на основе примерных учебных планов и программ по охране труда; разработка систематизированного учебного материала (теоретические источники и нормативные правовые акты) обеспечивающего самостоятельное изучение гражданскими служащими и работниками программы по охране труда; формирование вопросов для тестирования и оформление экзаменационных билетов; изготовление удостоверений по установленной форме.

По мнению авторов, для самостоятельного изучения теоретических источников и нормативных правовых актов гражданскими служащими и работниками следует определять период не менее одного месяца. Проверку знаний требований охраны труда проводить методом тестирования по экзаменационным билетам. Такой подход, как показала практика, имеет положительный эффект.

Результаты проверки знаний требований охраны труда гражданских служащих и работников государственного органа оформляются протоколом по форме согласно приложению № 1 к Порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29.

Гражданскому служащему/работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью государственного органа, проводившего обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, по установленной форме.

Следует обратить внимание на тот факт, что необходимо учитывать и сохранять в государственном органе весь пакет документов по обучению по охране труда и проверке требований знаний охраны труда:

– приказ государственного органа, утверждающий состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда, график проведения проверки знаний требований охраны труда гражданских служащих и работников, программу обучения по охране труда, порядок осуществления проверки знаний требований охраны труда;

– экзаменационные билеты;

– систематизированный учебный материал, обеспечивающий самостоятельное изучение гражданскими служащими и работниками программы по охране труда;

– протокол;

– бланки удостоверений.

  1. Специальная оценка условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентируется Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон).

Важное. Федеральный закон в полном объеме регламентирует вопросы проведения специальной оценки рабочих мест работников государственного органа. Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда гражданских служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе. В настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных служащих, отсутствуют.

Опыт работы показывает, что государственные органы последовательно осуществляют мероприятия по идентификации вредных и (или) опасных факторов трудового, служебного процесса и оценке уровня их воздействия на всех своих сотрудников.

Авторы обращают внимание на то, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя (государственный орган). Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет [6].

Для организации и проведения специальной оценки условий труда государственным органом образуется комиссия, число которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки труда. Комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей руководителя государственного органа. Членами комиссии включаются представители кадровых, юридических, финансовых подразделений и обязательно специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности по работе по охране труда). Комиссия проводит работу по формированию и утверждению перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда.

Внимательно следует подходить к выбору организации, оказывающей услуги в области охраны труда. На сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации размещается информация об аккредитованных организациях, проводящих специальную оценку условий труда. Сюда обязательно надо заглянуть. Также изучить статью 19 Федерального закона о требованиях, предъявляемых к организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Из опыта проведения специальной оценки условий труда в государственном органе, авторы обращают внимание на важные моменты при заключении государственного контракта. В техническом задании обязательно описать требования к техническим характеристикам услуг, в частности, по замерам фактических уровней потенциально вредных и (или) опасных факторов трудового процесса; по оценке напряженности трудового процесса. Также необходимо уделить особое внимание перечню отчетных документов и расчету цены контракта. Среди отчетных документов должны быть (как вариант):

– заключение эксперта;

– отчет о проведении специальной оценки условий труда;

– сведения об организации проводящей специальную оценку условий труда;

Таблица 1

Формирование системы управления охраной труда.

Положение о системе управления охраны труда в государственном органе.

Приказ об ответственном за охрану труда в государственном органе

Инструктаж на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый

и целевой).

Программа инструктажа на рабочем месте.

Приказ об утверждении инструкций по охране труда. Приказ о закреплении ответственных за проведение инструктажа на рабочих местах соответствующих руководителей структурных подразделений.

Обучение по охране труда. Приказ государственного органа, утверждающий состав комиссии

по проверке знаний требований охраны труда, график проведения проверки знаний требований охраны труда гражданских служащих и работников, программу обучения по охране труда, порядок осуществления проверки знаний требований охраны труда;

экзаменационные билеты;

систематизированный учебный материал, обеспечивающий самостоятельное изучение гражданскими служащими

и работниками программы по охране труда;

протокол;

бланки удостоверений.

Вводный инструктаж.

Программа вводного инструктажа.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение вводного инструктажа

Специальная оценка условий труда. Приказ по проведению специальной оценки условий труда. Приказ об утверждении комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда. Государственный контракт. Отчетные документы: заключение эксперта; отчет о проведении специальной оценки условий труда; сведения об организации проводящей специальную оценку условий труда; карты специальной оценки условий труда; протоколы проведения исследований и измерений идентифицированных вредных

и (или) опасных производственных факторов; заключение эксперта; протоколы оценки тяжести и напряженности трудового процесса; сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда; перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Охрана труда вгосударственном органе

Производственный контроль. Перечень рабочих мест, где будет проводится производственный контроль. Государственный контракт. Перечень отчетных документов. Перечень услуг. Программа производственного контроля государственного органа.

Медицинские осмотры.

Диспансеризация. Список гражданских служащих. План диспансеризации. Карта учета. Паспорт здоровья. Заключение

о наличии (отсутствии заболеваний). Справка

об отсутствии противопоказаний для работы с использованием сведений составляющих государственную тайну.

Медосмотр работников.

Список работников, Направление. Журнал учета направлений. Календарный план. Медкарта. Паспорт здоровья. Заключение.

Рабочие вопросы.

сигнальные цвета, знаки безопасности,

в частности обозначающие пути следования в случае пожара; оборудованные рабочие места; освещение; в помещениях должна осуществляться вентиляция воздуха, температурный режим.

