Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через использование различных форм работы в условиях сельской дошкольной образовательной организации / И. В. Болгова, Т. Г. Кузнецова, Е. Г. Юракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 53 (395). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/395/87411/ (дата обращения: 17.12.2024).



Детский сад «Солнышко» — сельское дошкольное учреждение, но оно расположено в центре большого села, рядом с детским садом несколько транспортных перекрестков, часть детей идут в детский сад и возвращаются домой по достаточно оживленной дороге, по которой движется и частный транспорт, и большегрузные автомобили сельскохозяйственных предприятий, расположенных неподалеку от села. Дети, которые живут на улицах Куйбышева, Школьная, Комсомольская и после детского сада играют и гуляют рядом с проезжей частью.

Даже в селе, в век высоких скоростей, проблема дорожной безопасности очень актуальна.

В детском саду ведется целенаправленная работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Систематически мы отслеживаем результативность работы. По итогам диагностики уровня усвоения дошкольниками правил дорожного движения было выявлено, что уровень подготовки воспитанников в сфере безопасного поведения на улицах постепенно растет.

Проанализировав и обобщив результаты работы, можно говорить о том, что проведение системной работы дает свои результаты, но при этом данная проблема остается актуальной для значительной части детей (38 %) и их родителей, поэтому работа коллектива в этом направлении продолжается.

Содержание образовательного процесса в учреждении выстроено в соответствии с программой дошкольного образования «От рождения до школы» ( раздел «Формирование основ безопасности») , ООП МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности.

В каждой возрастной группе ДОУ созданы «уголки безопасности», в них подобран демонстрационный дидактический материал. Это макеты светофоров, перекрёстков, улиц, дидактические игры и пособия, которые изготовлены руками воспитателей и родителей («Зажги светофор», «Цветные огоньки», «Наши помощники — машины», «Чудо — чемодан» и т. д.), настольно — печатные игры, мнемодорожки и мнемотаблицы по обучению детей ПДД, сюжетные картинки и многое другое. Материал пополняется и обновляется на протяжении всего учебного года.

В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:

— Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»;

— Жидков Б. «Что я видел, светофор»;

— Северный А. «Три чудесных цвета»;

— Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»;

— Турутин С. «Для чего нужен светофор»;

— Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»; «Дядя Степа».

— Маршак С. «Милиционер», «Мяч».

Традицией в детском саду стало проведение недели безопасности дорожного движения «Безопасные игры на улице».

Интересными, поучительными стали встречи воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуативный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов, проводят совместные социально-значимые акции.

В рамках районного смотра-конкурса «Зелёный огонёк», была проведена информационно-просветительская акция с участием детей разновозрастной группы 3–5 лет и детей разновозрастной группы 5–7 лет и их родителями «Стань заметнее в темноте!». Цель акции: активизация деятельности ДОО по привлечению внимания участников дорожного движения к поведению детей на пешеходных переходах, проблема детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ), а также пропаганда ношения на одежде световозвращающих элементов детьми дошкольного возраста. Мы считаем, что поставленная цель была достигнута на 100 %.Надеемся, что наша акция помогла многим родителям воспитанников и прохожим понять всю важность и необходимость наличия светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых.

Организованно прошла дорожная экскурсия «Шагаю безопасно» с обязательным использованием световозвращающих элементов. Ребята разновозрастной группы «Почемучки» подготовили стихотворения о фликерах, светоотражающих элементах. Дети вручили наклейки-фликеры и информационные буклеты родителям и прохожим, тем самым напомнили взрослым о важности светоотражающих элементов на одежде в тёмное время суток и в плохую погоду. Весело и с пользой прошёл флешмоб по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Засветись — ради безопасности!» С детьми разновозрастной группы от 3 до 5 лет «Лучики» проведено спортивное мероприятие «Эстафета зелёного огонька».

Для организации обучения правилам дорожного движения были проведены целевые прогулки по улице Куйбышева. С детьми наблюдали за движущимся транспортом, рассматривали знаки на дорогах с целью проверки знаний по соблюдению правил дорожного движения. В рамках акции, направленной на пропаганду формирования навыков безопасного поведения на дороге, педагоги детского сада Болгова И. В. и Кузнецова Т. Г. с детьми раннего возраста провели мероприятия на игровой основе «Мы пешеходы», «В гостях у Светофора», подвижные игры «Автобус», Мы машину строим сами», загадывание загадок о транспорте. В рамках проекта «Наша безопасная дорога» с детьми ДОУ были проведены акции «Крути педали по правилам» и «Пешехода пропусти » (совместное мероприятие с сотрудником ГИБДД).

