Актуальные проблемы социального предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 15.11.2019

Статья просмотрена: 2402 раза

Библиографическое описание:

Ершова, З. И. Актуальные проблемы социального предпринимательства / З. И. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 335-338. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63938/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная деятельность, социальные проблемы граждан.

Для социально-экономического развития России социальное предпринимательство является важным источником, потому что, одновременно решаются социальные проблемы и разрабатываются инновационные, уникальные продукты, что позволяет в долгосрочной перспективе осуществлять экспорт данных продуктов за границу, получая прибыль и статус государства, заинтересованного в развитии мирового социума.

В подтверждении при этом, по мнению специалистов, социальное предпринимательство в России на сегодняшний день развито достаточно слабо. В настоящее время в России низкий уровень развития гражданского сознания у россиян, политическая и экономическая нестабильность, коррупция, низкий уровень развития культуры, повторяющиеся западные бизнес модели без должной адаптации для российских условий.

В научной и научно-популярной зарубежной литературе прослеживаются различные подходы при определении социального предпринимательства. Рассмотрим в таблице 1. мнение авторов на определение социального предпринимательства.

Таблица 1

Характеристики социального предпринимательства.

Автор

Определение социального предпринимательства

Ю. Н. Арай

Ю. Н. Арай предлагает разделять все определения, на две большие группы — в узком и широком смыслах. В узком смысле социальное предпринимательство как применение некоммерческими организациями инновационных подходов с целью получения дохода. Определения в широком смысле понимается как, социально ориентированная инновационная деятельность как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе, либо на стыке — в организациях смешанного типа».

Эти определения делают акцент на организационно-правовой форме предприятия и не уделяют должного внимания качественным характеристикам, т. е. не являются достаточно полными. Ю. Н. Арай формулирует следующее определение: «социальное предпринимательство — это безубыточная предпринимательская деятельность, движимая основной миссией компании — созданием социальной ценности — и направленная на решение проблем общества». В данном определении важным критерием выступает самоокупаемость, что действительно важно в российских условиях. [2]

Остин Дж., Стивенсон Г. и Вэй-Скиллерн Дж.

Они считают, что социальное предпринимательство, в отличие от коммерческого, направлено на «создание социальной ценности для блага общества, в то время как коммерческое предпринимательство направлено на поддержание прибыльных операций в личных целях»

Однако, различие между социальным и коммерческим предпринимательством сильно преувеличивается: ведь коммерческое предпринимательство может решать социальные проблемы. Например, коммерческий предприниматель может выступать поставщиком рабочих мест, товаров и услуг (в том числе социального назначения) — но это не является основной целью и мотивом его деятельности. То есть решение проблемы происходит параллельно с достижением предприятием своей основной цели — максимизации прибыли, коммерческого успеха продукта и компании в целом. [3]

А. А. Московская

«Социальное предпринимательство — это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости»

А. А. Московская делает акцент на самоокупаемости социального предпринимательства, подчеркивая различие в подходах к определению социального предпринимательства с фондом Ashoka — данным фондом было признано множество проектов, частично или полностью опирающихся на благотворительность. Однако в России благотворительность не настолько развита, и, в случае нехватки средств от благотворительности, есть риск возникновения зависимости проекта от государственных источников финансирования, что представляет собой не решение проблемы, а усугубление ее, ведь социальное предпринимательство возникает именно там, где государство и бизнес не решают или недостаточно эффективно решают социальные проблемы. Таким образом, критерий преимущественного производства товаров и предоставления услуг, а также самоокупаемости проекта на этой основе представляет особую важность для отнесения предпринимательских проектов в категорию социального предпринимательства. [4, с. 116]

11 июля 2019 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года Федеральный Закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». В настоящее время сформулировано понятие социального предпринимательства и четкие условия для такой деятельности.

Социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;

Социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства». [1]

Также на рисунке 1 мы можем наблюдать сравнение «обычного» бизнеса и социального.

Рис. 1. Разница между обычным бизнесом и социальным

Рассматривая разницу между обычным бизнесом и социальным, можно увидеть, что приоритетом для предпринимателя является получение прибыли, а для социального предпринимателя доверие и решение социально проблемы.

За время социальное предпринимательство поменялось от благотворительных организаций к реальным предприятиям, которые направлены на решение социальных проблем. Интернет технологии имеют большое воздействие на становления глобального движения. Они позволяют социальным предпринимателям между собой контактировать и делиться идеями. Социальное предпринимательство оказывает положительное влияние не только для стимулирования экономического развития, но и непосредственно, для обеспечения его устойчивости.

Ранее одной из главных проблем социального предпринимательства было отсутствие поддержки от федеральной и региональной власти в различных формах. На сегодняшний день Федеральный закон № 245-ФЗ выделил социальное предпринимательство в отдельную категорию субъектов малого и среднего бизнеса.

