Актуальные проблемы малого предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 28.05.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Файзуллина, А. А. Актуальные проблемы малого предпринимательства / А. А. Файзуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114754/ (дата обращения: 28.06.2024).



В статье рассматриваются актуальные проблемы малого предпринимательства. Приведен перечень проблем и возможные решения со стороны государства, с самого предпринимательства, обеспечивающих создание благоприятных условий для развития взаимодействия бизнеса и государства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, проблемы, государство, экономика.

Малое предпринимательство играет ключевую роль в развитии экономики России, так как благодаря малому бизнесу происходит формирование благоприятной экономической среды, ускорение роста ВВП, увеличивается конкуренция среди производителей товаров, появляется множество рабочих мест и происходит развитие рыночных отношений в целом.

Предпринимательство является основой по поддержанию здоровой конкуренции внутри страны и необходимым условием повышения конкурентоспособности проводимых на ее территории товаров и услуг. Кроме того, за счет своих масштабов, малые предприятия способны более гибко реагировать на изменяющиеся экономические условия, на конъюнктуру рынка, а также на изменчивость потребительского спроса. [3,c.7]

По подсчетам Всемирного банка существует примерно 50 критериев, по которым только образованную организацию можно отнести к малому бизнесу. Самые часто встречаемые критерии — это определение по численности сотрудников и показатели прибыли.

Так, Российская Федерация в 2020 году приняла закон «О поддержке среднего и малого бизнеса», предусматривающий что предприятие, где работает меньше 15 сотрудников относится к микропредприятию, до 100 человек — малым, а больше 100 — среднее. Соответственно также организации делят и по сумме полученной прибыли. Микропредприятия до 60 млн. руб., малые — 400 млн. руб., средние — 1 млрд. руб. На эти критерии также могут опираться государственные службы, которые определяют льготные программы и выделяют средства для развития. [3, c.9]

Роль малого предпринимательства для экономики страны отражается в постоянном круговороте потока денежных средств между организациями и физическими лицами, производства и реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ. Именно по этой и другим причинам государство заинтересовано в поддержке развития малого бизнеса. [4, c.7]

Рассмотрим основные проблемы, по мнению экспертов и предпринимательских структур, которые мешают развитию данного сегмента национальной экономики.

Одной из основных проблем малого бизнеса в России является нехватка финансирования, что препятствует росту компаний и не позволяет полностью реализовать возможности для выгодных инвестиций. Малый бизнес в России сталкивается с серьезными проблемами финансирования из-за ограниченного доступа к кредитам из-за невысокого уровня собственных средств. Это приводит к необходимости получения кредитов, однако банки не всегда готовы выдавать им ссуды из-за рисков. Как результат, процентные ставки по кредитам для малого бизнеса значительно выше, чем для крупных компаний.

Для уменьшения отрицательного влияния этого фактора государственная политика должна сосредоточиться на реализации мероприятий по финансовой поддержке предприятий сектора малого предпринимательства. Также следует продолжать развивать такие механизмы, как микрофинансирование, факторинг, лизинг.

Еще одной проблемой для малого бизнеса являются высокие налоги. Налоговая нагрузка может значительно затруднить развитие и успешное функционирование предприятия. Высокие налоги могут стать препятствием для открытия новых предприятий малого бизнеса. Потенциальные предприниматели могут быть отпугнуты высокими налоговыми ставками и не готовы рисковать своими средствами. В результате, инновационные идеи не будут реализованы, что может снизить уровень конкуренции на рынке и ущемить экономический рост.

Низкая платежеспособность населения также является проблемой развития малого бизнеса. Это сильно сказывается на объеме продаж — небольшому предприятию трудно выпускать товар в больших количествах, а также оказывать услуги для большого количества желающих за недорогую цену, соперничая с более крупными конкурентами, у которых стоимость товаров и услуг бывает ниже. Поэтому спрос на продукцию подобного рода предприятий небольшой, так как финансовое состояние населения часто не позволяет отдавать за них большие средства.

Также нередко малый бизнес сталкивается с проблемами взаимодействия с государственными органами. Бюрократическая избыточность, сложные процедуры регистрации и лицензирования, частые проверки и контроль — все это создает дополнительные трудности для предпринимателей и увеличивает расходы на административные процессы.

Следует отметить такую важную проблему как сложная и нестабильная экономическая ситуация. Высокая инфляция, изменения курса рубля, нестабильность цен на ресурсы и товары — все это создает условия для неопределенности и рисков для малых предприятий. [1,c.105]

Полностью устранить или ограничить действие всех негативных факторов можно только с помощью мер государственной поддержки малого предпринимательства созданием инвестиционно финансовой среды, правовых мер и для повышения устойчивости и динамичного развития малого бизнеса по приоритетным направлениям.

Представляется, что для решения перечисленных проблем необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательской деятельности. Основная ответственность за этот процесс лежит на государстве, которое должно создать эффективную законодательную базу для развития предпринимательства, направленную на его поддержку и улучшение во всех аспектах.

Государственная поддержка малого предпринимательства заключается следующем:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами. [2]

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в виде регламентирования, администрирования должно быть сведено к минимуму. В частности, нужно упростить процедуры регистрации, лицензирования, контроля в отношении многих видов предпринимательства.

В этом же направлении рекомендуется усилить коллективизацию малых предприятий и крупных компаний. Она может существовать в таких формах, как лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих. Благодаря этому крупный бизнес будет готов оказать помощь малому в части передачи технологий, подготовки кадров и т. д., что также поспособствует развитию предпринимательства в стране. [1,c.13]

Также для дальнейшего развития малого бизнеса необходимо принять такие меры как:

— поддержка субъектов малого и предпринимательства в области инноваций и промышленного производства через создание государственных муниципальных фондов поддержки, фондов содействия кредитованию, акционерных инвестиционных фондов.

— выдача из бюджетов разных уровней субвенций, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов;

— улучшение условий налогообложения,

— снижение административных барьеров путем внедрения информационных технологий;

— повышение доступности кредитных ресурсов в части снижения их стоимости и смягчения условий кредитования. [1, c.104]

В целом, проблемы малого бизнеса в России требуют комплексного подхода и принятия соответствующих мер для их решения. Необходимо создать более благоприятные условия для развития предпринимательства, обеспечить доступ к выгодным и надежным источникам финансирования, снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, а также укрепить механизмы защиты прав предпринимателей. Только в такой среде малые и средние предприятия смогут успешно развиваться и вносить значительный вклад в экономику страны.

Литература:

  1. Малое предпринимательство. Организация, развитие и управление малым предприятием: учебник / под науч. ред. Г. Л. Багиева, В. Ю. Бурова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 582 с. — (Высшее образование).
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон (с изменениями на 30 декабря 2020 года в ред. с 1 января 2021 г.). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902053196.
  3. Предпринимательство: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. 1171 Ю. В. Ляндау, Е. С. Бирюкова и О. Н. Быковой. — Москва: КНОРУС, 2024. — 308 с. — (Бакалавриат и магистратура).
  4. Проблемы и перспективы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в России монография / Л. Б. Лазарова, Р. И. Бтемирова. Ф. А. Каирова. — Москва: РУСАЙНС, 2020. — 124 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, развитие предпринимательства, Россия, государственная поддержка, государство, малый, предпринимательская деятельность, предприятие, экономика страны.


Похожие статьи

Задать вопрос