В статье автор анализирует нормативно-правовые акты, регламентирующие различные административно-правовые режимы государственной границы, рассматривает особенности и ключевые черты каждого из режимов, анализирует инструменты обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: государственная граница, административно-правовой режим, классификация режимов государственной границы, административное право.
Конституция Российской Федерации [1] относит вопросы, связанные с определением статуса границы и ее защитой, к исключительной компетенции органов федеральной власти (ст. 71). Весь спектр соответствующих полномочий при этом разделяется между различными органами государственной власти. Они могут быть включены в любую из ветвей власти [10, с. 24].
Защита государственной границы включает в себя целый ряд мер. Для обеспечения охраны границы в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» действуют три типа режимов: режим государственной границы, пограничный режим и режим в пунктах пропуска через государственную границу. Режим государственной границы считается одним из международно-правовых режимов благодаря своей правовой основе.
Пограничный режим в России состоит из правовых норм и административных мер, которые определяют деятельность государственных учреждений, должностных лиц, общественных объединений и поведение граждан в пограничной зоне, территориальных водах и внутренних водах России, имеющих доступ к государственной границе [6, с. 430].
Как правовая концепция, пограничный режим преследует двойную цель. Во-первых, он направлен на то, чтобы воспрепятствовать нарушителям границы и преступникам получить доступ в пограничную зону. Во-вторых, он призван предоставить пограничным властям дополнительные средства обнаружения, предотвращения и противодействия разведывательно-подрывной и другой преступной деятельности, совершаемой иностранными государствами и местными преступными элементами вблизи государственной границы.
Правовая база, регулирующая государственную границу Российской Федерации, определена в Законе Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» [2]. Этот закон определяет свод правил, которые составляют пограничный режим, устанавливает правовой статус пограничной зоны и содержит общие указания относительно полномочий пограничных органов и органов исполнительной власти регионов по осуществлению конкретных режимных мер. Кроме того, закон определяет пространственные и временные параметры для применения правил пограничного режима [7, с. 91].
Основным элементом пограничного режима является пограничная зона, которая имеет особый правовой статус и считается частью территории России. Пограничная зона устанавливается в пределах территорий населенных пунктов и прилегающих меж поселенческих территорий вдоль государственной границы, включая морское побережье, реки, озера и острова на этих водоемах. Однако определенные территории могут быть исключены из пограничной зоны по предложениям органов местного самоуправления [9, с. 175]. На въезде в пограничную зону установлены предупреждающие знаки. Пограничный режим включает правила, связанные с проездом, временным пребыванием, перемещением лиц и транспортных средств, экономической и коммерческой деятельностью, а также проведением массовых мероприятий в муниципалитете вдоль государственной границы на суше и морском побережье.
В соответствии с пограничным режимом физическим лицам и транспортным средствам разрешается въезжать в пограничную зону при наличии необходимых документов, удостоверяющих личность, или пропусков. Эти пропуска выдаются пограничными властями на основании личных заявлений или петиций организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений. Указаны места, где разрешен въезд, и также могут быть указаны такие условия, как время въезда, продолжительность пребывания и маршрут передвижения.
Как правило, лица, постоянно проживающие в пограничной зоне, могут временно выехать и вернуться к месту своего жительства с соответствующими документами, удостоверяющими личность, которые были отмечены паспортно-визовыми подразделениями органов внутренних дел для подтверждения регистрации по месту жительства в пограничной зоне [13, с. 48]. Однако те, у кого есть такие документы, могут въезжать в населенные пункты в пределах пограничной зоны только в том субъекте Федерации, где они постоянно проживают, как указано в их регистрации. Данные лица также имеют право передвигаться в пределах административно-территориальных границ субъекта Федерации без необходимости получения специальных разрешений.
Если в пределах пограничной зоны есть административные центры, школы, больницы или другие организации, лицам, которые проживают за пределами пограничной зоны, но которым требуется доступ к этим объектам, будет разрешен въезд с соответствующими документами, удостоверяющими личность, которые подтверждают их проживание в районе, прилегающем к пограничной зоне [12, с. 114].
Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» устанавливает, что пересечение государственной границы по суше физическими лицами и транспортными средствами происходит по международным железнодорожным и шоссейным дорогам или в других местах, определенных международными договорами или решениями Правительства Российской Федерации, где пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации Российской Федерации установлены [9, с. 178].
Пункт пропуска — это специально отведенная зона, где проводится пограничный контроль и другие виды контроля, при необходимости, в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, пересекающих государственную границу Российской Федерации. Контрольно-пропускные пункты расположены в различных пунктах международного сообщения, таких как железная дорога, автомобильный вокзал, морской, речной порт, аэропорт, летное поле и другие оборудованные места. Контрольно-пропускные пункты классифицируются в зависимости от типа международных перевозок, таких как морские, речные, воздушные, автомобильные и пешеходные; характера международных перевозок, таких как пассажирские, грузовые или и те, и другие; и режима работы, такого как постоянный, временный или сезонный.
