Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.10.2022

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Заскалина, Т. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения / Т. А. Заскалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 304-308. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95679/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье говорится о важности работы по ПДД с дошкольниками. Беседы о том, как вести себя на дороге, на что обращать внимание необходимо начинать с самого раннего возраста. И детский сад поможет сделать эту трудную задачу веселее и эффективнее.

В ДОУ начинается обучение ПДД с младшей группы. К поступлению в первый класс дети должны знать, как безопасно вести себя на улице, где может быть дорожная ловушка.

В статье представлен перспективный план работы по ПДД со старшими дошкольниками.

Ключевые слова: правила дорожного движения; безопасное поведение; перспективный план.

Встал малыш на ноги — он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед — он уже водитель.

Поехал в автобусе — он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Наивысшей ценностью является жизнь и здоровье человека. Ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека берет на себя государство. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность является в настоящее время наибольшей проблемой. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, в том числе и дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Дети не могут самостоятельно определять меру опасности [1].

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающей нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [9].

Любой ребенок поймет и усвоит ПДД, если их преподнести не только в обычной беседе, а и в близкой детям сказке, мультфильме, викторине, игре. Также ребенок лучше усвоит правила поведения занимаясь творчеством: рисуя, создавая композиции в аппликации, делая поделки из пластилина, бумаги, природного материала и т. д. Изучая правила дорожного движения не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

В нашем детском саду ведется работа по формированию у дошкольников грамотного поведения на дороге в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе Регионального стандарта обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах, программы Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. Главная наша задача-доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах; пробуждать эмоциональную заинтересованность в изучении ПДД.

Воспитание культуры поведения на улице, обучение ПДД следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно –образовательного процесса, не допуская перегрузки детей лишней информацией.

Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды.

Для осуществления работы по данному направлению в нашей группе созданы необходимые условия и оформлен центр ПДД, куда вошли: макет улицы с перекрестком, напольный перекресток со светофором и дорожными знаками, пособие из фетра с круговым движением, лэпбуки, дидактические игры и пособия и т. д.

Работу нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должно охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Направления работы:

  1. «Дорожная грамота». Цель: расширять знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице.
  2. «Знаю- выполняю». Цель: закреплять с детьми правила уличного движения; формировать умение правильно реагировать на дорожные знаки; вырабатывать навык осознанного поведения на дороге; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения; воспитывать у детей внимание и сосредоточенность.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожного травматизма.

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Первое направление: «ДОРОЖНАЯ ГРАМОТА»

Тема: «Я — пешеход»

Рисование «Мама гуляет с ребенком на улице»

Конструирование: изготовление пешеходного светофора из бросового материала.

Лепка знака «Пешеходный переход»

Развитие речи «правила поведения на дороге» Цель: продолжать учить составлять небольшие творческие рассказы из личного опыта.

«Внимание, дорога!» Цель: уточнить представления д. о правилах поведения на улице.

«Проблемные ситуации на дороге» Цель: научить правильно оценивать поступки и уметь осознавать негативные последствия отрицательных поступков для себя и других.

«Уважайте светофор» (сюжетное занятие) Цель: закрепить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов.

Музыка на тему «Путешествие в страну ПДД» Цель: продолжать знакомить с ПДД, учить практически применять их в различных ситуациях.

Целевые прогулки к нерегулированному переходу, к ближайшему перекрестку. Цель: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре и поведении пешеходов на перекрестке.

Рассматривание альбомов: «Будьте осторожны на дорогах» с липучками, «Ситуации-ловушки» и др.

Работа с лэпбуками: «ПДД для малышей», «Рюкзачок знаний ПДД»

Проекты: «Это-папа, мама, я. Это –улица моя» Цель: формирование у детей осознанного поведения на улицах и дорогах. «Безопасный маршрут от дома до сада» Цель: создать условия для работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и укрепление знаний детей и их родителей ПДД.

