Мы живем в XXI веке, веке всеобщей автомобилизации, постоянно перегруженные автодороги, высокая скорость движения, зачастую безответственное поведение все участников дорожного движения — реалиисегодняшней жизни.Современным детям предстоит жить в этом сложном мире постоянного движения, а взрослым с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.
Научить дошколят безопасному поведению — задача непростая, и делать это нужно с самого рождения, ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. И конечно, самое главное при этом — личный пример родителей и окружающих взрослых, их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
Поэтому успех в работе по формированию основ безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. К сожалению, очень часто, именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев с детьми дошкольного возраста. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Тесное сотрудничество детского сада с семьей воспитывает у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
По статистике, в России число пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях в расчёте на сто тысяч человек населения в два раза больше, чем во Франции и Германии, три раза больше, чем в Италии. На территории Чувашской Республики ситуация в области безопасности дорожного движения также сложная. За последний год, с участием детей произошло 265 случаев ДТП, где погибло 7, ранено 265 детей, из них в возрасте до 7 лет погибло 4, ранено 64 человек, по вине самих детей произошло 69 ДТП. На территории г. Чебоксары произошло 16 ДТП с участием детей, из них погиб 1 ребенок, 16 получили разной степени ранения.
И чаще всего страдают дети-пешеходы, они составляют более половины пострадавших в ДТП детей. Факторами возникновения ДТП с участием детей-дошкольников чаще всего являются психофизиологические особенности развития детей, и несоблюдение детьми Правил ПДД, и, конечно, зачастую, некачественная подготовка детей к ответственному поведению на улице, дороге .
В ДОО, среди родителей провели анкетирование«Дорога и безопасность ваших детей», как одну из неформальных форм взаимодействия. Результаты показали, что 60 % опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения, полагают, что учить ребенка ПДД должны педагоги ДОУ, 20 % говорят о ПДД «время от времени» и иногда нарушают правила дорожного движения, 20 % постоянно говорят с ребенком о ПДД, стараются быть примером.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, надеяться, что в ДОО детей обязательно всему необходимому научат, хотя не все родители представляют, чему необходимо учить ребенка в определенном возрасте. Мамы и папы не скрывают, что дома данной проблеме уделяют мало времени в силу своей занятости, редко играют с ребенком, порой дома нет или недостаточно настольно — печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике.
Мониторинг знаний детей правил ПДД показал, что детей с высоким уровнем знаний 10 %, со средним — 30 %, с низким — 60 % . Коллектив ДОО разработал и реализовал проект «Азбука безопасного поведения», в ходе которого проводилась работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дороге, на улице и в транспорте. В ходе работы придерживалась принципа наглядности, последовательности, преемственности, возрастной адресованности, дифференцированного подхода, индивидуализации, интеграции образовательных областей и опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города: Ребёнок — пешеход; Ребёнок — пассажир; Ребёнок — водитель детских транспортных средств.
Для закрепления полученных практических знаний детей организован кружок «Юный пешеход», где дети занимались театрализованной деятельностью, драматизацией стихов, сказок, решение различных дорожных ситуаций, продуктивными видами деятельности.
Хочется отметить, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на дороге в ДОО не является одноразовой акцией, а проводится планово, систематически, постоянно и охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Для реализации поставленных задач во всех группах созданы необходимые условия: оформлены уголки по ПДД «Светофорик», куда вошли:
– Макет микрорайона. На макете, составлен план — схема: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом.
– Уголок творчества, со строительным материалом для свободного моделирования различного вида транспортных средств, наборами конструктора: «Lego», металлическим конструктором, с различным изобразительным материал для творческой;
– Театрально-игровой центр с различными видами театра: куклами Би-ба-бо, плоскостным театром для инсценировки стихов, сказок, с атрибутами к сюжетно-ролевым играм: разноцветные рули, фуражка и полицейский жезл инспектора ГИБДД, жилеты, накидки с изображением дорожных знаков, свисток и т.д;
– Мини-библиотека с различными плакатами, энциклопедическим материалом, детскими иллюстрированными книгами, разукрасками, дисками, компьютерными играми. Особенно интересной и эффективной формой работы, является использование ИКТ- технологий, так называемые «игры на мониторе» позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогает добиться поставленных целей.
Все из вышеперечисленного способствует формированию у детей и взрослых навыков безопасного поведения на дорогах, а что самое главное — совместной деятельности родителей и детей и как следствие — их сближению.
Для активизации родителей используются различные инновационные методы : обсуждение разных точек зрения, решение семейных проблем семейного воспитания; ролевые проигрывания различных ситуаций; тренинговые игровые упражнения и задания; совместный анализ педагогов и родителей поведения ребенка и взрослых на дороге; круглые столы по обмену опытом по данной проблеме с чаепитием; творческие мастерские для подготовки к праздникам, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм; организовываются встречи с сотрудниками ГИБДД; совместные мероприятия с детьми, такие, как музыкальный праздник «Счастливый случай», спортивный праздник «Посвящение в пешеходы» и др.
Вся проделанная работа дала положительные результаты, повторное анкетирование родителей показало, что уже 90 % родителей понимают, что работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге эффективно только при совместной работе семьи и ДОУ, 70 % — постоянно напоминают своим детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, сами не нарушают и осознают степень ответственности за жизнь ребёнка, 10 % родителей пока наедятся, что «жизнь сама всему научит».
И в заключении хотелось отметить, что будущее детей, их жизнь, здоровье и безопасность в большей мере зависит от нас, взрослых. Если ДОО и родители будем действовать сообща, будет тесный контакт между педагогами и родителями, то все полученные знания, ребенок обязательно и в настоящем, и в будущем будет применять в целях как своей безопасности, так и в целях безопасности других людей.
Литература:
- Авдеева, Н.Н., Князева Н. Л., Стеркина, Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Белая, К.Ю., Зимонина, В.Н., Кондрыкинская, Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. — М.: П., 2010.
- Майорова, Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. — М., 2015.
- Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора. — М., 2010.
- Старцева, О. Ю. Школа дорожных наук. — М., 2014.