Повышение качества и условий жизни населения неразрывно связано с развитием экономической сферы жизнедеятельности общества. В условиях рыночной экономики становление предпринимательства в качестве участника формирования и распределения социальных благ является важный фактором развития общества.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предпринимательство в России, проблемы социального предпринимательства, статус социального предпринимателя.
Социальное предпринимательство представляет собой один из видов деятельности, основополагающими целями которой оказание помощи незащищенным слоям населения в различных формах.
Избрание в качестве основы функционирования экономических систем принципов открытого рынка большинством ведущих стран мира обусловило вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей различных слоев населения. В свою очередь появление среди успешных предпринимателей выходцев из деклассированных слоев способствовало распространению идеи ориентации бизнеса на социальные проблемы общества. Кроме того, иным фактором возникновения и развития социального предпринимательства стал постепенный отказ государства, принявшего на себя обязательства социального регулятора, от непосредственного вмешательства в экономику. Указанные обстоятельства стали фундаментом появления института социального предпринимательства.
В июле 2019 года в российском законодательстве официально закрепили понятие социального предпринимательства — «деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества» [1] и осуществляемая в соответствии с установленным условиями. Таким образом, к социальным предприятиям отнесены субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере социального предпринимательства.
На сегодняшний день социальное предпринимательство осуществляется в трех основных формах. В первую очередь, данный вид предпринимательской деятельности характерен для некоммерческих организаций. Зачастую некоммерческие организации создаются и действуют для достижения социально значимых и полезных задач, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки и спорта. Одновременно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации некоммерческая организация «может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах» [2].
Также социальное предпринимательство выражается в форме создания условий труда и обеспечения трудоустройства социально незащищенных слоев населения, к примеру лиц, с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и тд. Указанный вид социального предпринимательства направлен на социализацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке. Таким способом, данный вид предпринимательства направлен на улучшение условий жизни названных категорий населения.
Кроме того, распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности социального характера является производство товаров, реализация работ, предоставление услуг, предназначенных для социально уязвимых граждан в целях обеспечения нормальных условий их жизнедеятельности, создания адекватных и равных возможностей для их социализации и нормализации их повседневной жизни. К такой деятельности можно отнести различного рода производства, к примеру, многофункциональных протезов, страховые и правовые услуги, социальные медицинские, образовательный и иные организации.
За рубежом социальное предпринимательство является объектом государственной поддержки на протяжении многих десятилетий. В первую очередь, государство создает стандарты социальной предпринимательской деятельности, которые одновременно выступают способом оценки эффективности социальных предпринимательских инициатив, результаты которых становятся достоянием общественности.
В части финансирования поддержка социального предпринимательства за рубежом производится посредством создания специализированных финансовых посредников, сотрудничества государства с фондами и корпорациями, целью которых является поддержка инициатив в области социального предпринимательства, создания новых финансовых инструментов и структур финансовых сделок, предназначенных для различных бизнес-моделей и разных этапов развития предприятия [3]. Отдельно стоит обратить внимание, что государство также осуществляет роль посредника между предпринимателем и инвесторами, что существенно облегчает задачи первых и минимизирует для них риски.
Для инновационных проектов в сфере социального предпринимательства также используется и прямое бюджетное финансирование посредством целевого финансирования, для целей которого создаются специальные фонды на основе частно-государственного партнерства. Кроме того, привлекаются представители научных кругов и технологические корпорация, тем самым создаются возможности внедрения лучших инновационных бизнес-практик в предпринимательскую деятельности в социальной сфере [4].
В нашей стране основы социального предпринимательства законодательно закрепили лишь в июле 2019 года. В настоящее время установлены общие черты и условия признания предпринимательской деятельности социальной [5]. Ввиду отсутствия достаточной практики применения законодательства в указанной сфере сложно говорить о конкретных проблемах правоприменения и законотворчества, однако уже на данный момент возможно выделить следующее.
Основными проблемами остаются низкая информационная поддержка социального предпринимательства, кадровые проблемы, а также доступность финансовой поддержки для предпринимателей.
Для полноценного и всестороннего развития предпринимательской деятельности в социальной сфере представляется необходимым создание предпосылок для инвестирования в социальные предприятия, обеспечение условий и формирование привлекательности социального предпринимательства для привлечения к такой деятельности специалистов в соответствующих отраслях, проведение обучающих мероприятий для социальных предпринимателей в соответствии с их запросами. Важным фактором остается реализация политики в части информационной поддержки процессов развития социальных предприятий и популяризации их деятельности, распространение знаний среди населения о социальном предпринимательстве и его преимуществах, освещение достижений социальных предприятий в средствах массовой информации, организация форумов и конкурсов в сфере социального предпринимательства, создание институтов поддержки социального предпринимательства.
Таким образом, социальное предпринимательство в Российской Федерации с точки зрения законодательства делает первые шаги, в связи с чем предстоит большая работа по развитию социальных предприятий и повышения привлекательности такой деятельности как для предпринимателей, так и для населения, на которые она ориентирована.
Литература:
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- В. Баринова. Зарубежный опыт развития социального предпринимательства и возможность его применения в России // Научные труды. — 2018. — № 174Р.
- Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций: науч. изд. / А. В. Киреева [и др.]. — Москва: Дело, 2012. — 514 с.
- Социальное предпринимательство в России // VC.ru. URL: https://vc.ru/finance/60598-socialnoe-predprinimatelstvo-v-rossii (дата обращения: 10.09.2019).