Чтение: Рассказ И. Серякова «Улица, где все спешат», «Ученый дружок», С. Маршак «Правил уличных не зная»..., «Ты и дорога». Л. И. Радзиевская

Заучивание считалки: «Светофор».

Цель: Закрепить знание детьми значение сигналов светофора при помощи художественного слова.

Беседы: «Ситуации-ловушки», «По дороге в детский сад», «Знакомство с макетом», «Наша улица». Цель: формировать представления дошкольников о безопасности дорожного движения; ознакомление с понятиями: проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Просмотр мультфильмов

Работа со схемами «Помоги герою перейти улицу. Дорисуй все необходимое».

Тема: Я пассажир

Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения в транспорте, систематизировать правила поведения на автобусной остановке.

«Поведение пассажиров при посадке в транспорт».

Цель: объяснить детям что, посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках пассажирского транспорта. Пассажиры не должны придерживать двери; когда они закрываются, открывать их, пока автобус не остановился.

«Ребенок-главный пассажир»

Цель: закреплять знания о детском удерживающем автомобильном устройстве.

РР: составление рассказов по серии картин «Автобус»

Беседы: «Примерный пассажир», «Путешествие в метро» и др.

Ситуация общения «Правила поведения в транспорте».

Проблемные ситуации: «Что случится, если…», «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне дороги»…

Чтение: А. Усачева «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

Целевая прогулка к автобусной остановке.

Цель: расширять знания о пассажирском транспорте, останавливающиеся на специальных остановках (у обочины дороги, на середине дороги).

Тема: «Я- во дворе»

Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить детей необходимым мерам предосторожности.

«Знакомство с правилами поведения во дворе»

Цель: дать знания о правилах поведения во дворе и побудить детей пользоваться ими самостоятельно.

Составление рассказа по макету «Игры во дворе»

Коллективный коллаж «Игры детей во дворе»

Беседы: «Игры во дворе-где прячется опасность?», «Где играть в хоккей, ответьте, дети, поскорей». Цель: уточнить знание места для игр и и опасность игр возле проезжей части».

Рассматривание картины «Зимние забавы».

Двигательная активность: игра в футбол.

Цель: закреплять знание о том, что играть можно только в специально отведенных местах.

Проблемная ситуация: «Двор-тоже улица».

Рассказы детей по макету, как они будут играть в своем дворе.

Чтение: В. Семернина «Запрещается — разрешается», стихотворения С. Михалкова «Мяч», осторожной сказки «Волшебный мяч».

Просмотр видеофильма «Опасные игры».

Тема: «Я — водитель детского транспорта.

Цель: закреплять знания о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на самокате, роликовых коньках. Знакомить с правилами перехода проезжей части с велосипедом. Закрепить знание дорожных знаков для велосипедистов.

Рисование «Мальчик на роликовых коньках».

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно?».

Веселые старты на велосипедах.

Целевая прогулка к проезжей части.

Беседы: «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?», «Где можно играть?», «Маленькие велосипедисты». Цель: Формировать представления дошкольников о безопасности на улице. Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части. Обозначить места для игр и катания на самокатах, велосипедах, лыжах, санках и коньках.

Чтение: С. Михалков «Загадка про велосипед», В. Клименко «Зайка-велосипедист», С. Михалков «Скверная история», В. Кожевникова «Машина моя».

Ситуации общения: «Правила велосипедиста», «Скверная история», «Твой транспорт».

Сюжетно-дидактическая игра на транспортной площадке «Школа юных велосипедистов».

Мини-проект «Добрый друг на колесах».

Решение проблемных ситуаций при катании на велосипеде.

Тема: «Дорожные знаки наши помощники».

Цель: расширить знания о видах дорожных знаков.

Рисование: «Нарисуй свой знак и объясни».

Ознакомление с окружающим: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: Познакомить детей с тремя видами знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные) и их значением в дорожном движении.

Составление рассказа по плану «Мой путь из детского сада».

