Развитие социального предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 08.05.2021

Статья просмотрена: 1927 раз

Библиографическое описание:

Зяблицкая, Н. В. Развитие социального предпринимательства / Н. В. Зяблицкая, О. С. Евдокимова, С. И. Исмаилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80842/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства в России и за рубежом. Исходя из представленных проблем, авторами дается собственная оценка и перспектива дальнейшего развития социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, развитие, проблемы, направления, социальная сфера, бизнес.

Социальное предпринимательство, несмотря на свое относительно недолгое существование, является объектом пристального внимания и дискуссий со стороны заинтересованных лиц, в частности научных исследователей, предпринимателей, государственного сектора в виду проявления не только интереса к новому направлению, но и за счет наличия в данной области нерешенных проблем, ряда неопределенностей, а также факторов, мешающих его развитию. Появление социально-ориентированных предприятий в России насчитывает всего два десятилетия и отличается своей молодостью, малочисленностью — всего около 1 %. А если рассматривать данное явление в правовом поле, то законодательное закрепление первого определения «социальное предпринимательство» появилось в 2013 г., а после в середине 2019 г., оно было закреплено в Федеральном законе, в то время как за рубежом в 90-е годы [3, с. 295]. Также следует отметить, что изначально при зарождении социального предпринимательства основная его цель заключалась в повышении уровня благосостояния граждан, которые по ряду причин являлись более уязвимыми и соответственно менее обеспеченными, при этом о коммерческой стороне вопроса не было и речи, но впоследствии в процессе развития данного направления наблюдаются значительные изменения, так, социальное предпринимательство в современном его понимании рассматривается не только как помощь в решении наиболее острых социально значимых проблем, с которыми не в состоянии в одиночку справиться государственный сектор, но и возможность применения различных способов его коммерциализации.

Для наилучшего понимания социального предпринимательства представим какие проблемы, возможно решить с его помощью, на основании информации изложенной в стратегии пространственного развития РФ до 2025 г. [1, с. 464–466]:

— возрастающий рост социально-экономического неравенства между слоями населения;

— ухудшение демографической ситуации: рождаемости и притока иммигрантов;

— отставание многих субъектов по ключевым социально-экономическим показателям;

— отставание по уровню жизни сельских жителей от городских;

— низкий уровень комфортности в крупных городах;

— низкий уровень предпринимательской активности за пределами крупных городов в частности в мелких и средних городах, а также в сельской местности;

— ухудшение ситуации, связанной с окружающей нас средой, где население составляет более 500 тыс. чел. и др.

Следует также обозначить, какие же критерии позволяют выделить социальное предпринимательство от традиционного в рамках законодательного поля. Итак, социальный предприниматель должен соответствовать одному или нескольким предъявляемых к нему условий [2, с. 27]:

— деятельность предприятия должна быть направлена на решение социальных проблем путем оказания общественно полезных услуг для общества, например, здравоохранение, экология, образование, местный туризм и др.;

— на предприятии трудоустроены категории граждан, являющиеся социально уязвимыми, например, многодетные родители, имеющие малолетних детей, инвалиды, люди предпенсионного или пенсионного возраста, лица освободившиеся из мест лишения свободы, выпускники детских домов и др.;

— предприятие занимается производством товаров или оказанием услуг, которые необходимы и помогают в жизни отдельных категорий граждан;

— предприятие представляет на рынке сбыта произведенную продукцию социально уязвимыми гражданами.

Прежде чем выявить основные векторы дальнейшего развития социального предпринимательства в РФ необходимо рассмотреть с какими проблемами им приходится сталкиваться при осуществлении своей деятельности.

В качестве основных проблем следует перечислить следующие:

— отсутствие у большинства социальных предпринимателей необходимых знаний и навыков, информированности, достаточных средств коммуникации, позволяющих не только решать социально значимые проблемы общества, но и монитизировать свою деятельность;

— отсутствие реальной помощи социальным предпринимателям со стороны государства. В данном случае следует констатировать тот факт, что государство безусловно заинтересовано в решении социально-значимых проблем, но при этом не готово выделять на это достаточное количество средств для их реализации. Текущая ситуация складывается таким образом, что государство остается в стороне и придерживается позиции невмешательства, более того его роль в процессе формирования и дальнейшего развития можно охарактеризовать как наблюдательную. Здесь актуально привести опыт зарубежных стран в частности США и Великобритании. Дело в том, что государство в перечисленных нами странах выступает чаще всего в роли мецената, выделяя при этом средства на развитие социального предпринимательства в форме различных грантов, введения программ или осуществление государственных закупок. Примером реальной помощи от государства может служить фонд социальных инноваций, который на текущий момент времени выделил более 175 млн. долларов на конкурсной основе в виде грантов [4, с. 57]. Еще одним примером является программа «Выплата за успех», т. е. перед предпринимателями устанавливается определенная цель, например, предоставление возможности для обучения малообеспеченным гражданам и в случае если предпринимателем поставленная цель не только достигнута, но и получена прибыль, то в этом случае ему будет компенсирована сумма, которая была вложена в реализацию проекта.