Правительство Российской Федерации принимает решения о создании пунктов пропуска на основе предложений, представленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правила на контрольно-пропускных пунктах через государственную границу состоят из руководящих принципов, регулирующих въезд, пребывание и выезд физических лиц, транспортных средств и товаров. Эти правила разработаны для обеспечения оптимальных условий соблюдения пограничного контроля, таможенных правил, а также санитарно-карантинных и ветеринарных требований.
Целью режима в пунктах пропуска является установление комплекса организационных, разрешительных мер и ограничений, направленных на предотвращение несанкционированного доступа на территорию пункта пропуска [3, с. 402]. Данная цель состоит в том, чтобы предотвратить незаконное пересечение государственной границы лицами, транспортными средствами и грузами. Режим в пунктах пропуска устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами. Для обеспечения соблюдения режима Министерство сотрудничает с Федеральной службой безопасности и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Порядок пребывания физических лиц и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации зависит от технического устройства пограничного, таможенного и других видов контроля, а также режима, установленного в пункте пропуска. Находясь на контрольно-пропускном пункте, все физические лица должны соблюдать установленные там предписания, особенно последовательность прохождения пограничного, таможенного и других видов контроля, а также протокол передвижения и пребывания в помещениях и на территории контрольно-пропускного пункта.
Режимные ограничения, установленные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включают меры, определяющие порядок прохода и передвижения в пределах помещений и территорий, где осуществляется пограничный, таможенный и другие виды контроля. Ограничения также запрещают скорбящим и родственникам въезжать в эти районы и временно изолируют лиц, которые еще не прошли пограничный контроль в специальных зонах [8, с. 179]. Кроме того, ограничения регулируют процедуры посадки, разгрузки и погрузки багажа и грузов и могут ограничивать или временно запрещать доступ в определенные зоны отдельным лицам или транспортным средствам; допуск и пребывание персонала, участвующего в обслуживании людей и контроле за ними, в районах, где непосредственно осуществляется пограничный и другие виды контроля.
В соответствии с российским законодательством контроль за соблюдением правил пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляют пограничные органы, органы внутренних дел и органы местного самоуправления [14, с. 22]. Этим органам предоставлены соответствующие полномочия по принятию мер в отношении физических и юридических лиц, нарушающих правила. В полномочия входит проведение разъяснительной работы по просвещению граждан о важности режимных требований для обеспечения надежной охраны Государственной границы. Они также поощряют граждан активно участвовать в выполнении правил и вознаграждают их за их усилия по защите границы. В дополнение к мерам убеждения пограничные власти и органы внутренних дел также уполномочены принимать меры административного принуждения.
В соответствии с положениями Закона «О государственной границе Российской Федерации» пограничные органы несут ответственность за обеспечение соблюдения правил пограничного режима в пунктах пропуска либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с органами внутренних дел. Они также имеют полномочия применять превентивные меры, административные меры пресечения и административные штрафы, когда это необходимо.
Пограничные власти имеют право применять административные и превентивные меры, которые включают направление пограничников в безопасные районы, проверку документов граждан и транспортных средств и проведение досмотров транспортных средств [11, с. 111]. Эти меры применимы не только в пограничных пунктах, но и в пунктах пропуска через государственную границу, как это предусмотрено Законом «О государственной границе Российской Федерации».
Органы внутренних дел, действующие в пределах пограничной зоны, обладают полномочиями по ограничению прав граждан на постоянное проживание в регионе, обеспечению соблюдения процедур регистрации паспортов и проверке документов граждан в пограничной зоне и на контрольно-пропускных пунктах.
Согласно российскому законодательству, органы безопасности несут ответственность за принятие мер по защите государственной границы Российской Федерации в пределах своей юрисдикции. Эти меры включают сбор разведданных, связанных с потенциальными угрозами безопасности страны на государственной границе. Это также включает в себя получение информации об организациях и отдельных лицах, которые планируют осуществить враждебные действия, которые могут нанести ущерб интересам личности, общества и государства на границе.
Согласно российскому законодательству, органы безопасности несут ответственность за реализацию мер, направленных на охрану государственной границы Российской Федерации. В этом контексте пограничные органы играют решающую роль в выявлении намерений и действий иностранных разведывательных органов и организаций, действующих на границе [4, с. 148]. Они также работают над предотвращением незаконных каналов связи и транспортировки запрещенных предметов, таких как наркотики и оружие, через границу. Кроме того, пограничные власти принимают меры для предотвращения бегства российских граждан из страны, чтобы избежать судебного преследования за преступления, угрожающие государственной безопасности.
