Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 25.10.2020

Статья просмотрена: 1228 раз

Библиографическое описание:

Зайнутдинова, А. Р. Перспективы развития социального предпринимательства в Российской Федерации / А. Р. Зайнутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74435/ (дата обращения: 15.11.2024).



Социальное предпринимательство по праву следует считать одним из новейших инструментов как в экономической, так и социальной сфере, направленным на то, чтобы достичь максимального эффекта в предпринимательском новаторстве. Основу социального предпринимательства оставляют такие предприятия, цель деятельности которых важнейшим образом направлена на выполнение социальных функций, формирования некоторого социального блага и пр. Как показывает практика последних лет, данный вид деятельности набирает все большую популярность не только в развитых, но и в развивающихся странах. В статье определены основные перспективы развития социального предпринимательства в РФ.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальная сфера, социальное партнерство, социальная ответственность ведения бизнеса.

Social entrepreneurship should rightfully be considered one of the newest tools in both the economic and social spheres, aimed at achieving the maximum effect in entrepreneurial innovation. The basis of social entrepreneurship is left by such enterprises, the purpose of which is most importantly aimed at performing social functions, creating a certain social good, etc. As the practice of recent years shows, this type of activity is gaining popularity not only in developed but also in developing countries. The article defines the main prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation.

Keywords: entrepreneurship, social entrepreneurship, social sphere, social partnership, social responsibility of doing business.

В последние годы наблюдается уверенное становление в России довольно нового явления — соединения экономических систем с социальными. Подобный феномен социального предпринимательства, который изначально имел широкое распространение только в развитых зарубежных странах, стал распространяться и на территории России. Имеющийся опыт зарубежных стран в области социального предпринимательства требует достаточного осмысления, а также определения перспектив развития данного явления в современных российских условиях.

Социальным называется коммерческое предприятие, которое характеризуется некоторой финансовой дисциплиной, а также инновационной активностью, которое сформировано для того, чтобы производить некоторые общественные блага. В качестве основного отличия подобных организаций можно назвать то, что полученная в результате деятельности прибыль вкладывается в дальнейшее развитие данного бизнеса, а не применяется для того, чтобы увеличить прибыль собственников [3].

Основные принципы, на которых строятся социальные предприятия:

− самоокупаемость;

− инновационность;

− финансовая устойчивость [1].

Предпосылки возникновения социального предпринимательства в России представлены на рисунке 1.

Использование уникальных, а также достаточно новых инструментов, а также умение решать проблемы за счет собственных доходов, создают основные преимущества в области социального предпринимательства. Также в качестве сильной стороны социального предпринимательства можно считать встроенные инструменты контроля за эффективностью деятельности предприятия. Грамотное решение наиболее важных задач непосредственно включено в бизнес-процесс предприятия, что в первую очередь сокращает факт вероятности нерационального расходования ресурсов. Как раз социальное предпринимательство дает возможность иметь наиболее значимую отдачу на единицу вложенных средств.

В настоящее время на территории России на постоянной основе функционирует достаточно малое количество некоммерческих организаций. Самую значимую роль в данном направлении имеет Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». Целью данного фонда является финансирование различных программ социальной предпринимательской деятельности на территории РФ.

Предпосылки возникновения социального предпринимательства

Рис. 1. Предпосылки возникновения социального предпринимательства

В целом РФ находится на таком уровне, которого недостаточно для того, чтобы способствовать эффективному развитию социального предпринимательства.

В России до настоящего времени многие продолжают относиться к социальному предпринимательству как к некоторой благотворительной деятельности. Нельзя не заметить, что между ними есть похожие элементы, но тем не менее это не одно и то же. Социальное предпринимательство находится на границе между благотворительностью и бизнесом. Такое приграничное состояние делает его для понимания более сложным [2].

Вместе с этим, в нашей стране еще не сформирована достаточная нормативно-правовая база, которая смогла бы осуществлять регулирование основных вопросов социального предпринимательства.

Также в качестве самой значимой проблемы можно назвать недостаточное финансирование социального предпринимательства. К сожалению, большое количество субсидий в данном направлении выплачивается иностранными инвесторами, а на федеральном уровне финансирование социального предпринимательства проводится очень слабо.

Решение перечисленных проблем будет способствовать развитию социального предпринимательства и его выходу на совершенно новый уровень в России. Именно социальное предпринимательство способно решить многие общественные проблемы, в том числе: бедность, голод, трудоустройство инвалидов, жестокое обращение с детьми, подростковая беременность и т. д.

В целом, несмотря на то, что законодательство в области социального предпринимательства РФ еще несовершенно, и нет необходимого объема инвестирования в данный вид деятельности, социальное предпринимательство продолжает трансформацию в реальный механизм решения различных проблем государства, возникающих в настоящее время. Развитие социального предпринимательства фактически необходимо, потому что именно оно дает возможность формировать более полную занятость населения, является инструментом стимулирования малого и среднего предпринимательства, а также позволяет привлечь молодое поколение в производственную сферу.

