Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 2208 раз

Библиографическое описание:

Скобелева, А. В. Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации / А. В. Скобелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 244-246. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95678/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтительные формы психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов в школе, формулирует условия, влияющие на успешную профессиональную адаптацию учителей.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, молодые специалисты, педагоги, трудности профессиональной адаптации.

Начальный этап работы молодых специалистов в образовательном учреждении — сложный процесс, характеризуемый непредсказуемостью. На данном этапе начинающий педагог сталкивается со множеством профессиональных проблем и от того, научится ли он решать эти проблемы, справляться с поставленными перед ним задачами зависит, состоится ли начинающий специалист как профессионал или решит уйти из сферы образования.

К вопросу о профессиональной адаптации обращались многие ученые-исследователи, такие как Т. С. Полякова, С. Г. Вершловский, Г. С. Засобина, Е. Н. Будрастых, Г. М. Голубенко, Э. Ф. Зеер, О. В. Назарова, А. К. Маркова и др. В своих исследованиях ученые выделяют следующие проблемы и трудности, с которыми сталкиваются начинающие педагоги и которые негативно влияют на процесс адаптации молодого специалиста в образовательной организации:

– высокое эмоциональное напряжение (глубоко переживаются как неудачи, так и успехи в педагогической деятельности);

– сложность и многозадачность профессиональной деятельности;

– возможные трудности в общении с учениками и их родителями, с коллегами по работе, с администрацией учебной организации;

– недостаток наставнической помощи в разработке урока, внедрении новых технологий, разрешении конфликтных ситуаций с участниками педагогического процесс [3].

В своем исследовании мы опираемся на следующее определение, наиболее четко, на наш взгляд, отражающее суть психолого-педагогической адаптации — процесс вхождения личности в новое социальное окружение и становление оптимального баланса между индивидуумом и окружающей средой с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды, а также развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии, в появлении субъективного чувства удовлетворенности данным видом деятельности [1, 2].

Для дальнейшего исследования процесса профессиональной адаптации и психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов нами была проведена диагностика в МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Костромского района. В исследовании приняли участие 6 молодых педагогов, стаж педагогической деятельности от 2 до 4 лет.

В работе был использован следующий диагностический инструментарий: анкета о профессиональном самочувствии; анкета оценки поддержки молодых специалистов; таблица диагностики затруднений и потребностей педагогов.

По результатам анкетирования преподавателей о профессиональном самочувствии, педагогами был отмечен благоприятный социально-психологический климат в коллективе. Чаще всего педагоги приходят на работу в хорошем настроении, коллектив относится к молодым специалистам доброжелательно, а также оказывает моральную и практическую поддержку.

Администрацией образовательной организации созданы комфортные условия для всех педагогов: выделена рабочая зона, помощь опытных педагогов, распределены полномочии и должностные обязанности, оказывается своевременное методическое информирование. В решении профессиональных трудностей помощь оказывают коллеги, директор, завуч.

При оценке необходимости помощи в профессиональной деятельности в начальный период работы были получены следующие результаты: помощь в течение месяца потребовалась двум педагогам, помощь в течение шести месяцев потребовалась двум учителям, помощь в течение года требовалась одному педагогу и одному преподавателю помощь нужна до сих пор.

Наибольшие затруднения в первый год работы у педагогов вызвали проблемы с дисциплиной в классе и трудности в организации и проведении учебных занятий.

При оценивании самочувствия в профессии наименее выраженными показателями среди молодых специалистов оказались: умение справляться с профессиональными трудностями (33 %), чувство самоценности в педагогическом коллективе (33 %), удовлетворенность своей педагогической деятельностью (33 %).

Среди основных трудностей, возникающих перед молодыми специалистами, были отмечены использование методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.) и средств обучения (наглядных, технических и др.), затруднения в знании концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы, подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам, подготовка и проведение внеурочного мероприятия, распределение времени на различные виды работ в ходе урока, планирование работы (составление поурочных, тематических, календарных и иных планов), подготовка отчётов.

Наиболее предпочтительными формами психолого-педагогического сопровождения молодых специалистов, с точки зрения самих педагогов, являются тренинг (66 %), общество молодых педагогов (50 %), консультирование, встречи с коллегами в неформальной обстановке, общение преподавателей в социальных сетях (33 %).

