Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. На сегодняшний день активно обсуждается проблема безопасности детей. Высокий уровень ДТП в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного движения в детском саду и семье. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасного дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Вот почему с раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны обязательно принимать участие не только дошкольные учреждения, но и родители детей, а в дальнейшем, конечно же, школа.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мы хотим поделиться своим опытом работы. Целью нашей работы является формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улице. [1]
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.
- Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги, через информативно-поисковую деятельность.
- С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
- Создавать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи
- Развивать познавательный интерес, умение детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности.
Мы начали свою работу с глубокого изучения семьи. Проведенное анкетирование на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 82 % опрошенных не уделяют особого внимания важности обучения детей правилам дорожного движения, а 69 % родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Это обстоятельство побудило нас — педагогов, принять меры по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, задолго до поступления детей в школу, со второй младшей группы детского сада. С этой целью был создан семейный клуб «Юный пешеход». [3] Семейный клуб — это одна из нетрадиционных форм работы с родителями. Клуб «Юный пешеход» создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения детей ПДД, обеспечение безопасности детей на дорогах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создание системы педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства. Основными принципами работы клуба является добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Наши родители являются непосредственными участниками процесса по обучению дошкольников ПДД.
Чтобы повысить эффективность работы клуба «Юный пешеход» мы использовали в работе различные формы и методы:
- Родительские собрания;
- Мастер-класс;
- Анкетирование;
- Экскурсии, прогулки;
- Беседы, консультации;
- Игровые тренинги;
- Чтение художественной литературы;
- КВНы, конкурсы, праздники, игры;
Формы работы семейного клуба варьируются от темы, состава участников и задач, при этом они разделены на индивидуальную работу с ребенком и родителями, работу в мини-группах, групповую работу с родителями. Важно помнить, что все применяемые методы и приемы формирования представлений о правилах дорожного движения должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие. [2]
Родительское собрание «Дети — родителям о ПДД» проводилось с целью своевременно научить ребенка ориентироваться в дорожной ситуации, а родителям — не совершать самую распространенную ошибку — действия по принципу «со мной можно»
Увлекательна и интересна новая форма работы «Мастер — класс» — «Помни правило движения как таблицу умножения», которая позволят знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме
Эффективной формой работы являются дискуссионные встречи «За круглым столом», на котором обсуждались проблемы детского дорожно-транспортного травматизма, беседы, содержащие практические советы и рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения.
Родители — принимают активное участие в праздниках «Папа, мама, я — знаем правила дорожного движения», викторинах «Зеленый огонек», конкурсах на лучшую книжку-малышку на тему правил дорожного движения «Безопасные дороги для веселой детворы», конкурсах на лучший семейный рисунок, а так же КВНах «Правила дорожные всем детям знать положено!».
Особой популярностью у родителей пользуются показ видео сюжетов «Ваш ребенок — пешеход», деловые игры по типу телевизионных передач «Звездный час», «Что, где, когда?», «Мама, папа, я — безопасная семья»наглядная агитация «Безопасность на дороге»
Для закрепления изученного материала, детям совместно с родителями давались задания на дом. Например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Придумай сказку про знак, который мы изучили» «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Мой друг- светофор»
Следует отметить, что при беседе с родителями о необходимости занятий с детьми по правилам дорожного движения родители поддерживают нас, довольны работой и не отказываются принимать участие на заседаниях семейного клуба «Юный пешеход». Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Мы считаем, что именно родители должны являться непосредственными помощниками, только так мы сможем избежать случаев детского травматизма.
В заключение следует отметить, что тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.
Результативность нашей работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками, а так же повышение качества знаний, умений и навыков детей по изучению правил дорожного движения.
В планах на будущее мы хотим усовершенствовать наш автогородок: пополнить детским транспортом (автомобилями, велосипедами, самокатами, светофорами). Пополнить библиотеку литературой по ПДД, дорожными знаками, специальными атрибутами к играм. Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения высоких результатов в изучении правил дорожного движения.
Литература:
- Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
- Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду»,2013
- Азбука пешехода: для дошкольников.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. — 60 с.