Таким образом, под социальным предпринимательством следует понимать не просто некий бизнес, стремящийся получить максимальную прибыль, а деятельность, направленную на решение социальных целей. С одной стороны, в перспективе необходимо использовать накопленный опыт деятельности зарубежных организаций. Однако, нельзя не учитывать особенности, которыми обладает Россия. Важнейшей из них следует назвать тот факт, что на проблемах социальной политики специализируется в первую очередь государство, которое и осуществляет руководство большим числом предприятий социальной сферы.

Литература:

  1. Димитриева С. Д. Проблемы и перспективы реализации социального предпринимательства в Российской Федерации / С. Д. Димитриева, О. А. Барыльников // Наука и образование. — 2017. — № 1. — С.98–102.
  2. Качко Д. С. Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России / Д. С. Качков // Российское предпринимательство. — 2017.- № 3. — С.215–221.
  3. Стагниева Ю. В. Государственная поддержка социального предпринимательства в России / Ю. В. Стагниева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018.- № 2.- С.323–325.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, социальная сфера, вид деятельности, предпосылка возникновения, РФ, территория России.


Ключевые слова

Социальное партнерство, предпринимательство, социальная сфера, социальное предпринимательство, социальная ответственность ведения бизнеса

Похожие статьи

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Системный подход к формированию программы развития сферы агропромышленного комплекса в России

Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа агропромышленного комплекса имеет особую значимость в экономике государства. В современной мировой практике становления экономики, большое распространение получили целе...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Инновационное развитие российской экономики

Инновации являются эндогенным фактором экономического роста, потенциал которого реализуется при условии формирования мер государственного воздействия для решения проблемы интеграции экономики. Инновационный потенциал страны можно укрепить, используя ...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Условия развития спортивно-туристических кластеров

Развитие спортивно-туристических кластеров — важная социальная задача, решение которой способствует не только сбалансированности региональных экономик, но и вовлечению в предпринимательскую деятельность наиболее прогрессивной части населения, склонно...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Особенности брендинга туристических услуг

На сегодняшний день внутренний рынок туристических услуг претерпевает большие изменения. Нестабильная политическая обстановка обусловила спрос на туристические услуги внутри страны. Одним из наиболее мощных инструментов по позиционированию и продвиже...

Похожие статьи

Социальное предпринимательство как один из приоритетов стратегического развития регионов

В последнее время в нашей стране остро стоит вопрос о нехватке экономических ресурсов в сфере социального развития. Власть идет на поиски новых, инновационных форм развития, направленных на разрешение социальных проблем, привлекая представителей пред...

Индустрия туризма как фактор развития национальной экономики: практика в России

В статье рассмотрены основные результаты внутреннего туризма в России за 2015 год. Проведен подробный анализ перспектив, связанных с развитием туризма в России. Туризм — это экономическое, социальное и политическое явление, значимо влияющее на мироус...

Системный подход к формированию программы развития сферы агропромышленного комплекса в России

Российское агропромышленное производство в целом и сельское хозяйство, как основа агропромышленного комплекса имеет особую значимость в экономике государства. В современной мировой практике становления экономики, большое распространение получили целе...

Элементы экономики знаний как фактор развития экономической политики регионов Сибирского федерального округа

Анализ содержания элементов экономики знаний и достигнутых в ее практической реализации результатов на уровне регионов Сибирского федерального округа позволяет прийти к выводу о том, что недостижение последних является значимым фактором, сдерживающим...

Инновационное развитие российской экономики

Инновации являются эндогенным фактором экономического роста, потенциал которого реализуется при условии формирования мер государственного воздействия для решения проблемы интеграции экономики. Инновационный потенциал страны можно укрепить, используя ...

Молодёжная политика как фактор развития муниципального образования (на примере Калининского района Тверской области)

Муниципальная молодежная политика выступает в роли важнейшего инструмента для формирования, развития и активного использования молодежного потенциала., а также является показателем развития любого общества. Ведение эффективной молодёжной политики обу...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Условия развития спортивно-туристических кластеров

Развитие спортивно-туристических кластеров — важная социальная задача, решение которой способствует не только сбалансированности региональных экономик, но и вовлечению в предпринимательскую деятельность наиболее прогрессивной части населения, склонно...

Современные технологии цифровой образовательной среды

Актуальность проектирования и реализации цифровых технологий и средств организации образовательного процесса является общепризнанной, в том числе на уровне государственной образовательной политики. В настоящее время имеется большое количество различн...

Особенности брендинга туристических услуг

На сегодняшний день внутренний рынок туристических услуг претерпевает большие изменения. Нестабильная политическая обстановка обусловила спрос на туристические услуги внутри страны. Одним из наиболее мощных инструментов по позиционированию и продвиже...

Задать вопрос