По результатам опроса о наиболее полезных формах поддержки молодых специалистов были получены следующие результаты: возможность по всем вопросам обращаться к своему наставнику(100 %), посещение уроков наставника (83 %), обсуждение с администрацией (завучем, директором) состояния дел в первый год моей работы (83 %), обсуждение с директором, муниципальным администратором возможностей карьерного продвижения (66 %), составление личного плана развития и обсуждение его с руководством (83 %), работа в школе при получении педагогического образования по собственной инициативе (100 %), денежные выплаты в виде грантов за работу в сельской школе (66 %), увеличение стипендии студентам последних курсов, заключивших договор с муниципалитетом/школой (66 %).

Основными достоинствами работы в образовательной организации молодые педагоги считают достойный уровень заработной платы (66 %), интересная и разнообразная работа (50 %), уважение со стороны детей и родителей (50 %), стабильность (50 %). Так же все молодые педагоги отметили, что самостоятельно могут принимать решения в области учебной и воспитательной работы.

При самоанализе перспектив на ближайшие три года педагоги отметили следующие варианты: обучение на более высоком уровне (ВУЗ, магистратура) — 66 %, расширение круга профессионального общения — 33 %, повышение профессионального мастерства — 33 %, реализация собственных проектов — 33 %. Для реализации своих планов педагоги уже сейчас проходят курсы повышения квалификации (50 %), осваивают новые методы и формы педагогической деятельности (50 %), реализуют с детьми социальные проекты (66 %).

На основании полученных данных нами были сформулированы следующие выводы:

– наибольшие трудности для молодых педагогов составляет нехватка профессиональных умений в сфере преподавания, воспитания, методической работы;

– проблемы возникают в процессе проектирования и проведения уроков, в работе с учениками и с родителями;

– значительная часть молодых специалистов преодолевает проблемы самостоятельно: ищет пути развития и повышения квалификации.

Результаты проведенной диагностики еще раз доказывают актуальность психолого-педагогического сопровождения для успешной адаптации молодых специалистов в образовательной организации.

На наш взгляд, к основным условиям, влияющим на успешную профессиональную адаптацию молодых специалистов можно отнести:

  1. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
  2. Организация методической работы с педагогами, поиск эффективных форм сопровождения молодого специалиста. Разработка и реализация программы работы с начинающими педагогами.
  3. Личностно — ориентированный подход в процессе профессиональной адаптации молодых учителей.

Литература:

1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.

2. Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. д-ра пед. наук / А. Г. Мороз. — Киев: КГУ, 2006. — 50 с.

3. Ширшова И. А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2014. № 3. — C.3–17

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, образовательная организация, профессиональная адаптация, педагогическая деятельность, молодая, психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов, трудность, благоприятный социально-психологический климат, методическая работа, молодой специалист.


Ключевые слова

педагоги, профессиональная адаптация, молодые специалисты, трудности профессиональной адаптации

Похожие статьи

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального ста...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации

Данная статья посвящена проблеме необходимости оказания эффективной помощи молодым педагогам в период профессиональной адаптации. Автор приходит к выводу, что организация тьюторского сопровождения молодых специалистов в образовательной организации сп...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми должен овладеть студент педагогического вуза; социально педагогические предпосылки актуализации проблемы профессиональной подготовки студентов педагогическ...

Профессиональная адаптация молодых специалистов в системе образования

В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации. Рассмотрено способы адаптации молодого специалиста.

Похожие статьи

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального становления

В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адаптации. Предложены пути решения профессионального ста...

Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы

Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...

Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях

В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...

Организация работы с молодыми специалистами в образовательной организации

В статье речь идет о возможных вариантах поддержки молодых специалистов, о трудностях, с которыми они встречаются на пути профессионального становления. Автор считает, что процесс адаптации молодых специалистов играет важную роль при формировании выс...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Особенности организации тьюторского сопровождения молодых педагогов в образовательной организации

Данная статья посвящена проблеме необходимости оказания эффективной помощи молодым педагогам в период профессиональной адаптации. Автор приходит к выводу, что организация тьюторского сопровождения молодых специалистов в образовательной организации сп...

Профессиональная подготовка педагога: социально-педагогические предпосылки

В статье рассматривается актуальность профессиональной подготовки педагога; качества, которыми должен овладеть студент педагогического вуза; социально педагогические предпосылки актуализации проблемы профессиональной подготовки студентов педагогическ...

Профессиональная адаптация молодых специалистов в системе образования

В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации. Рассмотрено способы адаптации молодого специалиста.

Задать вопрос