Игровое познавательное занятие с применением ИКТ.

Цель: Закреплять знание ПДД.

Ситуация общения «Что обозначают запрещающие знаки?».

Беседа «О чем говорят дорожные знаки?» Цель: продолжать работу по ознакомлению с дорожными знаками и правилами безопасности на дороге.

Чтение: В. Семернин «Запрещается-разрешается», Г. П. Шалаева «Мои друзья-дорожные знаки», Н. Извекова «Кто движеньем управляет?», С. Михалков «Шагая осторожно». Цель: Заинтересовать детей темой ПДД, учить узнавать и объяснять дорожные знаки.

Рассказы детей по плану-схеме «Безопасный маршрут от детского сада до дома».

Второе направление — «ЗНАЮ-ВЫПОЛНЯЮ»

ОД в РМ

СДД

Тема: «Я –пешеход»

Презентации: «Знакомство с улицей», «Детская площадка и ее правила», «Скрытые ловушки улицы».

Коллекционирование светоотражающих элементов.

Неделя безопасности Засветись»

Мероприятие «Дорожное приключение» Цель: закрепить у детей сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Инсценировка «новая сказка про курочку Рябу».

Квест: «Все на поиски Светофорчика» Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге; создание положительного эмоционального настроя; развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач.

Игра-викторина «Что? Где? Откуда?» Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.

Пособие «Найди правила пешеходов и автомобилистов»

Игры: «Рассади пассажиров», «Волшебные круги», «Верно-не верно»

Проблемная ситуация на макете «Я шел по тротуару и увидел на другой стороне дороги киоск «Мороженное», решил купить» Цель: закрепить правила перехода через проезжую часть.

Игровая ситуация «Улицы нашего города» Цель: предложить детям объединить игры «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Пост ГИБДД», «Улица».

«Водители, пешеходы, автомобили» игру можно разворачивать на напольном макете или на транспортной площадке детского сада. Цель: Учить детей моделировать различные ситуации на дороге.

Игра «Малыш и Карлесон на прогулке» Цель: закрепить умение использовать полученные знания в новой ситуации, упражнять в умении решать противоречия.

Режиссерская игра «Помоги Незнайке»

Тема: «Я — пассажир»

Акция «Расскажи малышам о правилах поведения в транспорте»

Фотовыставка «Как мы едим в машине»

Дидактическая игра: «Мы пассажиры», «Зверята в автобусе» Цель: уточнить знания детей о том, что все они бывают пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Речевая игра «Что относится к пассажиру?» Ведущий называет ряд слов, а ребята хлопают в ладоши тогда, когда слово относится к пассажирскому транспорту и пассажирам.

Проблемная ситуация: «Я –пассажир» цель: учить детей оценивать поступки персонажей на демонстрационных карточках, изображающих ситуации в транспорте, и побуждать объяснять, как бы поступили они.

Игровые ситуации: «Едем на море», «Мы в автобусе»

Пальчиковая гимнастика: «Автобус»

Тема: «Я — во дворе»

Презентации: «Знакомство с улицей», «Детская площадка и ее правила»

КВН: «Правила дорожного уважения»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; вызвать интерес у детей и доброе отношение друг к другу.

Досуг

Цель: формировать у детей и родителей основы безопасного поведения на улице.

Игровые ситуации: «Безопасные ситуации во дворе», «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей»

Режиссерская игра: «Мы идем на день рождения»

Цель: закреплять и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Тема: «Я -водитель детского транспорта»

Презентация: «самокат-это транспорт или развлечение?»

Дни интересных встреч

Фотовыставка «Мой велосипед»

Дидактические игры: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь», «Дорожные знаки для велосипедиста»

«Экзамен Светофор Светофорыча» Цель: закреплять знания значений сигналов светофора.

Двигательная деятельность: «Уроки катания на двухколесных велосипедах», «Полоса препятствий»

Ситуация «Мы купили ролики».

