В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.
Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость и на коммуникативную успешность, и на психологическое состояние в целом.
Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего, имеет общее представление о классе и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.
Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности. Опыт применения данных листов показывает, что действительно, получение информации с «опережением» позволяет предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.
Таблица 1
Лист педагогических наблюдений
5 «…» класс
Классный руководитель (принимающий учитель) _________________________________
Выпускающий учитель ________________________________________________________
№ |
Ф.И. обучающегося |
Дети, требующие повышенного внимания и контроля |
Дети из семей групп риска |
Дети с ограниченными возможностями здоровья |
Одарённые дети («и» — интеллектуальная «с» — социально-лидерская «х» — художественно-эстетическая «с» — спортивная одарённость) |
Дети с проблемами в обучении (слабоуспевающие) |
Дети тревожные, неуверенные в себе |
Дети с нарушениями поведения |
Родители, проявляющие активность в жизни класса |
Примечания |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
||||||||||
… |
В период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся, педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.
Принципы педагогической поддержки:
‒ каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;
‒ каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;
‒ каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности.
Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки с самых первых дней обучения ребят в 5 классе. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися, на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах, что позволяет ученику более уверенно транслировать свои знания и без напряжения и высокой тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.
Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:
- Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.
- Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности), причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание, и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.
- Договорный этап. Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.
- Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки, с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.
- Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с ребёнком. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ученика. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.
Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.
Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.
Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе, личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.
Литература:
- Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
- Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. — М., 2009. — 248 с.
- Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: Мирос, 2002. — 208 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
- Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5–6 класс) [Текст] — М.: Генезис, 2010. — 307 с.