Роль малого бизнеса в экономике России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (253) апрель 2019 г.

Дата публикации: 12.04.2019

Статья просмотрена: 5254 раза

Библиографическое описание:

Митюкова, Д. Э. Роль малого бизнеса в экономике России / Д. Э. Митюкова, Е. И. Макарычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 215-217. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57968/ (дата обращения: 21.11.2024).



Данная статья посвящена определению роли малого бизнеса в экономике России. Кроме того, в статье раскрывается, что представляет собой малый бизнес и сама предпринимательская деятельность, определены основные субъекты малого бизнеса, его преимущества и проблемы, которые он способен решить. В статье выявлены сферы экономической деятельности, выступающие лидерами для организации малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, экономика, предпринимательская деятельность, малое предпринимательство.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (бизнес) — это самостоятельная профессиональная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. [1, ст. 2]

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом критериях (показателей) [2, с. 23].

Таблица 1

Критерии отнесения предприятий кмалому бизнесу [3, ст. 4]

Критерий

Малое предприятие

Доходы

Не более 800 млн рублей

Численность сотрудников

Не более 100 человек

Доля участия других лиц в капитале

Не более 25 % в сумме − для государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов, 49 % в сумме — для обычных юридических лиц (в том числе и иностранных), а доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства — не ограничена

Субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом № 209-ФЗ являются следующие категории:

– потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);

– физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

– крестьянские (фермерские) хозяйства.

Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Так, в виду развития и широкого распространения предприятий малого бизнеса, предприниматели выбирают для себя наиболее выгодные направления развития деятельности, в которых, по их мнению, предприятие сможет достичь больших успехов и стать наиболее конкурентоспособным по отношению к остальным.

Рис. 1. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2018 г., тыс. [4, с. 210]

Можно сделать вывод, что лидирующие позиции среди сфер деятельности малого бизнеса занимают торговля оптовая и розничная, обрабатывающие производства и сфера строительства. Каждая из сфер в процентном соотношении составляет 33,4; 12,9 и 12,4 соответственно. Наименее численными сферами малого бизнеса выступают сфера добычи полезных ископаемых, деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, а также сфера образования. Каждая из которых составляют в процентном отношении — 0,5; 0,4 и 0,1 соответственно.

Малые предприятия преобладают в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. Это связано с рядом их преимуществ в сравнении с крупным бизнесом, таких как: [5, с. 12]

– возможность привлечения большого количества людей в рабочий процесс;

– высокая возможность адаптации на рынке товаров и услуг;

– повышенная восприимчивость к появляющимся нововведениям;

– малочисленный состав управленческого персонала;

– возможность овладевать и вводить новшества, которые могут быть рискованны для крупных бизнес подразделений.

Малый бизнес, не смотря на свои размеры, может решить следующие социально-экономические проблемы:

– расширить ассортимент и повысить качество товаров, работ, услуг;

– придание экономике мобильности, гибкости, маневренности;

– создать дополнительные рабочие места, сократить уровень безработицы;

– привлечение личных общественных средств с целью развития производственной сферы;

– способствовать более эффективному применению творческих возможностей людей, раскрыть их таланты, развить различные виды ремесел, народного промысла;

– активизировать научно-технический прогресс путем разработки и внедрения инноваций;

– содействовать крупным компаниям посредством производства и доставки комплектующих изделий, создавать вспомогательные и обслуживающие производства;

– освободить государство от низкорентабельных и убыточных компаний путем их аренды или выкупа.

Несмотря на все свои достоинства, количество малых предприятий уменьшается. Так, по состоянию на 10 марта 2017 года количество малых предприятий составило 267598, на которых трудилось 7400881 человек; 10 марта 2018 года — 265719 малых предприятий и 7078041 человек занятых в малом бизнесе; 10 марта 2019 года — 249097 предприятий и 6519379 человек. Соответственно, число предприятий сократилось почти на 7 %, а число занятых в малом бизнесе — почти на 12 % [6]. Данное явление во многом зависит от недостатков, присущих малому предпринимательству: из-за зависимости от крупных предприятий, высокой степени риска и неустойчивости положения на рынке, низкого уровня компетентности руководителей, повышенной чувствительности к изменениям хозяйствования и трудности в получении финансовых средств и наблюдается сокращение числа малых предприятий. Однако в последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур, то есть политика России направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства.

Роль малых предприятий в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Если в прошлом малые предприятия создавались как результат стремления многих открыть свое дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малый бизнес обеспечивает отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, в ред. от 31 января 2016 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Торосян, Е. К. Основы предпринимательской деятельности: учеб. пособие / Е. К. Торосян, Л. П. Сажнева, Ж. Н. Зарубина — СПб: Университет ИТМО, 2016–130 с.
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
  4. Россия в цифрах. 2018: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 2018–522 с.
  5. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учеб. Пособие для бакалавриата и специалитета / под ред. Н. А. Продановой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 275 с.
  6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] https://ofd.nalog.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, предпринимательская деятельность, малое предприятие, предприятие, Единый государственный реестр, малый, оказание услуг, экономическая деятельность.


Похожие статьи

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности; определено положение субъектов малого и среднего би...

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Малый бизнес и частное предпринимательство — основа экономического развития страны

В статье теоретически обоснована сущность и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Также был изучен зарубежный опыт развития малого бизнеса и частного предпринимательства, даны рекомендации по их внедрению в стране.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В статье рассматриваются актуальные проблемы малого предпринимательства. Приведен перечень проблем и возможные решения со стороны государства, с самого предпринимательства, обеспечивающих создание благоприятных условий для развития взаимодействия биз...

Похожие статьи

О ключевых аспектах развития сферы малого бизнеса в России

В статье отражены основные аспекты развития малого бизнеса в Российской Федерации; проанализирована динамика основных показателей функционирования малых предприятий по различным сферам деятельности; определено положение субъектов малого и среднего би...

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Малый бизнес и частное предпринимательство — основа экономического развития страны

В статье теоретически обоснована сущность и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Также был изучен зарубежный опыт развития малого бизнеса и частного предпринимательства, даны рекомендации по их внедрению в стране.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В статье рассматриваются актуальные проблемы малого предпринимательства. Приведен перечень проблем и возможные решения со стороны государства, с самого предпринимательства, обеспечивающих создание благоприятных условий для развития взаимодействия биз...

Задать вопрос