Проблемная ситуация «Велосипед-за и против»

Дорожные знаки наши помощники

Игра «Светофор» -на определенный световой сигнал выполнять определенные движения.

Создание мультфильма «Пешеходный переход»

Конкурсы

Игра –путешествие «В стране дорожных знаков» Цель: закрепить умение применять полученные знания в нестандартной обстановке.

Спортивный праздник «Правила дорожного движения достойны уважения»

Агидбригада по ПДД в ДОУ Цель: воспитывать навыки осознанного использования знания ПДД в повседневной жизни, с целью предупреждения ДТТ, привлекать ребят к пропаганде ПДД среди детей и взрослых.

Конкурс поделок «Мой друг-светофор».

Игры: «Разложить и назвать знаки» предупреждающие- треугольники красные, запрещающие-круги красные, информационно-указательные-треугольники синие).

«Найди такой знак» Цель: закрепить умение находить нужный знак и объяснять его значение.

Игра «Поле чудес» Цель: закреплять правила дорожного движения в игровой форме.

Каждый год в детский сад приходят новые малыши. И мы должны их подготовить к жизни в социуме, предостеречь от опасностей. Так как мы педагоги не равнодушны к будущему наших воспитанников, у детей и их родителей возрастает интерес к обучению ПДД.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Учебно- методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности старшего дошкольного возраста- СПБ. Детство-ПРЕСС, 2005г.
  2. Волков С. Ю. «Про правила дорожного движения»
  3. Воронина В. Р. «Внимание: ребенок на дороге»
  4. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения» М». Просвещение» 2013–67с.
  5. Лапшина В. И. «Правила дорожного движения» М. «Транспорт» 2014–12с.
  6. Чермашенцева О. В. «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград: Учитель, 2008г
  7. Шалаева Г. П. «Мои друзья-дорожные знаки»
  8. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 лет» М.ТЦ «Сфера», 2011г.
  9. Ушинский К. Д. «Страх и смелость» Избр. пед. соч.: В 2 т.-М.: Педагогика, 1974
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, детский сад, правило поведения, безопасное поведение, знак, игра, проезжая часть, дорога, правило.


Похожие статьи

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Похожие статьи

К вопросу обучения детей правилам дорожного движения

Одной из важных проблем остается обучение детей правилам дорожного движения. Для этого разрабатываются программы обучения, предлагаются тренажеры. Применяя автомобильные тренажеры на практике, школьникам будет проще понять систему работы автомобиля, ...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста

В статье в контексте проблемы воспитание навыков безопасности у детей дошкольного возраста выявляются методы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах.

«Правила движения достойны уважения!»: социальный проект по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий

В проекте представлена работа по первичной профилактике детских дорожно-транспортных происшествий. Для привлечения внимания детей к вопросу о культуре безопасности, с целью сохранения здоровья приводится разработанная автором игра, а также методическ...

Формирование у старших дошкольников навыков поведения на дороге посредством использования образовательных проектов при непосредственном включении родителей в образовательную деятельность

Работа воспитателя с родителями по профилактике дорожного травматизма с помощью проектной деятельности.

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрываются вопросы формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (род...

Технологии и процесс обучения детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах

В статье авторы знакомят с задачами и технологиями обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.

Проектирование программ по развитию безопасных моделей поведения на дорогах у младших школьников

В статье приводится пример программы для обучения младших школьников безопасному поведению на дорогах. Автор показывает актуальность обучения ПДД учеников начальной школы, а также необходимость привлечения сотрудников МВД и ГИБДД в процессе реализаци...

Обучение детей правилам дорожного движения и безопасному поведению в сложных метеорологических условиях осенне-зимнего периода

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизм, особенности работы с детьми родителями по ПДД в осеннее-зимний период.

Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»

В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Опыт сетевого взаимодействия образовательных организаций и социума по формированию навыков у школьников безопасного поведения в дорожном движении

Задать вопрос