Дети — самая незащищенная категория граждан. Ведь по статистике нам известно, что ДТП уносит больше жизней чем все эпидемии вместе взятые. Поведение ребенка зачастую непредсказуемое и необъяснимо. Это связано с психофизиологическим и возрастными особенностями. Дети дошкольного возраста не могут реально оценивать ситуацию на дороге, из-за плохой координации движения, отсутствие навыков организации в пространстве, неразвитости бокового зрения.
В связи с этим встает вопрос: «Как снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и сформировать у детей навыки безопасного поведения на дороге?», «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог, поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Навыки формируются в процессе последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками. Этот процесс очень длительный и сложный, требующий разнообразных форм работы.
Каждая форма работы должна соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Во время процесса обучения задания должны быть ориентированы на ситуацию успеха.
В дошкольном возрасте навыки формируются в процессе игровой деятельности. Игры — это основной вид детальности в детском саду, в процессе которой дети применяют и расширяют свои знания. Благодаря сюжетно-ролевым играм дети с особым интересом изучают правила дорожного движения. Это такие игры как: «Инспектор ДПС», «Автобус», «Мы едим на море», «Такси», «Автозаправочная станция», «Я пешеход», «Перекресток» и т. д. Для проведения этих игр обязательно используются дорожные знаки, светофор, костюмы, соответствующие сюжетно-ролевой игры, игровые рули, интерактивная доска. Лучшему усвоению правил дорожного движения способствует обыгрывание различных ситуаций на дороге [1].
Большое значение имеют и подвижные игры: «Мы водители», «Умелый пешеход», «Бегущий светофор» и многие другие. Они вызывают положительные эмоции, хорошее настроение, при этом способствуют закреплению определенных навыков и умений.
Создание проблемной ситуации способствует развитию логического мышления у детей, ведь ребенок может оказаться в нестандартной ситуации, которая потребует от него решения.
Одна из самых доступных форм организации работы является беседа с наглядным материалом. Обсуждаем такие темы как: «Опасность на улице», «Правила поведения на тротуаре и детской площадке», «Виды транспортных средств», «Виды и сигналы светофора» и т. д.
Для работы с дошкольниками используется большое количество дидактических игр. В дидактической игре иные отношения у детей и педагога и некоторые дидактические игры могут быть помещены в Лэпбук, для удобного использования. Лэпбук — это интерактивная папка для детей на заданную тему, то есть ребенок может взять пособие и посмотрев его сидя ы удобном для него месте. Так же хочу рассказать о сделанном мною дидактическом пособии из фетра. Фетр -0 цветной, яркий и очень практичный материал, изделия из которого смотрится просто великолепно, привлекает внимание ребенка, заставляет его удивляет и дарит радость, кроме этого, развивает мелкую моторику. Игры из фетра: «Путешествие автобуса и легковушки», «Внимание, дорога!», «Азбука пешехода», «Транспорт», «Азбука безопасности», «Можно ездить или нет», «Мой друг светофор» [2].
Дидактический материал лучше усваивается небольшими подгруппами или индивидуально. Одной из индивидуальной формы работы с дошкольниками является такое пособие как бизиборд по ПДД. Что же такое бизиборд? В переводе оно означает занятие и доска. Это приспособление было придумано выдающимся врачом и педагогом Марией Монтессори. Всё начинается с фразы «Я сам», именно это и приняла за основу мудрейший педагог. По е мнению, малыши способны всему научиться самостоятельно, для этого им необходимо всего лишь организовать пространство. Именно вещи, а не люди помогут ребёнку взрослеть. В рамках этой теории и были придуманы развивающие доски для детей. Бизиборд ПДД воплощает заветную детскую мечту побывать на месте водителя авто. Поэтому и мальчики, и девочки с удовольствием «садятся за руль». Воспитателю остается только поддерживать инициативу ребят и организовать поочередное вождение. Учитывая интерес, который ввязывает автомобильная панель у детей, взрослый легко поможет дошкольнику освоить азы вождения и главные правила дорожного движения.
