В раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения, его знания и навыки не до конца сформированы Поэтому необходимо организовать обучение ребенка таким образом, чтобы он мог легко понимать окружающую обстановку, наблюдать за дорожными ситуациями и принимать правильные решения.
Статистика Госавтоинспекции Белгородской области показывает, что за за 7 месяцев 2024 года в регионе произошло 613 ДТП, где 78 ДТП с участием детей до 16 лет, 6 несовершеннолетних погибли и 85 получили ранения. [2]
Дети представляют собой наиболее уязвимую категорию участников дорожного движения. Их поведение на дороге во многом зависит от восприятия дорожной ситуации, поскольку у них ограниченный опыт передвижения по улицам, не до конца развито чувство опасности, отсутствует страх, и они с трудом ориентируются в пространстве. Когда люди не соблюдают правила дорожного движения, то на дорогах их поджидает опасность. [3, с. 6]
В обучении старших дошкольников важную роль играют игровые технологии, которые помогают организовать различные виды детской деятельности и поддерживать устойчивый интерес детей к изучению Правил дорожного движения. Поэтому основным направлением работы является игра, которая представляет собой деятельность, отражающую реальную жизнь. Умение играть является важным показателем культуры как отдельной личности, так и общества в целом.
Игровой материал представлен авторскими дидактическими пособиями лэпбук «ПДД», мэджик-бокс «Изучая ПДД — не окажешься в беде», круги Луллия «Дорожные знаки», «Рядом с нами наши помощники дорожные знаки», кубики Блума.
В процессе игровой деятельности дети составляют рассказы о дорожных ситуациях, а также разыгрывают сценки. Для поддержки используем наглядные материалы: книги и плакаты с изображениями различных дорожных ситуаций. Мы предлагаем детям дидактические задания, такие как штриховка, обводка и дорисовка предметов. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. [1, с. 24]
Использовали современные формы работы с детьми, такие, как интерактивные игры: «Лабиринты», «Знай и соблюдай», «Подбери дорожный знак». Лента времени «Путешествие в прошлое светофора», «История возникновения дорожных знаков» Квест-игры «Веселые правила дорожного движения», «Путешествие с Лунтиком», «Тропа безопасности».
Поскольку игра является основным видом деятельности в детском возрасте, важно организовать её так, чтобы она включала разнообразные движения и имела соревновательный аспект. Для закрепления изученного материала, например, по теме «Гонки безопасности «и «Двухколесная азбука», дошкольники, принимая участие в соревнованиях в конечном итоге дети не только обогащают свой жизненный опыт, но и развивают двигательные навыки, ловкость, быстроту и координацию движений. Организация игровых соревнований, оказалась интересной и эффективной формой работы.
В группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр: «На станции технического обслуживания автомобилей», «ГИБДД», «Лего-страна», «Аварийная обстановка на дороге». На территории детского сада расположена тематическая площадка «Дорожный городок ДПС «Мы едем за здоровьем в «сказку», тут так же можно проводить ситуативные игры. Дети самостоятельно распределяют роли и придумывают сюжет (вызов скорой помощи, сотрудников ГАИ, интервью с журналистом, опрос инспектора, а также диктора телевидения, который ведет передачу, сообщает о происшествии и предоставляет советы по дорожной безопасности).
В практике работы с детьми активно применяются викторины, которые предоставляют им возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку при решении игровых задач, связанных с «Правилами дорожного движения». Эти мероприятия также способствуют приобретению социального опыта взаимодействия со сверстниками. В ходе викторины дети соревнуются в выполнении сложных заданий и решении проблемных ситуаций, таких как «Подскажи верное решение», «Найди ошибку» и «Найди нарушителя».
В процессе совместной деятельности для дошкольников предоставляются игровые ситуации. Основой для их разработки служат факты из реальной жизни, произведения художественной литературы и рассказы людей. Создаются модели ситуаций, связанных с негативным поведением детей в транспорте, на улицах города, предлагаем им найти оптимальное решение, а затем проиграть данную ситуацию заново.
Внедрение информационных компьютерных технологий в процесс ознакомления с «Правилами дорожного движения» делает занятия необычными и насыщенными. Применение анимации, презентаций и обучающих ситуаций способствует формированию активного познавательного интереса у детей к изучаемым темам. Визуальные методы поддержки учебного материала позволяют удерживать внимание воспитанников на длительное время, а также оказывают комплексное воздействие на несколько органов чувств ребёнка, что в свою очередь способствует более глубокому усвоению информации.
Прогулки являются важной одной из составляющей образовательного процесса. С детьми были организованы целевые прогулки и дорожные экскурсии «Дорожные знаки на наших улицах», «К остановке пассажирского транспорта»,«Пешеходный переход», «Правила поведения на дороге», наблюдаем за взаимодействием пешеходов и транспорта, стараясь через игровые ситуации воспроизвести увиденное и исправить ошибки, которые заметили дети. В ходе этих наблюдений акцентируем внимание детей на таких ключевых аспектах, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов, а также влияние их одежды на безопасность движения. Таким образом, мы устанавливаем простые причинно-следственные связи в окружающем мире.
Без участия родителей работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма невозможна, поэтому разработана система тесного взаимодействия с семьями. Совместно организованы выставки книжек-малышек «Детям знать положено…» Родители проявили индивидуальный подход к оформлению книжек-малышек и разнообразию используемого материала.
С детьми и родителями проводили акции: «Ребенок главный пассажир», «Пожилые пешеходы, будьте внимательны на дороге», «Стань заметнее, засветись», «Везу детей Безопасно», «Дети! Дорога! Жизнь!», «Осторожно гололед», «Ангел в дорогу», «Мамин оберег», «Деду Морозу обещаем, ПДД не нарушаем».
Родители нашей группы приняли участие в челленджах: «Мамы рулят», «Всей семьей за безопасность», «Возьми ребенка за руку», «Завтрак в стиле ПДД».
С родителями были проведены: педагогические гостиные «Учим правила безопасности», рекомендации для родителей «Правила дорожного движения», «Безопасность перевозки детей в автомобиле», оформлена папка-передвижка по темам ПДД, проведены совместные занятия, мастер-класс «Фликер своими руками».
Отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Родители активно принимали участие в наших мероприятиях, являлись активными и пассивными участниками наших акций.
Игровые технологии представляют собой уникальную форму обучения, способствующую повышению интереса у дошкольников.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб: «Детство-Пресс», 2009. — 144 с.
- Госавтоинспекция Белгородского области. Интернет сайт http://stat.gibdd.ru/
- Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий / Н. В. Елжова. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 173 с.