Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 13.12.2019

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Макарова, В. Н. Формирование осознанного безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста / В. Н. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65135/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обучение детей правилам безопасности дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного образования. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в рамках образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» поставлена задача: формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, в природе. А один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования включает требования к формированию произвольного и безопасного поведения: «Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены».

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — это непрерывный и целостный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Педагогам необходимо не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, но важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомниться им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.

Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача — донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.

В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, эта проблема имеет большое значение в последнее десятилетие. Дети дошкольного возраста подвижны, нетерпеливы, у них недостаточно сформировано чувство опасности, они плохо ориентируются в пространстве, поэтому они больше других подвергаются опасности на дорогах.

На данный момент проблема дорожно-транспортного травматизма одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольной организации — организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Много времени в течение дня дети проводят в детском саду, поэтому они должны получить информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Воспитатели учат детей основным правилам поведения на дороге, формируют социальную позицию, совершенствуют умения и навыки, готовят к самостоятельной жизни, тем самым увеличивают возможность сохранить им жизнь и здоровье.

Необходимо с самого раннего возраста учить детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. В этом принимают участие педагоги ДОО и родители, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные организации.

В образования дошкольников вводятся новые формы работы, такие как, игровая, проектная деятельность, проблемные ситуации, творческие мастерские, ИКТ и т. д., проводится обновление содержания дошкольного образования. Особенно хочется выделить из многих интересных методов взаимодействия проектную деятельность. Благодаря этой технологии дети сами ставят перед собой проблему, которая их интересует, и с помощью различных источников информации ищут ответы на свои вопросы, активно включаются в процесс своего образования. Проектная технология очень эффективна, ребенок полностью погружается в ту проблему, которую ему необходимо решить.

Использование проектной технологии при обучении детей правилам дорожного движения имеют хорошие результаты, потому что ребенок самостоятельно или со своими родителями решает поставленные задачи. В данной деятельности идет тесное взаимодействие родителей с детьми, что способствует качественному выполнению данной проблемы, а так же улучшается психологическая обстановка и в семье.

Начиная с раннего возраста (с 2 лет) воспитатели знакомят детей с правилами дорожного движения. Эта работа является предпосылкой для более глубокого ознакомления в будущем с окружающим миром, формирования у детей ориентировки в нем, закладывается основа для ознакомления с правилами дорожного движения. Воспитатели используют различные методические приемы, формы. Из года в год эти знания расширяются.

С детьми 4–5 лет по изучению правил дорожного движения воспитатели так же использовали проектную технологию. Ими были разработаны проекты: «Маленький пешеход в городе», «Наш друг — светофор», «Дорога и дети», «Мои друзья — дорожные знаки».

Проект «Ребенок на улице города» рассчитан для детей средней группы и их родителей. Основная цель данного проекта — познакомить детей с правилами дорожного движения. Воспитателями были намечены задачи, решение которые позволило расширить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаков, вовлечь родителей в проектную деятельность.

Для реализации образовательного процесса по обучению детей правилам дорожного движения, в каждой группе создана развивающая предметно — пространственная среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

Оформлены «Центры безопасности», в которых имеются: комплекты дорожных знаков, модель светофора, жезлы, рули, макеты улиц, пособия и игры по обучению детей правилам дорожного движения. Приобретены развивающие и дидактические игры, плакаты: «Правила поведения на дороге», «Безопасность на дороге», сюжетные картинки «Осторожно — дорога», «Улица», «Как избежать неприятностей».

В своей работе, при обучении детей правилам дорожного движения, воспитатели используют различные формы и методы. Это — беседы: «Внимание, дорога!», «Транспорт на улицах нашего города», «Ваш друг, светофорчик». Воспитатели читают детям художественную литературу по тематике дорожного движения. Они стремятся, чтобы из каждой беседы, из каждого игрового занятия дети обязательно вынесли определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно поможет сохранить жизнь и здоровье.

Воспитатели проводили с детьми целевые прогулки: «Пешеходный переход», «Знакомство с улицей», «Перекресток», где следили за работой светофора, уточняли назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Наблюдали, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Во время прогулок дети отвечали на вопросы: «Где едут машины? Из каких частей состоит машина? Какие машины проезжают по улице? Где ходят люди? Можно ли играть на дороге? Почему опасно играть на улице и дороге?». Полученные знания закреплялись в дидактических играх: «Красный, желтый, зеленый», «Разложи правильно», «Чудо знаки», «Стоп». Во время организации сюжетно-ролевых игр «Автомобилисты», «Дорога домой», «Наша улица» воспитатели продолжали знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому педагоги значительное место отводят играм на развитие внимания: «Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?», «Сделай, как было» и др.

