Российское государство, начиная с момента принятия Конституции РФ активно взяло курс на строительство свободной, рыночной экономики, развитие производства, включение в международный товарообмен, а также защиту права собственности и предоставление гражданам широких возможностей для занятия бизнесом. Развитие малого и среднего бизнеса представляется приоритетной задачей, стоящей перед государством. А Президентом страны поставлена задача оказания комплексных мер поддержке бизнеса, включая представителей малого и среднего предпринимательства. Достаточно обратиться к статистике регистрации юридических лиц, согласно которой в год регистрируется более полумиллиона юрлиц и предпринимателей, что свидетельствует о развитии малого бизнеса и активности его представителей, что определяет уровень открытости экономики страны. С помощью малого предпринимательства государство сможет повысить уровень благосостояния народа, увеличить долю среднего класса, а также пополнить бюджет налогами.
Однако, обратимся к научным подходам понимания бизнеса и предпринимательства. Одно из самых распространенных на сегодняшний день определений говорит, что бизнес — это любая деятельность, направленная на получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг. В универсальном бизнес-словаре под «бизнесом понимается инициативная, самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, а также продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг» [1, c. 312].
По мнению Герчикова И. Н. «бизнес — это дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности» [2, c. 480], при этом добавляет, что «отличительными чертами предпринимательства является рискованность, свобода и самостоятельность деятельности, а также инициативность» [2, c. 482]. Васильев Л. С. характеризовал бизнес как деятельность малого или среднего масштаба, приносящую награду за риски и за новаторскую деятельность [3, c. 98]. Ефремова Т. Ф. дает следующее понятие «бизнес», как «деятельность, которая осуществляется за счет собственных или заемных средств, с целью получения прибыли, которая может использоваться в личных целях или на расширение предприятия» [4, c 1209].
Приведем подход к пониманию бизнеса зарубежной школы. Так, профессор А. Хоскинг считает, что «бизнес — это деятельность, которая осуществляется организациями или частными лицами с целью извлечения выгоды» [5, c. 232]. По мнению, А. Смита предпринимательство и бизнес имеют много общего, однако бизнесом занимается предприниматель, «деятельность, которого осуществляется самостоятельно за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою имущественную ответственность и ориентированная на получение прибыли» [6, c. 312].
Ряд современных ученых в своих трудах уделяли внимание вопросу соотношения понятий бизнес и предпринимательство. А. Н. Асаул, «рассматривая предпринимательство как хозяйственную деятельность, утверждает, что его главным отличием от бизнеса является новаторство, приводящее к нарушению рыночного равновесия» [7, c. 202]. П. А. Гурьянов считает, что «различия между бизнесом и предпринимательством существуют, если рассматривать предпринимательство в узком смысле слова, как это делали в большинстве своем зарубежные экономисты в эпоху индустриальной экономики» [8, c. 93].
Среди научных подходов понятие предпринимательства является синонимом бизнеса. «Бизнес — это предпринимательская деятельность, которую ведут субъекты рыночной экономики и государственные органы за счет собственных или заемных средств под свою ответственность и главными целями которой являются развитие собственного предприятия и получение прибыли» [9, c. 1–2]. По мнению, A. Ю. Чепуренко, «в теории предпринимательства его основные родовые черты и характеристики по умолчанию рассматриваются обычно как понимание бизнеса малого или среднего» [10, c. 175]. С этим подходом следует полностью согласиться, т. к. основная часть предпринимателей в России составляют основу малого и среднего бизнеса. Как выше нами писалось, предприниматель — это лицо, которое рационально управляет своим производством, предприятием, с целью получения прибыли, несет за принятые решения ответственность и внедряет передовые или инновационные технологии. Таким образом, данный подход полностью отражает цель любого бизнесмена, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Нобелевский лауреат Ф. фон Хайек предполагал, что сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [11, c. 10]. С данным подходом согласиться достаточно трудно, т. к. российский законодатель закрепил позицию, «определяющую предпринимательство как особый вид экономической деятельности».
