В статье автор исследует проблемы, возникающие при борьбе с организацией занятия проституцией.
Ключевые слова: легализация проституции, женщина, проституция, проститутка, негативное социальное явление, сексуальный товар.
Как известно, такое явление, как проституция, известно давно и в общественном сознании имеет маркер «древнейшей профессии». Однако, проституция представляет собой реальную опасность для общества, так как тесно связана с такими преступлениями как незаконный оборот наркотических средств, торговля людьми, вовлечение несовершеннолетних в предоставление сексуальных услуг, изнасилованием и другими, кроме того, указанное явление задевает сферу здоровья, так как нередки случаи заражения различными венерическими заболеваниями, а соответственно и их распространения.
Как в нашей стране, так и за рубежом предпринимаются попытки регулировать данную сферу. Да, уголовная ответственность установлена, но на практике применяется не настолько часто, чтобы сдержать рост подобных преступлений.
Довольно продолжительное время проституция не признавалась значимой проблемой, а, скорее, негативным социальным явлением, свойственным капиталистическим обществам, при этом, за занятие проституцией и вовлечение в него, граждане привлекались по другим статьям. В конце двадцатого столетия в государстве происходят политические изменения, проявившие все, ранее хорошо скрытые, проблемы. Нельзя не отметить, что на распространение проституции со всеми ее сопровождающими противозаконными деяниями, оказывало влияние сложное социально-экономическое положения в стране, искаженное понятие свобод, трансформация ценностей и мировоззрений. Вместе с тем, отсутствие в законодательстве правовых механизмов в отношении проституции, ограничивающих организацию такой деятельности, оставалось неизменным в течении долгого периода.
Многие отечественные психологи, социологи и правоведы, девяностых годов, посвящали свои труды проблеме распространения проституции, признавая значимость борьбы с данной социальной болезнью общества. В правоохранительных органах создавались особые подразделения, контролирующие сферу сексуальных услуг. В новом уголовном законодательстве, появляется термин проституции, устанавливается ответственность за организацию и содержание притонов для занятия проституцией. В дальнейшем, нормы УК РФ совершенствуются внесением изменений в содержание правовых положений, что позволило расширить круг лиц, привлекаемых к ответственности за пособничество проституции. Однако, данных мер, противодействующих росту проституции, а тем более для реализации поставленной цели искоренения данного негативного социального явления, явно недостаточно.
Если проанализировать опыт борьбы с проституцией нашей страны и иностранных государств, ни криминализация, ни легализация, не являются успешными способами решения данной проблемы.
Рассматривая опыт легализации проституции в Нидерландах, мы приходим к выводу, что государству необходимо контролировать деятельность всех структурных элементов, занимающихся предоставлением сексуальных услуг: от простых «работниц» до клиентов и сутенеров, с наделением их иными, более общественно приемлемыми статусами [1]. При таких обстоятельствах, деятельность «массажных» салонов и иных организаций, связанных с предоставлением сексуальных услуг, выходит из тени, их деятельность становится законной. Однако, легализуя деятельность проституток, следует помнить о том, что подобная легализация не влияет, в целом, на само явление проституции. Указанные меры не меняют реального положения дел, меняются названия, но не суть такой деятельности, ее свойства, как торговли человеческими телами, не исчезают.
По статистическим данным, представленным в отчете Будапештской группы, «80 % женщин в борделях Нидерландов, вывезено и продано из других стран» [2]. По официальным сведениям Международной организации по миграции (МОМ), «количество, прибывших женщин из стран Центральной и Восточной Европы в Голландию, за 1994 год, составил 70 %, от всего числа иммигрантов» [3].
Легализуя проституцию, с целью улучшения положения проституток, защиты их прав, мы получаем обратный эффект, фактически, легализуя преступную деятельность сутенеров и лиц, заинтересованных в такой деятельности. Что касается введения квот на работников сексуальной индустрии, прибывших из-за границы, данная мера также является довольно сомнительной. Так как, фактически, развязывает руки тем, кто осуществляет торговлю людьми, делая их «бизнес» легальным источником дохода. Хоть для того, чтобы осуществлять свою деятельность законно, новоприбывшим работницам необходимо доказать, что они будут осуществлять ее в собственных интересах, это не является особым препятствием для торговцев, так как обучить человека говорить то, что необходимо, для получения разрешений, а тем более, человека из другой страны, не составляет труда. Для женщин с низким уровнем дохода практически невозможно переехать в страны Центральной и Восточной Европы без посторонней помощи, ведь необходимо приобрести не только документы, необходимые для переезда, но и билеты, существовать на что-то первое время, а в дальнейшем войти в «бизнес» и закрепиться в нем. Данное обстоятельство подтверждает факт ввоза в страну, а не самостоятельного переезда, что, в свою очередь, указывает на явное осуществление торговли людьми [4].