Многие родители ошибаются, они считают, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но это неправильно! Ведь у детей основные привычки формируются в раннем возрасте, в том числе и манера поведения. Поэтому перед воспитателями стоит задача — донести информацию по ПДД не только до детей, но и для родителей. С этой целью воспитатели проводили консультации для родителей: «Знайте, правила движенья, как таблицу умножения», «Правила перехода улицы», «Ребенок и дорога», «Правила перевозки детей в автомобиле».

Во время проведения спортивных досугов по правилам дорожного движения воспитатели привлекали родителей к активному участию. Родители становились участниками соревнований наравне с детьми. Интересно, весело проходили праздники и досуги: сказка — игра «Азбука пешехода», музыкально — игровой досуг «Помни правила дорожного движения» и др.

Дети встречались с сотрудниками ОГИБДД, рассматривали патрульную машину, знакомились с назначением светового сигнала — проблескового маячка на крыше машины. Подобная форма организации работы помогает детям лучше адаптироваться к окружающему миру и усвоить правила безопасного поведения в нем.

Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старших и подготовительных к школе группах.

Ребенок в возрасте 5–6 лет характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Воспитателями были разработаны следующие проекты: «Азбука пешехода», «Дорога, транспорт и дети», «Азбука безопасности»; «Машины на нашей улице», «Соблюдай ПДД, не окажешься в беде».

Целью данных проектов являлось содействие подготовки сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатели продолжают учать различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, знакомят с предупреждающими, предписывающими, указательными знаками. Они объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают с детьми дорожные ситуации с помощью макета улицы. Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдение за движением

пешеходов, транспорта затем уточнялись, дополнялись во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняли аппликацию «Светофор», рассматривали и рисовали картину «Улица города», строили улицы для кукол.

В течение года проводились выставки рисунков детей: «Такие разные автомобили», «Я и дорога», «Придумай новый дорожный знак». Дети вместе с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Одной из основных задач развивающей предметно — пространственной среды является обогащение игрового центра активности «ПДД» элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. С этой целью в этом центре имеются разные дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход».

Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с детьми дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге. В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитатели используют различные формы взаимодействия с родителями:

− памятки и листовки — обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

− папки-передвижки, в которых содержится материал по правилам дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

− консультационный материал «Модель грамотного, безопасного поведения детей на улице и дороге», «Как правильно подобрать детское удерживающее устройство»;

− памятки для родителей.

Особое место по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма занимают встречи детей с сотрудниками ОГИБДД, которые проводили с детьми беседы на темы: «Правила для пешеходов и пассажиров», «Соблюдение правил дорожного движения и обеспечение жизнедеятельности детей на дорогах». Старшие дошкольники внимательно слушают рассказы о правилах перехода дороги, о поведении в общественном транспорте, о необходимости не только знать Правила, но и обязательно их выполнять.

Ежегодно воспитатели проводят с детьми экскурсии в школьную библиотеку, городскую детскую библиотеку, где ребята знакомятся с новой художественной литературой, знакомятся с выставкой по данной теме.

Таким образом, систематическая работа воспитателя и родителей помогают детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

В подготовительных к школе группах знания детей о Правилах дорожного движения, о транспорте и профессиях систематизируются.

Воспитатели разработали творчески — исследовательский проект «Правила дорожные детям знать положено». Целью данного проекта — создание максимально эффективных условий для детей по формированию элементарных правил дорожно-транспортной безопасности. Включение родителей в образовательную деятельность, направленную на расширение и закрепление знаний правил дорожного движения.

Для развития внимания, памяти у детей подготовительных к школе групп воспитатели использовали многочисленные дидактические игры.

С родителями проводились консультации по правилам дорожного движения: «Азбука пешехода», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу — враг, особенно зимой!», «Внимание, дети!»; в родительских уголках оформляются наглядно — информационные стенды: «Добрая дорога детства», «Внимание — дети».

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Каждый год в детский сад приходят малыши, и задача педагогов подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ОГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, используя технологию проектного метода, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОО, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших детей.

Литература:

  1. Вагурина, С. Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса /С. Д. Вагурина, Н. М. Савина, С. В.: Строкач.- Белгород: БелРИПКППС, 2007. 84 с.
  2. Авдеева. Н.Н., Князева. О.Л., Стёркина. Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста./ Н. Н. Авдеева, О.Л., Князева, Р. Б. Стёркина. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003. — 118 с.
  3. Старцева Ю. А., Школа дорожных наук: дошкольникам о правилах дорожного движения./ Ю. А. Старцева. — М.: ТЦ Сфера, 2018. 64 с.
  4. Степаненкова. Э.Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005.- 87 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, правило, безопасное поведение, дорога, родитель, воспитатель, обучение детей, дошкольное образование, детский сад.


Похожие статьи

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Похожие статьи

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников в условиях взаимодействия с семьей

Формирование осознанного отношения детей дошкольного возраста к своему здоровью

Формирование позитивного ценностного отношения к физической культуре и спорту у школьников

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Задать вопрос