Российский законодатель также исходит из правового регулирования предпринимательской деятельности, как «более широкой трактовки, определяющей права граждан…», чем понятие бизнеса. Данный подход верен, т. к. в нормах Конституции РФ закрепляется право «каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (ч.1 статьи 34 Конституции РФ). В нормах Конституции РФ содержатся напрямую связанные с предпринимательской деятельностью гарантии — свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, защита прав собственности, с провозглашением различных ее видов, единства экономического пространства, поддержка рубля со стороны ЦБ РФ и другие нормы, затрагивающие предпринимательскую деятельность.
Основным законодательным актом, закрепившим поддержку малого и среднего бизнеса, стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [12]. Цель принятия данного закона в 2008 году связана с регулированием отношений между органами публичной власти всех уровней и юридическими, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, а также установление правовых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, видов и форм такой поддержки.
В научной литературе можно встретить три подхода к соотношению «малый бизнес» и «малое предпринимательство»: бизнес шире, чем предпринимательство; предпринимательство является шире, чем бизнес; предпринимательство и бизнес, если не тождественны, то синонимичны понятию.
Отметим, что «особенностью развития малого предпринимательства в России, по сравнению с экономически развитыми странами, является то, что он в значительной степени привязан к соответствующей территории -ориентирован на региональные экономические интересы. Это принципиально отличает малое предпринимательство в нашей стране от малого предпринимательства западной модели развития, где оно в целом характеризуется корпоративными чертами, то есть привязано к крупным экономическим структурам» [13, c. 305]. Поэтому мы считаем, что при уточнении понятия «малое предпринимательство» необходимо сделать акцент на исследовании малого предпринимательства сквозь призму воспроизводственного процесса и механизма управления региональной экономикой. Такой подход позволяет определить функциональные особенности малого предпринимательства в экономической системе региона.
Таким образом, понятие предпринимательство в разные временные эпохи отражало разнообразные черты, начина от характеристики личности субъекта данной деятельности, до характеристики его имущественного положения. Предпринимательство всегда связывается с ответственностью и риском, новаторскими идеями и надеждой на получение прибыли. Недаром Гражданский Кодекс РФ в статье 2 определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [14].
По моему мнению, соотношения бизнеса и предпринимательства в юридической литературе носят синонимальный характер, с той лишь особенностью, что предпринимательство имеет правовые основы регулирования и критерии, закрепленные в законодательстве. Понятие бизнеса может отличаться от предпринимательства лишь тем, что не каждый мелкий бизнес можно назвать предпринимательством. Занимаясь бизнесом лицо зачастую не создает новаторскую идею, а получает прибыль только от тех возможностей, которыми обладает, например занимается частным репетиторством или оформляет дизайн-проекты. Кроме того, предпринимательство характеризуется систематическим получением прибыли, в отличии от мелкого бизнеса, где прибыль может не играть первостепенное значение, т. е. у лица могут стоять другие цели, например, творческая работа или мотивация работать в команде.
Литература:
- Лозовский, Л. Ш. Универсальный бизнес — словарь / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Рантовский. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 312 с.
- Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] / И. Н. Герчикова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2022. — 480 с
- Васильева, Л. М. Сущность субъектов малого предпринимательства [Текст] / Л. М. Васильева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/27_NII_2010/Economics/72037.doc.htm.
- Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. -М.: Рус. яз. 2000. — 2 т. — 1209 с.
- Хоскинг, А. Курс предпринимательства [Текст]. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 232 с.
- Лозовский, Л. Ш. Универсальный бизнес — словарь [Текст] / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, А. А. Рантовский. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 312 с
- Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Н. Асаул. — СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336 с. Режим доступа: www.aup.ru/books/m614_2.htm.
- Гурьянов П. А. О предпринимательстве / П. А. Гурьянов // Современные научные исследования и инновации. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453.
- Абдрахманова, Д. М. Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность / Д. М. Абдрахманова, М. С. Егорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 1–2. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20109/ (дата обращения: 12.08.2023).
- Алисов, А. Н. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А. Н. Алисов, С. Е. Грищенко. — М.: МАКС Пресс, 2003. — 175 с.
- Предпринимательство / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Г. Б. Поляка, В. А. Швандера. — М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 — С. 10
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023)
- Смирнова И. Ю. Теоретические подходы к трактовке малого бизнеса и малого предпринимательства // Экономика строительства и природопользования. 2017. № 2 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-traktovke-malogo-biznesa-i-malogo-predprinimatelstva (дата обращения: 08.10.2023).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ(ред. от 24.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 24.07.2023.