Что же касается опыта России в данном вопросе, то существующие на сегодняшний день конкурсы для социальных предпринимателей предлагаются частными фондами. В качестве примера следует выделить работу частного фонда «Наше будущее». В работе данного фонда есть особенности, которые заключаются в том, что не каждое социальное предприятие, участвующее в программах может получить помощь, так как оценка проектов фактически формируется по двум критериям: самоокупаемость и новизна самого проекта. Стоит привести пример, допустим предприятие производит и реализует обувь для детей, имеющих заболевание в форме ДЦП, но этот бизнес является убыточным. В результате социальный предприниматель не сможет подать заявку на участие в программе фонда и получения необходимого финансирования, так как, во-первых, его проект не отличается новизной, во- вторых такой предприниматель не сможет обеспечить возврат выделенных ему средств в виду убыточности бизнеса, даже учитывая тот факт, что такого рода займы беспроценты. Поэтому такой предприниматель заведомо остается без поддержки на помощь и единственный для него вариант это поиск инвесторов на стороне, готовых вложить в его бизнес.

— высокие ставки на арендуемые площади — отсутствие льгот. Стоит отметить, что в Москве данный вид льгот действовал достаточно долгое время, но нынешняя администрация благополучно его отменила. Поэтому многим предпринимателям приходится арендовать необходимые метры для деятельности по коммерческим ценам, превращая бизнес социального предпринимательства в убыточный;

— слепое копирование зарубежных практик на российский социальный бизнес, без соответствующей проработки, анализа и адаптации к российским реалиям;

— отсутствие необходимой инфраструктуры для развития социального бизнеса. Под необходимой инфраструктурой понимается наличие микрофинансовых институтов, которые наиболее развиты за границей. Например, в США развит рынок микрокредитования, а в Великобритании социальный фондовый рынок. При этом следует отметить, что выделенные рынки действительно работают и предлагают различные льготы для их участников. Что же касается российских реалий, то в данном случае имеющийся рынок микрокредитования в нашей стране является абсолютно не функциональным, более того неоднократно в Государственной Думе на обсуждение выносился вопрос о полном прекращении деятельности таких организаций в виду того, что они не несут в себе социально значимую функцию, а лишь наоборот усугубляют итак бедственное положение многих граждан, вгоняя их еще в более не выгодное положение путем выдачи кредитов с высокими процентными ставками из-за того, что в данных организациях очень высокие риски не возврата выданных средств со стороны недобросовестных заемщиков. Поэтому, чтобы снизить такой риск, микрофинансовые организации перекладывают финансовые риски на добросовестных заемщиков.

— сложность привлечения инвесторов, так как не каждый бизнесмен готов вкладывать свои ресурсы, так как заведомо понимает, что в большинстве случаев для него не будет какой-либо отдачи, например, в виде налоговых льгот на вложенные деньги или получение процентов от прибыли если стартап оказался выгодным и приносит прибыль;

— эмоциональное выгорание социальных предпринимателей;

— отсутствие маркетинговых компаний, активного взаимодействия с целевой аудиторией. Стоит также отметить, что за полноценные два десятилетия существования социального бизнеса, до сих пор огромное количество граждан даже и не знает о их существовании в виду отсутствия повсеместной их информированности о таком роде бизнеса;

— высокий уровень коррупции;

— слабое развитие в наших соотечественниках гражданского сознания;

— политическая и экономическая нестабильность;

— высокий уровень налогов и др.

Стоит отметить, что наличие выделенных проблем действительно препятствует дальнейшему развитию социального бизнеса, но стоит высказать авторскую точку зрения. Но прежде чем высказать мнение, необходимо задуматься почему за рубежом социальное предпринимательство наиболее развито чем в России? В чем секрет? Анализируя всю выше представленную информацию, выводы будут очевидны, секрет успеха кроется в том, что изначально менталитет граждан за границей значительно отличается от нашего — гражданской сознательностью, активностью, ответственностью не только за себя, но и за окружающих людей, готовых прийти на помощь в трудной ситуации. При этом стоит отметить, что отношение к социально уязвимым слоям населения изначально значительно отличается со стороны общества (отсутствует пренебрежение, неприязнь, брезгливость), так как считается, что все люди независимо от социального статуса находятся в равном положении и для них открыты все возможности для того, чтобы реализовать себя и найти единомышленников, а в лице государственного сектора, будет оказана любая помощь, чтобы будущий стартап был эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. Также в целях распространения социального предпринимательства и привлечения молодежи к данному движению его изучают во многих университетах мира. При этом только в США и Канаде насчитывается более 200 университетов ведущих образовательную деятельность в этой области [5, с. 29].

