Направления развития инновационных процессов образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 15.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Садовская, Н. В. Направления развития инновационных процессов образовательной организации / Н. В. Садовская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120657/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена изучению механизма внедрения инновационных продуктов в систему образования. Рассмотрены основные направления развития инновационных процессов образовательной организации. Определена роль учителя в инновационной системе.

Ключевые слова: инновация, образовательная система, профессиональная готовность, анализ педагогического опыта, инновационный проект.

Одна из главных проблем, которая встает на пути развития образовательной системы внутри каждой образовательной организации — модернизация образования с целью повышения его качества путем внедрения новых образовательных технологий. Для этого необходимо рассмотреть весь новый инновационный опыт в педагогическом пространстве, утвердить новые цели образования, новое его содержание, методы и формы обучения.

Инновационный процесс — процесс использования инноваций педагогами, а инновационная деятельность — деятельность педагога, направленная на создание нового в образовательной системе. Инновации необходимы для обучения и воспитания, так как это необходимо современного общества. Это обусловлено социально-экономическими процессами, новым государственным заказом в виде оптимизации учебного процесса. Однако не все новшества можно использовать для образовательной организации. Для этого учитель плодотворно занимается отбором лучшего материала, что влияет на повышение качества образования.

Инновационная деятельность помогает решить проблемы современной педагогики в области распространения передового педагогического опыта и внедрения социального заказа и достижений педагогической науки в области образования. Инновационная деятельность педагога призвана обновить методологическую и технологическую базу, обновить цели образования, педагогические системы, системы управления школами, сформировать в школах экспериментальные площадки при соблюдении объективного и субъективного факторов.

Спрос на инновации в системе образования в России появился из-за ряда причин: социально-экономические преобразования — использование новшеств в деятельности учителей; усиление гуманитаризации содержания образования (новые предметы, объем дисциплин); изменение отношения учителей к педагогическим новшествам, то есть снята жесткая регламентация содержания в области обучения, что мешало свободному выбору педагога, а сейчас, наоборот, после тщательного анализа педагог может выбрать то, что ему удобно в преподавании из большого арсенала; острые рыночные отношения. Повлияли на инновационные преобразования также возросший интерес общества в качественном образовании и его улучшении; количество новых педагогов-новаторов; открытие зарубежной системы образования для отечественной; арсенал новых технологий преподавания; открытость зарубежной системы образования; появление ряда развивающих технологий и их дальнейшее развитие; проработка новой образовательной парадигмы.

Для инновационной деятельности образовательной организации нам необходимо ориентироваться на Конституцию Российской Федерации; Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; национальный стандарт РФ «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и т. д. Создать инновацию на пустом месте без соответствующего документооборота невозможно, нецелесообразно без теорий, концепций.

На данный момент можно выделить несколько направлений повышения эффективности образовательной системы:

Сластенин В. А. [1] утверждал, что педагогическое образование представляет собой объединение готовности и компетентности. Педагог, ученый утверждал, что педагог должен: обладать способностью строить педагогическую систему, умением запустить педагогическую систему; уметь выделять, устанавливать взаимосвязь между компонентами в воспитательной системе; уметь оценивать результаты и преобразовывать содержание процесса воспитания в конкретные педагогические задачи. Отсюда можно сказать, что профессиональная готовность представляет собой готовность педагогического кадра выполнять требования, предусмотренные научным опытом психологической, научно-теоретической и практической областей. Отсюда первое направление — обеспечение профессиональной готовности педагогических работников. Повышая свою компетентность, педагоги должны обращать внимание на развитие коммуникативных, организаторских, регулятивных, информационно-познавательных областей профессионального роста. Для развития вышеупомянутых областей на данный момент создаются педагогические лаборатории. На их площадке педагоги обмениваются опытом, подчеркивают для себя новые методические разработки

В качестве второго направления выделяют совершенствование системы научно-методической работы по внедрению инноваций в образовательную организацию. Перед любой образовательной организацией стоит задача в реализации социального заказа — образованный выпускник, который обладает высоким уровнем знаний, умений, навыков, развитыми познавательными способностями, что реализуемо при совершенствовании системы управления научно-методической работы на четырех уровнях. М. М. Поташник [2] утверждал, что к этим четырем уровням относятся — директор ОО, его заместители и члены администрации, педагогический коллектив и обучающиеся. Участники образовательного процесса являются научно-методической базой для инновационной работы, но также уделяется особое внимание на повышение квалификации педагогов. Отсюда можно сказать, что руководители ОО должны заниматься источниками научно-методической направленности для корректировки образовательной программы и профессионального образования в следующих областях: создание условий для развития социально-коммуникативных навыков; открытый доступ к информационным источникам; корректировка учебных планов через пересмотр востребованности информационной оснащенности предметов и пересмотр мировой практики в преподавании учебных дисциплин; расширение арсенала методов обучения.

Третье направление — анализ педагогического опыта по применению инноваций. Инновации, которые внедряются в систему образования, должны быть разработаны с опорой на передовой педагогический опыт, анализ с разработкой определенных критерием отбора или оценки — новизна, стабильность, соответствие методологической базе и педагогике, результативность и эффективность. Механизм введения инновации представляет следующее: сначала педагог накапливает фактический материл об инновации; далее осуществляет его классификацию; следующим этапом объясняет фактический материал через современные теории педагогики и выявляет внутренние закономерности достижения успеха в обучении и воспитании в области инновационной педагогики. После такого тщательного анализа педагог прибегает к активным формам реализации материала. Делаем вывод, что анализ передового педагогического опыта — это результат бесед, наблюдений, анализа научно-методической литературы.

На основе накопленного инновационного опыта разрабатывается проект его реализации с последующим обменом опыта среди педагогического общества, что является четвертым направлением. На организационно-подготовительном этапе педагог подбирает формы и методы обучения, определяет условия для достижения эффекта внедрения проекта и его адресную направленность. При реализации проекта педагог занимается разрешением противоречий между достижениями передового педагогического опыта и формами деятельности, определением реальности и реализуемость, коррекцией.

Проанализировав выделенные инновационные направления, мы пришли к выводу, что результатом инновационной деятельности является использование новшеств теоретической и практической природы педагогики. Учитель — проводник в инновационном педагогическом мире в качестве разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых технологий. Именно от его инновационной деятельности зависит качество образования, уровень знаний учеников, результативность при сдаче экзаменов.

Литература:

  1. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова; под научной редакцией Р. С. Димухаметова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 207 с.
  2. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления [Текст] / М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 352 с.


Задать вопрос