Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 10.01.2022

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Оленюк, С. В. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности / С. В. Оленюк, Е. Е. Маховицкая, О. И. Воронько. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/6898/ (дата обращения: 16.12.2024).



Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями. Почти каждое третье ДТП происходит по вине самих несовершеннолетних. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях резко возрастает. Поэтому необходимо учить дошкольников правилам безопасного поведения на дороге и сделать это лучше заранее, чтобы к школе у них уже были сформированы навыки.

В марте 2010 года по инициативе России на 64-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН принято историческое решение об объявлении периода с 2011 по 2020 годы «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения». 11 мая 2011 года дан старт мероприятиям в рамках «Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения», цель которого − сокращение уровня смертности в результате ДТП во всем мире. В поддержку данного мероприятия Госавтоинспекция организует широкомасштабную социальную кампанию, призванную привлечь внимание общественности к масштабам смертности на дорогах.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2013 года № 1151 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в перечне образовательных областей обозначена область «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда даже взрослый человек не обладает необходимыми навыками, чтобы защитить себя от дорожных неприятностей. А дети берут пример со взрослых, перенимая от своих родителей, старших друзей, случайных прохожих опасные привычки.

Задача педагогов и родителей — воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Всё изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно новый подход к формированию у дошкольников представлений о правилах дорожного движения. Необходимо создать такие условия для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, которые позволяют стимулировать детей к сознательному изучению правил дорожного движения, опираясь на опыт ответственного поведения и социальную активность взрослых.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Использование инновационных педагогических технологий, в первую очередь практико-ориентированных, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.

Одной из наиболее эффективных и целесообразных форм признана организация проектной деятельности дошкольников.

Проектная деятельность — это комплекс взаимосвязанных действий, организованных взрослым, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным практическим результатом.

Для успешной реализации проекта использовались разнообразные формы организации деятельности, была разработана система работы по ознакомлению детей с правилами по ПДД. Создана необходимая развивающая предметно — пространственная среда в соответствии с ФГОС. В групповой комнате был оформлен «Центр безопасности дорожного движения». Мы подбирали увлекательные, занимательные игры, требующие решения различных ситуаций. Был разработан цикл НОД, где дети повторяли и расширяли знания о дорожных знаках, а затем через художественное творчество закрепляли пройденный материал. Полученные детьми знания закрепляли во время проведения всевозможных мероприятий: игр, викторин, конкурсов рисунков, чтения художественной литературы, наблюдений, бесед, экскурсий, просмотров видеофильмов. А также во время создания карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, обсуждения и решения проблемных ситуаций на дороге.

Использовали в работе подборку стихотворений, поговорок, загадок. Дети составляли сказки и рассказы о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте самостоятельно. Использовали мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, демонстрировали детям обучающие мультфильмы, применяли в работе с загадки и ребусы.

В процессе обучения ПДД значительное место отводилось практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучали и закрепляли правила для пешеходов. Познавательны и интересны для детей экскурсии по городу, к перекрёстку, светофору, пешеходному переходу. Перед экскурсиями и поездками обязательно повторяли правила дорожного движения и поведения в транспорте. Таким образом, у детей накапливался опыт движения по улице, обогащался их словарный запас, повышался уровень пространственной ориентировки.

Для того чтобы целевые прогулки стали более безопасными, мы использовали моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, мы предлагали детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, назначали детей, которые поведут всю группу по назначенному маршруту.

Традицией стала организация различных выставок. Так в группе была организована выставка детских рисунков. Участниками выставки стали дети и их родители, которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любовались детскими работами, но и закрепляли правила дорожного движения на дороге.

Во время работы над проектом в группе проводилась и такая форма работы, как встреча с интересными людьми. Мы приглашали в гости родителей воспитанников, встречи с которыми были очень интересны и познавательны для ребят. Ребятам очень нравились такие встречи, им всегда не хотелось расставаться с гостями. Восторг детей, море положительных эмоций, а самое главное, такие необходимые детям навыки безопасного поведения на дороге — вот основной результат подобных мероприятий.

После встречи с инспектором ГИБДД, в группе была организована акция «Подари ребёнку безопасность», которая была направлена на привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения безопасности юных пассажиров в личном и общественном транспорте. В ходе данной акции родителям были предложены рекомендации о том, как правильно выбрать автокресло для ребёнка.

Во время работы над проектом мы использовала различные формы взаимодействия и работы с родителями:

– родительские собрания;

– беседы;

– консультации через папку-передвижку;

– выпускали памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям;

– проводила конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;

– проводили анкетирование родителей.

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.

Литература:

  1. Авдеева И. И., Князева О. Л., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.-М.:«Издательство АСТ — ЛТД», 1997г. — 214с.
  2. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / Развитие личности./2000.№ 1. С. 24–36.
  3. Вдовиченко Л. А., Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения.- СПб.: «Детство-Пресс», 2008.- 96с.
  4. Майорова Ф. С., Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг.- М.:«Скрипторий 2003», 2005г.- 88с.
  5. Саулина Т. Ф., Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет.- М.: «Мозаика-Синтез», 2008.- 112 с.
  6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». — М.: «Скрипторий 2003», 2004.- 80 с.
  7. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах движения. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1978.- 63 с.

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательной деятельности детей с нарушениями речи

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Развитие профессиональной готовности руководителей общеобразовательных учреждений к управлению инновационной деятельностью школ

Особенности применения культуроохранных технологий в формировании гражданско-патриотических ориентиров молодых семей

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос