Профилактика нарушений адаптации в 5 классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 31.12.2018

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Бобрикова, Л. Г. Профилактика нарушений адаптации в 5 классе / Л. Г. Бобрикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55293/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной адаптации учащихся к новым условиям обучения.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.

Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость и на коммуникативную успешность, и на психологическое состояние в целом.

Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего, имеет общее представление о классе и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.

Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности. Опыт применения данных листов показывает, что действительно, получение информации с «опережением» позволяет предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.

Таблица 1

Лист педагогических наблюдений

5 «…» класс

Классный руководитель (принимающий учитель) _________________________________

Выпускающий учитель ________________________________________________________

Ф.И. обучающегося

Дети, требующие повышенного внимания и контроля

Дети из семей групп риска

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Одарённые дети

(«и» — интеллектуальная

«с» — социально-лидерская

«х» — художественно-эстетическая

«с» — спортивная одарённость)

Дети с проблемами в обучении (слабоуспевающие)

Дети тревожные, неуверенные в себе

Дети с нарушениями поведения

Родители, проявляющие активность в жизни класса

Примечания

1

2

3

4

5

В период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся, педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.

Принципы педагогической поддержки:

‒ каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;

‒ каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;

‒ каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности.

Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки с самых первых дней обучения ребят в 5 классе. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися, на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах, что позволяет ученику более уверенно транслировать свои знания и без напряжения и высокой тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.

Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:

  1. Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.
  2. Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности), причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание, и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.
  3. Договорный этап. Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.
  4. Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки, с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.
  5. Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с ребёнком. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ученика. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.

Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.

Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.

Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе, личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
  2. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. — М., 2009. — 248 с.
  3. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. — М.: Мирос, 2002. — 208 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5–6 класс) [Текст] — М.: Генезис, 2010. — 307 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая поддержка, классный руководитель, класс, ребенок, условие обучения, педагог, успешная адаптация учащихся, ученик, этап.


Похожие статьи

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...

Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников

Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Похожие статьи

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Психологическая помощь педагогам ДОУ во взаимодействии с родителями воспитанников

В статье автором раскрываются особенности взаимодействии педагогов ДОУ с родителями воспитанников, а также рассмотрены возможности психологической помощи педагогам ДОУ в организации данного взаимодействия.

Проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие в процессе взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников, предлагаются формы и направления взаимодействия, способствующие оптимизации работы ДОУ с семьей.

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

В статье рассматривается разработка и внедрение пилотного проекта «Наставник» в образовательной организации, где в качестве наставника выступает студент старших курсов. Проект позволяет решить актуальную проблему адаптации к новым условиям обучения, ...

Модель взаимодействия педагогов и родителей как фактор успешной социальной адаптации дошкольников

Статья представляет собой эмпирическое исследование, основанное на разработке модели взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Предложены условия эффективного взаимодействия в целях приобщения детей к общественной жизни. Сравнительный анализ...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Учёба для всех: технологии работы с обучающимися, имеющими трудности в образовательном процессе

Статья посвящена обзору технологий работы с обучающимися, испытывающими трудности в учебе в современном образовательном контексте и их иллюстрации на примерах из личной педагогической практики. Рассмотрены технологии дифференцированного обучения, под...

Направленность работы с педагогическим коллективом на повышение качества образования в общеобразовательной школе

В статье указаны направления работы в педагогическом коллективе, которые помогают обмениваться опытом коллегам для повышения качества рабочего процесса. Как следствие этого увеличивается интерес к своей практике учителей школы. А, следовательно, повы...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Задать вопрос