В действующем Федеральном законе так же перечислены условия, при которых предприятия будут иметь статус «социальное предприятие».

В законе определенно 4 категории предприятий, которые могут претендовать на статус «социальное предприятие» это можно увидеть на рисунке 2.

Рис. 2. Категории потенциальных организаций со статусом социальное предприятие

В обязательном порядке сотрудниками данного предприятия должны быть определенные категории граждан, а именно:

а) инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;

б) одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;

в) пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

г) выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;

д) лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;

е) беженцы и вынужденные переселенцы;

ж) малоимущие граждане;

з) лица без определенного места жительства и занятий;

и) граждане, не указанные в подпунктах «а«— «з«настоящего пункта, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;

При чем таких работников должно быть не менее 50 %, а доля расходов на оплату труда данных сотрудников должна составлять не меньше 25 % от общей суммы.

А услуги, работы или товары должны быть направлены определенным образом на решение социальных проблем граждан из числа категорий, указанных в пункте 1 настоящей части ФЗ-№ 245, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности. [1]

Исходя из выше сказанного можно сказать одно, что так как в нашей стране общие черты, понятия и условия признания социального предпринимательства закрепились только в июле 2019 года, и отсутствие достаточной практики применения законодательства, достаточно сложно говорить о конкретных, но некоторые все так можно выделить.

По-прежнему, проблемами социального предпринимательства можно обозначить такие как, доступность финансовой поддержки для предпринимателей, кадровые проблемы и низкая информационная поддержка. [5, с. 80]

Также можно сказать, что для полного развития социального предпринимательства очень важным является возникновение положений для инвестирования в социальные предприятия, снабжение условий и формирование привлекательности социальной деятельности для привлечения к такой занятости профессионалов в подобного рода отраслях, проведение обучающихся семинарах, для социальных предпринимателей в соотношении с их запросами.

Необходимым моментом также остается осуществление политической деятельности в части информационной помощи процессов становления общественных кампаний и популяризации их работы, распространение знаний между населением о социальном предпринимательстве и его преимуществах, освещение достижений данных предприятий в средствах глобальной информации, организация форумов и конкурсных показов в области социальной деятельности, возникновение университетов помощи социального предпринимательства.

Итак, с точки зрения законодательного акта социальное предпринимательство идет в правильном направлении, в связи с чем предстоит грандиозная трудовая нагрузка по формированию процесса социальных предприятий и повышения привлекательности такой деятельности как для предпринимателей, так и для населения, на которые она ориентирована.

Данная сфера нуждается во внимании со стороны законодателя. Но, несмотря на отсутствие «моды» на социальное предпринимательство и не слишком благоприятные условия для его развития, в России социальное предпринимательство есть, и, более того, по потенциалу и социальным ориентирам оно ничуть не уступает западным аналогам.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 245-ФЗ о внесении изменений в федеральный закон «о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»
  2. Молодежный центр профориентации «Мой выбор» / Социальное предпринимательство России, Гран При. 2014–2015. URL: http:// coindex.ru/companies/view/331 (дата обращения: 22.04.2019)
  3. Определение социального предпринимательства / НИУ ВШЭ. 1993–2016. //. URL: https://socentr.hse.ru/opredelenie_socialnogo_ predprinimatelstva (дата обращения: 08.11.2019).
  4. Иващенко Н. П., Булыгина Н. И. Социальное предпринимательство в России: текущее состояние и особенности развития // Мир (модернизация. Инновации. Развитие). — 2019. — № 1. — С. 114–132.
  5. Ахмедов И. Г. Социальное предпринимательство в России: вызовы и пути развития // «Молодой ученый» Международный научный журнал. — 2019. — № 37(275). — С. 79–80.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, коммерческое предпринимательство, проблема, социальная деятельность, социальная проблема граждан, обычный бизнес, социальная ценность, социальное предприятие, широкий смысл.


Похожие статьи

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Участие государства в предпринимательской деятельности

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с участием государства в предпринимательской деятельности, его формы и задачи. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации права на предпринимательскую деятельности в Российской Федерации.

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Правовые основы социального государства в РФ

Похожие статьи

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Совершенствование правовых механизмов защиты прав налогоплательщиков

Участие государства в предпринимательской деятельности

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с участием государства в предпринимательской деятельности, его формы и задачи. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Проблемы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

В статье автор проводит исследование проблем реализации права на предпринимательскую деятельности в Российской Федерации.

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Защита интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями

В статье автор выделяет и изучает проблемы защиты интересов предпринимателей во взаимоотношениях с потребителями.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Правовые основы социального государства в РФ

Задать вопрос