– карты специальной оценки условий труда; протоколы проведения исследований и измерений, идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

– заключение эксперта; протоколы оценки тяжести и напряженности трудового процесса; сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда; перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

Особое внимание следует уделять применению результатов проведения специальной оценки условий труда, в частности, класс условий труда на рабочем месте, определенный в ходе специальной оценки труда, является обязательной составляющей содержания трудового договора.

  1. Производственный контроль. Порядок проведения производственного контроля регламентируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон).

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом [7].

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и безвредности для человека (гражданских служащих, работников) и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Авторы обращают внимание на ряд узловых моментов, которые необходимо учитывать при осуществлении производственного контроля в государственном органе. Так, при заключении государственного контракта на оказание услуг по проведению производственного контроля необходимо полно описать какие исполнитель будет оказывать услуги (замеры параметров микроклимата, освещенности и др.), при оказании услуг какие должны быть соблюдены требования руководящих документов, перечень отчетных документов. В государственном органе должна быть разработана и утверждена программа производственного контроля. Требования к программе производственного контроля подробно расписаны в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 «О введении в действие Санитарных правил — СП 1.1.1058–01" (вместе с «СП 1.1.1058–01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001). В программе производственного контроля прописывается периодичность проведения исследований, в частности, исследование микроклимата проводится 2 раза в год в холодный и теплый период (СанПиН 2.2.4.548–96, ГОСТ 12.1.005–88 ССБТ), исследование искусственной освещенности проводится 1 раз в год (СП 52.13330.2011, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278–03, СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03), исследование электромагнитного поля от ПЭВМ проводится 1 раз в год (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03, ГОСТ Р 50923–96).

  1. Медицинские осмотры.

Порядок проведения медицинских осмотров гражданских служащих определен приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». Порядок определения медосмотров работников определен приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Медицинские осмотры/диспансеризация гражданских служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований. Диспансеризация гражданских служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации гражданскими служащими, утвержденным руководителем государственного органа [8].

Практика показала, что проведение диспансеризации гражданских служащих и медицинских осмотров работников не вызывают, как правило, каких-либо проблем. Однако авторы статьи обращают внимание на пункт 3.2.2.4. Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень) [9], при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н в котором определяется в качестве вредных и опасных производственных факторов электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога глаз в сумме не менее 50 % рабочего времени) и периодичность медицинского осмотра 1 раз в 2 года (врачи: терапевт, невролог, офтальмолог; участие врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых). Почему делается такое привлечение внимания к пункту 3.2.2.4. Перечня? Потому что нередки случаи, когда экономисты и бухгалтеры, работающие в государственном органе, осуществляют работу по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога глаз в течении всего рабочего дня. Следовательно, должны проходить периодические осмотры.

Важное. Минтруда России (регулятор) в письме от 21 марта 2014 года № 15–2/ООГ-242 разъяснило, что в соответствии с пунктом 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50 % рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

  1. Рабочие вопросы.

Вданный пункт авторы обобщили не менее важные вопросы по охране труда. Так, в помещениях государственного органа должны быть размещены сигнальные цвета, знаки безопасности, в частности, обозначающие пути следования в случае пожара (ГОСТ Р 12.4.026–2001); у гражданских служащих и работников должны быть надлежаще оборудованы рабочие места (ГОСТ 12.2.032–78 ССБТ); освещение в помещениях должно соответствовать СНиП 23–05–95; в помещениях должна осуществляться вентиляция воздуха (СНиП 41–01–2003).

Таким образом, в статье рассмотрены вопросы, с которыми вплотную приходится заниматься кадровым подразделениям по охране труда, приведены действующие акты законодательства Российской Федерации в области охраны труда. В схеме 1 (См. Схему 1) систематизированы основные направления работы по охране труда, обозначены узловые моменты, тонкости на которые следует обращать внимание. Конечно, приведенные вопросы не являются исчерпывающими. Главное в том, что обозначена важность самой работы по охране труда, потому что от качества проводимых мероприятий зависит жизнь и здоровье гражданских служащих и работников. Поскольку реализация направлений работы по охране труда — есть кропотливый труд, авторы полагают, что предложенный материал будет подспорьем в первых шагах и дальнейшей деятельности гражданских служащих и работников кадровых подразделений по организации работы в сфере охраны труда в государственных органах.

Авторы обращают внимание на то, что нормы и правила охраны труда, действующие в настоящее время ориентированы, в большинстве своем, на производственную деятельность (например, для лиц рабочих профессий, обслуживающего персонала, руководителей и специалистов производственных подразделений всех уровней). В свою очередь вопросы регламентации и охраны труда офисных работников, в частности, гражданских служащих и работников государственных органов с учетом изменяющихся условий в обществе (высокий рост развития офисной техники, электроники, информационных технологий; социально-экономические перемены; появление новых профессий и специальностей; условий труда, гражданской службы) также требуют должного внимания и соответствующей проработки, например, необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения специальной оценки условий труда гражданских служащих; определяющих порядок формирования системы охраны труда в государственных органах; определить уполномоченный орган в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющий координацию деятельности государственных органов в сфере охраны труда гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы.

В заключение следует заметить, что авторы продолжают исследование по повышению качества работы по реализации положений охраны труда в государственных органах.

Литература:

  1. Паршин В. Н., Смирнова Н. А., Чернов Д. В. О содержании понятия «кадровая работа» в государственном органе [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2018.
  2. ГОСТ 12.0.004–2015. (Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).
  3. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 № 1/29 «О утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»;
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  7. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».
  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Основные термины (генерируются автоматически): охрана труда, государственный орган, специальная оценка условий труда, Российская Федерация, рабочее место, вводный инструктаж, производственный контроль, служащий, сфера охраны труда, проверка знаний требований охраны труда.


Задать вопрос