Кроме того, узаконивание проституции влечет за собой увеличение числа не только самих борделей, но и «обороты» в обслуживании клиентов. При этом подобная деятельность и сопутствующие ей факторы не влекут за собой наказания, ведь они легальны и находятся на уровне вполне законного бизнеса, как, например, торговля продуктами питания. Даже с учетом необходимости получения лицензии, нет препятствий для осуществления такой деятельности и без нее, что делает такие меры вовсе бесполезными. Такой подход стирает границы морали, проституция — развлечение и способ заработка, а женщины — товар.
Рассматривая легализацию проституции с точки зрения уменьшения рисков заболеваемости венерическими недугами нельзя не отметить тот факт, что даже если проститутки будут проходить регулярные медицинские осмотры, это не снизит уровень инфицирования, так как подвергать регулярным медицинским осмотрам каждого клиента, не представляется возможным. Даже если представить, что каждый клиент будет регистрироваться официально, данная мера все равно не позволит регулировать указанный аспект. Как отмечает Е. В. Тюрюканова «сегодня признано, что женщины обладают повышенной уязвимостью к таким болезням, как с точки зрения медико-биологических факторов, так и социальных [5].
Когда прохождение медицинских осмотров является обязательным только для самих проституток, но не для их клиентов, возникает вопрос о дискриминации женщин, так как болезни все равно будут передаваться от клиентов.
Помимо прочего следует сказать, что введение термина «добровольная проституция» будет выигрышным моментом исключительно для сутенеров и иных подобных лиц. Непонятно, как женщине доказать факт добровольности или не добровольности такой «работы», учитывая существующую в обществе стигматизацию и в целом отношение к проституткам. Легализация проституции приведет к увеличению ее экономической значимости. Если проституция будет являться законным бизнесом, с переименованием проституток в работниц, а сутенеров в бизнесменов, отпадет необходимость осуществления борьбы с ним. Не нужны будут ни защита базовых прав человека, ни уголовное преследование, ни учреждение реабилитационных центров для жертв указанной деятельности, произойдет снятие ответственности и необходимость предоставления достойной работы для женщин.
Проституция как индустрия, находится примерно на одном уровне с торговлей оружием и наркотическими веществами. Однако, мало кто предлагает легализацию указанных выше отраслей. Если легализация торговли оружием и наркотическими веществами неэффективна, почему она должна быть эффективна в отношении проституции? Борьба с подобными явлениями может быть осуществлена посредством ужесточения законодательства и ответственности за осуществления указанной деятельности. Например, в Швеции ответственность влечет, в том числе, и спрос на проституток. Этот аспект неоднозначен, с одной стороны, нельзя с уверенностью сказать, влияет ли это на причины такого явления как проституция, а с другой, он достаточно эффективен, как фактор сдерживания. Чтобы влиять на причину, необходимо обеспечивать оказание женщинам медицинской, психологической и иной помощи, в том числе, с трудоустройством. Изменение образа жизни и создание безопасного пространства именно те факторы, на которые необходимо обращать внимание в первую очередь. В этой борьбе сил немногочисленных общественных организаций явно недостаточно, государству необходимо тщательно контролировать данные факты, тогда, возможно, ситуация может быть улучшена.
Литература:
- Десять причин не легализовать проституцию Международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами (CATW (25 марта 2017 г.);
- Будапештская группа Связь между организованной преступностью и нелегальным вывозом иностранцев. Австрия: Международный центр по развитию миграционной политики. Июнь 2019. С. 42.
- Дейли, Сюзан. «Новые права для голландских проституток, но никакой пользы» август 2001г. С.4
- Даттинг, Гиселинг. «Легализованная проституция в Нидерландах — Современные дебаты». Женская всемирная сеть за репродуктивные права. Ноябрь 2020 г. С. 16
- Тюрюканова Е. В. Доклад «Женская трудовая миграция из России», сделанный на заседании МОТ. Москва, июнь 2018. С. 22.