Дорога и ребёнок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 29.08.2021

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Завьялова, Ю. В. Дорога и ребёнок / Ю. В. Завьялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83818/ (дата обращения: 16.11.2024).



Щади здоровье, жизнь щади.

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья.

О. Базаров.

В нашем современном мире жизнь наполнена движением, быстрым темпом. На наших улицах стремительно увеличивается рост автомобильных потоков, и ребенок с раннего возраста становится участником дорожного движения. Поэтому, сейчас особенно актуальной проблемой является обучение маленького пешехода основам безопасного поведения на улицах и дорогах.

«Самое дорогое у человека — это жизнь» — писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в этом наполненном движением мире. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

С автомобилем ребёнок встречается везде: по дороге домой, в детский сад, около дома. Чем дальше отходит малыш от дома, тем чаще встречается с автомобилями, дорожными знаками. Очень часто дети копируют поведение взрослых в любых ситуациях. Поэтому, поведение мамы и папы на дороге, становится главным примером у малыша. Если в спешке или по невнимательности взрослые нарушают правила, ребёнок это запомнит и будет действовать так же, бессознательно. Поэтому взрослые должны быть сознательными пешеходами и участниками движения, и действовать по правилам.

Так, когда же лучше всего начать знакомить малыша с правилами дорожного движения и как это сделать? Я считаю, что с самого раннего возраста, как только ребёнок стал активно участвовать в «путешествиях» по дорогам с родителями, необходимо обращать его внимание к знакам дорожного движения и проговаривать некоторые, понятные для малыша, правила поведения на дороге. Например, при переходе улицы, обратить внимание ребёнка на знак пешеходного перехода и проговорить, что только по этим белым полоскам необходимо переходить дорогу. Начиная с самого раннего возраста можно слушать песенки, читать стишки, смотреть мультики о правилах поведения на дороге. Когда ребёнок начнёт посещать детский сад он уже будет знать самые основные дорожные правила.

Детский сад — это первая ступень в системе непрерывного образования, а значит, учитывая значимость работы в этом направлении, особое внимание должно уделяться формированию у детей знаний правил дорожного движения. Задача воспитателя на данном этапе — прививать навыки и умения дошкольникам, связанные с безопасностью движения на дороге.

В детском саду работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности. Начиная с младшего возраста проводятся беседы с рассматриванием иллюстраций, так же дети любят разыгрывание игровых ситуаций. Все полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование; а также в повседневной жизни, за пределами детского сада. Образовательная деятельность строится с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В дошкольном учреждении проводятся спортивные, театрализованные, музыкальные мероприятия, которые направлены на изучение и закрепление правил дорожного движения и дорожных знаков. Все эти мероприятия имеют одну главную цель: быть внимательным и осторожным на улицах города, а также быть способным к использованию полученных знаний.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ соответствует ФГОС: насыщенность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия), полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Особое внимание уделяется созданию соответствующей предметно-развивающей среде. Организация предметной среды способствует формированию у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям, отвечает требованию ФГОС ДО. В нашем ДОУ используются: комплекты дорожных знаков; макет улицы с транспортными средствами; схема маршрута безопасного движения в детский сад; наглядно-иллюстративный материал; обучающие и развивающие игры; атрибуты для игровых ситуаций с дорожной тематикой; детская художественная литература; картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц; альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой город».

Воспитателями накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.

Главная задача воспитателя доступно разъяснить правила дорожного движения, а также донести до ребёнка смысл несоблюдения правил. Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге эффективно осуществляются в игровой форме. Игра, как главный вид деятельности детей, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного движения. Она является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Обучая детей этим правилам в процессе игры, воспитатель должен сам хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Прежде чем начать обучать детей с помощью развивающих игр, необходимо ознакомиться с содержанием игр и их методическими рекомендациями. Стимуляция познавательных мотивов и элементы соревнования должны быть включены в правила игры. Интересной и эффективной формой работы являются игровые ситуации и режиссёрские игры по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, развивать речь детей, обогащать словарь.

При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют ролевые игры, во время которых моделируется форма социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии при обучении детей правилам дорожного движения, а именно физкультурно-оздоровительные, которые направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Для закрепления пройденного материала, команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.

Закрепление знаний дошкольников по ПДД происходит во время целевых познавательных прогулок на перекрёстов, к проезжей части с пешеходным переходом с использованием дидактических словесных игр. Эти игры помогают активно наблюдать за транспортом, перекрёстком, сигналами светофора, распознавать элементы дороги. Основной элемент прогулки — переход дороги с соблюдением правил дорожного движения, где дети могут применить полученные знания.

Формирование у детей навыков правильного поведения на дороге требует повседневной, кропотливой работы совместно с участием родителей. Полученные в детском саду знания необходимо закреплять в семье. Работа с родителями происходит в различных формах, это: совместные развлечения и досуги; консультации; показательные занятия, анкетирование; конкурсы рисунков; встречи с инспектором ГИБДД. Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. В раздевалке всегда есть информация в виде буклетов, брошюр, информационных стендов о правилах ПДД. Вся работа воспитателя, привить знания ребёнку, окажется бесполезной, если родители систематически эти правила будут нарушать. Основная роль в процессе формирования знаний о правилах безопасного поведения на дороге должна принадлежать родителям. Каждый родитель должен помнить, что является примером для своего малыша.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.:АСТ, 1998.
  2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  3. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  4. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  5. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
  6. Саулина Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  7. Хабибуллина Е. Я. «Дорожная азбука в детском саду»,2013
  8. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. –М.: Издательство Скрипторий 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский сад, дорога, правило, безопасное поведение, игра, ребенок, особое внимание, пешеходный переход, самый ранний возраст.


Задать вопрос