В статье автор раскрывает понятие и значение инновации, приводит примеры существующих инноваций в системе государственного и муниципального управления, анализирует проблемы, возникающие в процессе внедрения инновационных управленческих технологий и дает рекомендации по совершенствованию данных технологий.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, государственное управление, муниципальное управление.
Инновационная деятельность является процессом, возникшим сравнительно недавно, ввиду потребности обновления и модернизации методов управления.
Понятие «инновация» описывалось большим количеством ученых, чьи научные труды были рассмотрены в процессе анализа и являются актуальными для исследования вопроса инновационной деятельности. При работе с данной темой мы обращались к трудам таких научных деятелей и авторов, как Н. А. Жернова, Н. Н. Голофастова, Л. Р. Аюпова, Р. Ф. Качарулина, А. В. Моисеев, Е. О. Ушакова и другие.
Инновация — это такой общественный, технический, экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий носит упрощенный характер, не отражает основных функций категории [4, с. 24].
Что касается инновационной деятельности, наиболее подходящим определением можно считать определение инновационного процесса как «процесса преобразования научного знаний в инновацию» [1, с. 88].
Можно с уверенностью сказать, что одной из важных целей инновационной деятельности для государственного и муниципального управления можно определить создание особой системы управления, которая будет оформлена в виде меняющейся системы, отвечающей информационному прогрессу. Она должна создавать комфортную среду для социума, создавая все новые продукты для решения возникающих задач.
На сегодняшний день, очень важно уметь подстраиваться под быстро меняющиеся реалии, а этого можно добиться с помощью совершенствования и обновления системы управления.
В настоящее время в России создано большое количество платформ, облегчающих предоставление государственных и муниципальных услуг, что является большим достижением. Это привело к доступности информации для людей и улучшению качества услуг.
Государственная система должна иметь электронный и быстрый документооборот, развитую сеть коммуникативной связи центра с отдаленными областями государства [2].
Как отмечает французский социолог М. Крозье, «В современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, а за способность к нововведениям». Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развивается преимущественно на основе активизации инновационной деятельности [3].
При анализе трудностей внедрения инноваций в систему государственного и муниципального управления можно отметить следующие пункты:
- Небольшое количество фондов и организаций, напрямую занимающихся инновационными технологиями.
- Отмечается процент служащих, не заинтересованных во внедрении инноваций в ту область, в которой ведут рабочую деятельность.
- В целом отмечается небольшой процент экономической заинтересованности в области инновационной деятельности, по сравнению с другими областями.
- Небольшое количество фордов и организаций, дающих финансовую поддержку для реализации инновационного продукта.
- Малая готовность большинства предприятий к воплощению инновационного продукта.
При анализе существующих проблем, в связи с которыми не происходит быстрого внедрения инноваций в систему государственного и муниципального управления, нам удалось сформулировать рекомендации по совершенствованию инновационных управленческих технологий.
Одним из главных пунктов можно считать привлечение в вопрос инновационной деятельности молодого поколения. Добиться этого можно с помощью повышения престижа данного вопроса и мотивации к внедрению новых проектов.
Также, неотъемлемой частью является развитие инновационной инфраструктуры и повышение готовности к изготовлению продукта, если это требуется. Данные меры смогут привлечь больше людей, заинтересованных в продвижении своей идеи.
Можно ответить необходимость в организации обучения инновационным проектам уже действующим сотрудникам муниципальных и государственных организаций. В результате приобретения новых знаний и умений, повысится производительность труда, изменится привычный вид разрешения поставленных задач, которые будут решаться по мере изменения реалий и прогресса.
В заключении, можно отметить, что в современном мире вопрос инновационной деятельности очень часто обсуждается, в виду большого потока информации и технической направленности. Можно с уверенностью сказать, что приведенные рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в государственном и муниципальном управлении приведут к повышению эффективности использования современных информационных технологий и помогут подстроиться под новые реалии современного мира.
Литература:
- Жернова Н. А., Голофастова Н. Н. Инновационный менеджмент: Учеб.-справ. Пособие — Кемерово, КГТУ, 2001.
- Карачулина Р. Ф., Аюпова Л. Р. Инновации в государственном управлении: теоретические аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/06/56000 (дата обращения: 10.10. 2022).
- Осейчук В. И. Теория управления: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТГУ, 2002. 244с.
- Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто. — М.: Прогресс, 1990. — 295 с.