А теперь следует посмотреть на ситуацию в нашей стране. Дело в том, что сейчас мы имеем поколение, которое по большей части являются эгоистами, и когда дело доходит до предпринимательства, то на первый план важными аспектами считается получение прибыли и соответственно будущее благосостояние самого владельца бизнеса, а решение социальных проблем должно полностью ложится на плечи государства. При этом в отсутствии достаточной информированности, многие считают, что социальный бизнес изначально является своего рода благотворительностью и не может приносить материальную выгоду для ее владельца. Также следует отметить, что наши предприниматели с большим трудом берут на работу социально уязвимых граждан, так как в большинстве случаев считают их место только лишь на низкооплачиваемой работе в государственных организациях, более того в них нужно вкладывать финансовые средства с целью обучения, переквалификации в случае принятия на работу в коммерческую компанию. Для наших предпринимателей легче всего принять на работу уже сотрудника с образованием, большим опытом, высокой креативностью и коммуникабельностью, ведь бизнес должен приносить прибыль, а не простаивать.

В заключении следует отметить, что по-нашему мнению полноценное развитие социального бизнеса в России произойдет не ранее чем 10–15 лет и успешность его будет зависеть напрямую от будущего поколения, которое должно быть выращено с кардинально новыми установками, навыками и знаниями. Здесь необходимо, чтобы уже сейчас государство позаботилось о том, чтобы как можно раньше молодежь понимала суть и необходимость социального предпринимательства. Также на государственном уровне следует позаботится о том, чтобы для таких предпринимателей на первоначальном этапе предусматривались льготы, привилегии и поддержка для того, чтобы такой бизнес не только помогал в решении социально значимых проблем, но и приносил прибыль с целью дальнейшего его продвижения и развития.

Литература:

  1. Булыгина, Н. И. Пространственное развитие России через плазму социального предпринимательства / Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 11–1, С.460–468;
  2. Зубова, А.О., Рожицкая В. А. Сравнительный анализ проблем и перспективы развития социального предпринимательства в России / Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С.26–34;
  3. Казаренкова, Н.П., Соловьев П. В. Сущность и современные направления развития социального предпринимательства / Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики. 2020. С. 295–300;
  4. Павлов, Р. Н. Определение основных факторов, сдерживающих развитие социального предпринимательства в России / GLOBUS. 2019. № 9 (42). С.56–60;
  5. Родионова, Н. В. Философия развития социального предпринимательства в России и за рубежом / Вестник академии. 2019. № 3. С.27–37.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, дальнейшее развитие, социальный бизнес, предприниматель, проблема, государственный сектор, необходимая инфраструктура, реальная помощь, социальный предприниматель.


Похожие статьи

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования

В данной статье поставлены задачи выявить проблемы социального предпринимательства в России, определить все возможные меры его поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Обоснована необходимость реформирования социального предп...

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность ...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье анализируются ключевые проблемы слабого развития малого и среднего предпринимательства в России, предлагаются возможные способы их решения.

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого, определены перспективы развития малог...

Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства

В статье рассматриваются проблемы в реализации молодежной политики в сфере предпринимательства, описывается значение развития предпринимательской активности среди молодежи в контексте формирования среды для развития предпринимательства, а также форму...

Роль малого бизнеса в экономике России

Данная статья посвящена определению роли малого бизнеса в экономике России. Кроме того, в статье раскрывается, что представляет собой малый бизнес и сама предпринимательская деятельность, определены основные субъекты малого бизнеса, его преимущества ...

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...

Основные проблемы конкуренции в современной России

В статье рассматриваются основные проблемы развития конкуренции на современном этапе развития Российской Федерации, изучена соответствующая Национальная программа — «Стандарт развития конкуренции», изучены основные задачи по развитию конкуренции в Ро...

Похожие статьи

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования

В данной статье поставлены задачи выявить проблемы социального предпринимательства в России, определить все возможные меры его поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Обоснована необходимость реформирования социального предп...

Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России

В центре внимания нашей исследовательской работы находится проблема развития предпринимательства, которая выступает одним из главных направлений современной экономической теории. Рассмотрение экономических интересов предпринимателей даёт возможность ...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России

В статье анализируются ключевые проблемы слабого развития малого и среднего предпринимательства в России, предлагаются возможные способы их решения.

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого, определены перспективы развития малог...

Проблемы формирования благоприятной среды реализации молодежной политики в сфере предпринимательства

В статье рассматриваются проблемы в реализации молодежной политики в сфере предпринимательства, описывается значение развития предпринимательской активности среди молодежи в контексте формирования среды для развития предпринимательства, а также форму...

Роль малого бизнеса в экономике России

Данная статья посвящена определению роли малого бизнеса в экономике России. Кроме того, в статье раскрывается, что представляет собой малый бизнес и сама предпринимательская деятельность, определены основные субъекты малого бизнеса, его преимущества ...

Управление инновациями на предприятии

В данной статье рассматривается проблема управления инновациями на предприятиях в России. Целью статьи является повышение качества технологий для успешного внедрения и управления инновациями. В результате этой работы был осуществлен анализ барьеров н...

Основные проблемы конкуренции в современной России

В статье рассматриваются основные проблемы развития конкуренции на современном этапе развития Российской Федерации, изучена соответствующая Национальная программа — «Стандарт развития конкуренции», изучены основные задачи по развитию конкуренции в Ро...

Задать вопрос