Правовые режимы, правовой институт, обычно используемый в международном праве и внутренней практике, включают организационные вспомогательные элементы и соответствующие санкции для установления оптимальных отношений в конкретной и жизненно важной области. Например, для достижения этой цели широко используются международно-правовые режимы, такие как режимы проливов по международному праву, пенитенциарные режимы, режимы различных категорий земель, таможенные и санитарные режимы по внутреннему законодательству.
Следовательно, правовые акты, относящиеся к основным видам деятельности, обычно сопровождаются соответствующими организационными и техническими механизмами для их реализации, такими как строгое регулирование процедур подачи заявок, специальные учреждения для надзора за определенным режимом, система контроля и соответствующие наказания за несоблюдение. Эти правовые и технические меры в сочетании с санкциями за нарушения образуют сложный правовой и организационный институт, называемый правовым режимом [5, с. 166]. Основное внимание в данной статье сосредоточено на правовых режимах, которые изолированы от общей массы и являются частью государственного управления, исполнительной власти в Российской Федерации, и регулируются в первую очередь административным правом, которое регулирует отношения между государственными органами, гражданами, коммерческими организациями, общественными объединениями, предприятиями и учреждениями. Сфера применения таких правовых режимов довольно широка, и большинство из них устанавливаются для обеспечения суверенитета, безопасности личности, общества и государства, охраны общественного порядка и обороны Российской Федерации.
Понятие «правовой режим» используется в различных сферах и видах деятельности, из-за чего существует путаница в понимании разновидностей правовых режимов, в связи с чем в настоящее время появилась необходимость в модернизации законодательства. На наш взгляд, надлежит создать единый законопроект об административных режимах, который будет прописывать не только общие понятия, но и усилит законность и защиту прав граждан, а также приведет к совершенствованию мер принуждения за нарушения.
Подводя итог, важно отметить, что Закон № 4730-I определяет несколько административных и правовых режимов, направленных на охрану государственной границы Российской Федерации. К ним относятся режим государственной границы, пограничный режим и режим в пунктах пропуска через государственную границу. Для упорядочивания нормативно-правовых актов, регулирующих различные административно-правовые режимы, включая режим государственной границы Российской Федерации, считаем необходимым принятие единого законодательного акта, в котором были бы обобщены нормы, регулирующие те или иные правовые режимы.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2022. — № 41. — Ст. 6933.
- Закон Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730–1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации» // Российская газета. — 1993. — № 84.
- Зиборов О. В. Отдельные аспекты соотношения понятий «режим», «правовой режим», и «административно-правовой режим» / О. В. Зиборов // Административное и муниципальное право. — 2015. — № 4 (88). — С. 402–411.
- Зорин В. И. Правовое регулирование государственной границы Российской Федерации в современной геополитической ситуации / В. И. Зорин // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Юриспруденция. — 2019. — № 6 (73). — С. 148–156.
- Казанцев А. В. Формирование и совершенствование правового режима государственной границы Российской Федерации в контексте интеграционных процессов на евразийском пространстве / А. В. Казанцев. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019. — № 3. — С. 162–180.
- Конышев В. А, Казанцев А. В. Правовое регулирование режима государственной границы в Российской Федерации: теоретические и практические аспекты / В. А. Конышев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Закон. — 2020. — № 9(3). — С. 430.
- Лакаев О. А. Основные тенденции правовой политики в сфере организации функционирования территорий опережающего социально-экономического развития / О. А. Лакаев // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2021. — № 2 (139). — С. 88–94.
- Лобода В. В. Особенности квалификации незаконного пересечения Государственной границы в пункте пропуска / В. В. Лобода // Вестник Сибирского юридического института МВД. — 2008. — № 2. — С. 172–190.
- Назарин З. С. Административно-правовые режимы, устанавливаемые в сфере защиты и охраны Государственной границы / З. С. Назарин // Транспортное дело России. — 2014. — № 4. — С. 173–190.
- Насонов В. Я. Административное право Российской Федерации / В. Я. Насонов. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 208 с.
- Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы: Монография / В. Б. Рушайло. — М.: Щит-М, 2000. — 660 с.
- Соколов А. Ю. Административное право РФ / А. Ю. Соколов. — М.: Инфра-М, 2018. — 352 с.
- Соловьева Т. В. Правовой приложение государственной границы Российской Федерации: международно-правовое регулирование и национальная практика / Т. В. Соловьева // Право и государство: теория и практика. — 2018. — № 3 (147). — С. 48–57.
- Степенко В. Е. Административно-правовой механизм обеспечения режима функционирования Государственной границы Российской Федерации: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / В. Е. Степенко. — СПб., 2006. — 34 с.