Акция «Крути педали по правилам» направлена на предупреждение аварийности с участием двухколёсного транспорта. Дети в красочном параде велосипедистов повторили правила дорожного движения, потренировались в соревнованиях в фигурном вождении велосипедов и самокатов. В акции «Пешехода пропусти» воспитанники вместе с инспектором ГАИ вышли на пешеходный переход с транспарантами.

С целью проведения предупредительно-профилактической работы, направленной на формирование ответственного отношения родителей, воспитанников и педагогов к соблюдению правил дорожного движения и сокращение дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в рамках проекта «Школа пешеходных наук» команда юных помощников инспекторов движения (ЮПИД) провела акцию «Пристегнись, не ленись!». Дошкольники закрепили полученные знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках в инсценировке по сказке «Теремок» на новый лад. Одним из эффективных методов воспитания безопасного поведения на улицах села является сказкотерапия. Новизна нашего опыта работы состоит в использовании сказок-презентаций с целью закрепления и расширения представлений о правилах дорожного движения.

Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь ДОУ с родителями. Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:

— индивидуальные и групповые консультации («Безопасность вашего ребенка», «Улица глазами ребенка», «Что нужно знать детям и родителям о правилах дорожного движения»);

— семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний, и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора, пешеходный переход, обязанности пешеходов, пассажиров);

— мастер-классы «Правила дорожные, знать каждому положено», «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»;

— устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

— родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ГИБДД ( Родительский всеобуч «Азбука дорожных наук»);

— анонимное анкетирование родителей «Грамотный пешеход», «Грамотный водитель», «Азбука дорожного движения»;

— информационные стенды, папки-передвижки «Безопасность твоего ребенка в твоих руках»;

— совместные досуги, праздники;

— привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр, оформление фото-стендов и папок-передвижек, оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок, рассказов, совместные с детьми экскурсии по городу, совместные развлечения с детьми.

Результатом работы стал семейный конкурс «В автомобильном кресле место классное — место безопасное», по итогам которого создан детский сборник стихов (в электронном и бумажном вариантах) о роли, правилах и пользе применения автомобильных кресел, предназначенных для перевозки юных пассажиров. Авторами стихов и рисунков являются дети и их родители.

Педагогами совместно с музыкальным руководителем организована агитбригада «Светофор». Во время целевых прогулок дети имеют возможность закрепить навыки безопасного, культурного поведения на дорогах, пропагандируют ПДД среди детей и родителей.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Это отмечают и учителя школы.

В процессе обучения правилам безопасного поведения большое значение придаём взаимодействию с социальными институтами детства. Разработан план совместной работы по ПДД с модельной сельской библиотекой с. Новенькое (заведующая Худякова А. В.). Библиотекари в занимательной форме знакомят детей с книгами по правилам дорожного движения, организуют с детьми викторины, конкурсы: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», «Будь осторожен на дороге».

Мы поддерживаем тесные связи с учащимися начальной школы МБОУ «Новенская СОШ» (директор Семендяева О. Н.). Ежегодно разрабатывается план совместной работы по профилактике детского дорожного травматизма.

Проведенная работа доказала эффективность системной работы по формированию навыков соблюдения правил дорожного движения у детей дошкольного возраста.

Велика роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма, так как систематическая, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.

Литература:

  1. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2016;
  2. Волков С. «Про правила дорожного движения»,- М., 2010.
  3. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с ПДД», изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,2016;
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский сад, правило, ребенок, безопасное поведение, детский дорожно-транспортный травматизм, дошкольный возраст, разновозрастная группа, родитель, улица.


Похожие статьи

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Похожие статьи

Профилактика межличностных конфликтов в подростково-юношеской среде в условиях средне-специального образовательного учреждения

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Организация многоуровневой работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте поддержки семьи в воспитании дошкольника

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Задать вопрос