В статье автор исследует правовое регулирование недействительности усыновления (удочерения) в России.
Ключевые слова: дети, государство, усыновитель, отмена усыновления.
Задача института усыновления — сформировать стабильную и гармоничную жизненную среду для усыновленного ребенка, поэтому, прежде всего, отношения, возникшие вследствие усыновления, должны быть стабильными и неизменными.
Несоблюдение условий усыновления может привести к недействительности усыновления. Недействительность усыновления означает, что между усыновителем и усыновленным ребенком не возникает юридической связи. Недействительность усыновления становится следствием несоблюдения закона при принятии решения об осуществлении процедуры усыновления, что может быть связано с предоставлением фиктивных документов либо оформлении фиктивного усыновления.
Усыновление может быть также признано недействительным, если оно было совершено на основании поддельных документов, к примеру: акт обследования бытовых условий, справка о состоянии здоровья усыновителей, письменное согласие родителей на усыновление и другие документы, положенные в основу решения суда об усыновлении. Подделка упомянутых документов может состоять как в полном производстве ложного документа, так и во введении заведомо ложной информации, в силу которой был совершен факт усыновления ребенка (например, с целью получения гражданства).
Усыновление, признанное судом недействительным, считается таким с момента его осуществления, то есть со дня вступления в силу решения суда о принятии усыновления.
Следует заметить, что дела о признании усыновления недействительным и отмене усыновления является делами искового производства, поэтому эта категория дел подлежит рассмотрению по общим правилам подсудности.
Отметим, что отечественное законодательство определяет конкретные случаи, при которых возможно проведение отмены усыновления, а именно: не выполнение усыновителями взятых на себя родительских обязанностей в отношении ребенка либо злоупотребление своими правами. Для принятия судом соответствующего решения проводиться тщательная оценка материального обеспечения усыновленного, наличие эмоциональной связи, моральной сферы, определяется уровень общения в семье, осуществления воспитания, принятие участие в жизни ребенка, а также действиям, направленным не в интересах ребенка (к примеру, распоряжение наследством).
В качестве оснований для проведения отмены процедуры усыновления выступает также и применение к такому ребенку жесткого обращения, ведь это противоречит условиям его воспитания в новой семье. Запрещено использования по отношению к усыновленному жестокого, пренебрежительного, грубого и унижающего достоинство обращения, а также эксплуатации либо его оскорбления. На практике, обозначенные ситуации не выявляются вовремя, а накапливаются со временем, что оказывает негативное воздействие на психику несовершеннолетнего и влечет тяжкие последствия для него.
В целом, отмена усыновления по инициативе органов опеки и попечительства может быть вызвана также злоупотреблением запрещенными препаратами (алкоголизм, наркомания), ведение незаконной деятельности, оказанием физического и морального насилия к несовершеннолетнему, а также совершением умышленного преступления, направленного против жизни и здоровья ребенка или супруга, подтвердившееся приговором суда, вступившим в законную силу.
Однако, как указывают Н. А. Аблятипова и А. С. Форостян, начать процедуру отмены усыновления представляется возможным и в том случае, если родителям не удалось установить с ребенком психологический контакт, то есть не нашли подход к нему, он не чувствует себя членом семьи. При этом родители добросовестно относятся к своим обязанностям в отношении ребенка, сознательны и ответственны. [1, С.231–240]
Следует заметить, что родители перед усыновлением проходят специальное обучение и получают необходимые разъяснения, в связи с этим полагаем, что им должны быть сформированы все необходимые условия для воспитания и развития усыновленного ребенка.
Интересно заметить, что отечественное законодательство предполагает возложение на бывших усыновителей алиментных обязательств в отношении бывшего усыновленного. Это норма введена с целью обеспечения прав и интересов несовершеннолетнего. Нормы Семейного кодекса стоят на защите любого ребенка (ст.56 СК РФ), что предполагает применение защиты в его интересах. Полагаем, судам следует разработать специальные разъяснения по данному вопросу, поскольку их отсутствие приводит к субъективному решению по делу, оценочному и ситуативному восприятию. [2]
В аспекте настоящего исследования рассмотрим вопрос о присуждении бывшему усыновленному возмещения морального вреда, ведь как правила такие ситуации наносят ребенку тяжелую психологическую травму. В судебной практике отсутствуют примеры разрешения дел по отмене усыновления с одновременным решением вопроса о назначении такому ребенку моральной компенсации. Ведь при отмене усыновления его права в полном объеме не восстанавливаются, а даже сказать ухудшаются, поскольку следующее усыновление может и не наступить.
Таким образом, интерес усыновленного ребенка выступает ключевым элементом при судебном рассмотрении дела, в противовес интересу бывших усыновителей, что объективно противоречит интересам первого. Следовательно, чтобы обеспечить интересы усыновлённого судебные органы должны иметь полную и объективную информацию, раскрывающую различные факты реальной действительности, которую предоставляет субъект, обладающий процессуально-нейтральной позицией в деле (как правило, эксперт).
Следует согласиться с В. В. Тереховой, отмечающей, что отмена усыновления для ребенка-сироты может выступить в качестве весомого препятствия для реализации права на воспитание в семье, и соответственно повторного усыновления может не произойти, ввиду рассмотренных причин. В связи с этим, законодателю, следует обратить особое внимание на решение вопросов об обеспечении прав ребенка при разрешении дела по отмене усыновления. [3, С.112–119]
Таким образом, лицо, которое лишено родительских прав: а) утрачивает личные неимущественные права в отношении ребенка и освобождается от обязанностей по его воспитанию; б) перестает быть законным представителем ребенка; в) утрачивает права и льготы и государственную помощь, предоставляемую семьям с детьми; г) не может быть усыновителем, опекуном и попечителем; д) не может иметь в будущем имущественных прав, связанных с отцовством, которые он мог бы иметь в случае своей нетрудоспособности (право на воздержание от ребенка, право на пенсию и возмещение ущерба в случае потери кормильца, право на наследование); е) утрачивает иные права, основанные на родстве с ребенком.
Отметим, что лишение родительских прав усыновителя должно осуществляться именно с целью защиты интересов ребенка.
Особого внимания требует проведение психологической проверки волеизъявления потенциальных родителей и их совместимости с предполагаемым для усыновления ребенком. Данная процедура требует полного исключения формального ее соблюдения и оформления указанной проверки в виде заключения экспертом, на котором свое решение будет основывать суд, принимая решение об осуществлении усыновления. Возможно, целесообразно сторонам предоставлять определенное время для установления взаимоотношений в семье, с целью окончательно определиться в возможности проведения усыновления в конкретном случае.
Суммируя изложенное, отметим, что процедура усыновления может быть отменена, признана решением суда недействительной, в виду различных правовых обстоятельств и условий закона. Установлено, что недействительность усыновления проявляется в несоблюдении закона при принятии решения об осуществлении процедуры усыновления, что может быть связано с предоставлением фиктивных документов либо оформлении фиктивного усыновления. Отмена усыновления имеет место при невыполнении усыновителями взятых на себя родительских обязанностей в отношении ребенка либо злоупотребление своими правами.
Литература:
- Аблятипова Н. А. Проблемы обеспечения интересов детей при отмене усыновления / Н. А. Аблятипова, А. С. Форостян // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2019. — Т. 5 (71). — № 1. — С. 231–240.
- Семейный кодекс Российской Федерации. от 29.12.1995 № 223- // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
- Терехова В. В. Некоторые аспекты лишения родительских прав в российском законодательстве / В. В. Терехова // Евразийская адвокатура. — 2021. — № 2. — С. 112–119.