Мы как воспитатели и родителя должны донести до детей смысл, необходимость знаний, навыков по данной проблеме. И конечно же необходимо помнить, что ребенок берет пример с членов семьи и других взрослых. Результатом нашей работы является воспитание грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В нашем детском саду в этом направлении ведется большая профилактическая работа по предотвращению ДТП надорогах. Для проведения таких занятий, на территории учреждения оборудована площадка с дорожной разметкой, для изучения различных ситуаций на дороге. Имеется комплект выносного материала: светофор, комплект дорожных знаков, обязательных для понимания детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием в процессе игры изучают правила перехода улицы. Обыгрываются различные ситуации на дороге (когда машина движется на большой скорости, если на дорогу случайно вылетел мяч и т. д. В процессе игры изучаются правила дорожного движения со знаками. Ребята справляются с ситуацией на дороге, когда стоит знак «движение пешеходов запрещено», «велосипедная дорожка», «въезд запрещен» и т. д.
Методы, применяемые во время работы по профилактике дорожного травматизма — это беседы, чтение специальной художественно-познавательной литературы (В. Семернина «Запрещается — разрешается», В. Кожевникова «Светофор», А. Дорохова «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», «Подземный ход» и т. д.), проведение групповых занятий, просмотр обучающих видеоматериалов, художественная и творческая деятельность, проведение обучающих игр с детьми в группе, исследовательская деятельность по проекту «Безопасный маршрут от дома до детсада». Проект разрабатывается совместно с родителями.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма дело не только работников детского сада, но и родителей. И если воспитанники в течении дня находятся на территории детского сада, то вечером они предоставлены родителям. И вот здесь важно проводить работу с самими родителями, чтобы они также учили правилам дорожного движения. Именно родители, своим личным примером, могут показать, как правильно переходить улицу, рассказать о возможной, непредсказуемой ситуации на дороге, поэтому наша работа с родителями в этом направлении ведется активно. В памятках предложено использовать светоотражающие элементы на одежде ребенка. Мы приглашаем на родительские собрания сотрудников Госавтоинспекции, чтобы еще раз напомнить родителям об опасностях на дорогах. Для педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения использую информационные стенды для родителей, папки-передвижки. Родители активно участвуют в конкурсах на лучший семейный рисунок, кроссворд, сказку по данной тематике. Оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения. Так же проводим «Квест игры», круглые столы.
Наш детский сад взаимодействует со школой. Школьники частые гости у нас. Они приходят рассказать детям о правилах поведения на дороге. Так же проводим мероприятия, способствующие закреплению правил поведения в транспорте, на дороге.
В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для дошкольников, педагогов и родителей. В группах оформлены тематические уголки, в комнате «Азбука безопасности» широко представлен наглядный и демонстрационный материал, настольные макеты городских улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды.
Таким образом, работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна проводиться планово, системно и постоянно, естественно и органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. А формы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должны быть интересными и разнообразными и вызывать положительные эмоции у детей и родителей.
Литература:
1. Азбука дорожного движения для старших дошкольников /Учебно-методическое пособие — МОУДОД «Городской центр детского технического творчества», Кемерово 2007.
2. Т. Ф. Саулина. Ознакомление дошкольников с ПДД. — 2013: М.: Мозаика-Синтез. — 77 с.
3. К. В. Петрова «Как научить детей ПДД». Планирование занятий, дидактические игры, 2013.
4. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольника. — 2006: Просвещение. — 94 с.
5. М. С. Коган. Правила знать каждому положено. — 2. — 2007: Новосибирск. — 236 с.
6. Н. В. Пикулева. Правила знать каждому положено. — 2008: Стрекоза, 2008. — 10 с.Кузнецова Н. М. Учебно — методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних» Кузнецова Н. М. Учебно — методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних».
7. Три сигнала светофора: Дидакт. Игры, сценарии вечеров досуга: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н.В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Сост. Т. Ф. Саулина. — М.: Просвещение, 1989. — 62 с