Развитие социального предпринимательства в России: историко-правовые аспекты | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (14) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 1077 раз

Библиографическое описание:

Половинкин, В. В. Развитие социального предпринимательства в России: историко-правовые аспекты / В. В. Половинкин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 7 (14). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/148/4615/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается феномен социального предпринимательства, приводятся несколько трактовок данного понятия, а также анализируется процесс становление данного явления в России как полноценного института. На примере деятельности частных фондов приводятся примеры поддержки социального предпринимательства в России. Проводится анализ действующих правовых норм, регулирующих деятельность субъектов социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, частная и государственная поддержка, некоммерческий сектор, институт социального предпринимательства.

Российская Федерация с момента своего основания стремиться к организации внутри страны гражданского общества — общества равных возможностей, правового и социально справедливого. Данные стремления с самого начала упирались в стену социальных проблем, решить которые государству самостоятельно крайне проблематично. О наличии таких проблем упорно говорит статистика. Так, по состоянию на 2019 год за чертой бедности в России поживают около 13 % граждан (приблизительно 19 миллионов человек) [4]. Проблема бедности не является единственной. Социальная напряженность усугубляется большим количеством людей с инвалидностью (более 12 миллионов человек — каждый 12-й житель страны), а также людей старше трудоспособного возраста (более 36 миллионов человек — каждый четвертый житель страны) [6].

Установление социального предпринимательства как альтернативного и дополнительного источника социальной поддержки населения можно связать с рядом причин:

− увеличение потребностей населения в различных формах социального обслуживания;

− инвалидизация и старение населения;

− невысокая эффективность решения социальных проблем государственными методами;

− активное внедрение инновационных технологий в систему социального обслуживания населения;

− появление возможности на практике применять нестандартные подходы к решению социальных проблем и др. [8, с. 51].

Появление некоммерческого сектора, стремящегося к снижению социальной напряженности в отдельных группах населения, а также предпринимателей, заинтересованных в устойчивом развитии экономики, не заставило себя ждать. С внедрением в систему борьбы с социальными проблемами негосударственных структур, предлагающих альтернативные пути выхода из сложившегося социального кризиса, в России начинает использоваться понятие «социальное предпринимательство».

В зарубежной литературе термин «социальное предпринимательство» применительно к вопросам социальных изменений начал употребляться в 60-е — 70-е годы XX века, а окончательно социальное предпринимательство утвердилось в качестве самостоятельного вида предпринимательства в 80-е годы XX века. В Российской Федерации данное явление начало зарождаться лишь в середине 2000-х годов и в настоящий момент все еще проходит стадию становления [7]. Можно сказать, что в настоящее время социальное предпринимательство в нашей стране переходит на второй этап развития: происходит перестроение общественного мнения о социальном предпринимательстве, разрозненные хаотичные попытки бизнеса и некоммерческих организаций участвовать в разрешении социальных проблем обретают черты социального предпринимательства [10, с. 113].

На данный момент не существует четкого определения социального предпринимательства, однако, некоторые ученые полагают, что оно может быть представлено как способ социально-экономической деятельности, соединяющий в себе социальное назначение организации с ее предпринимательской инициативой и достижением устойчивой самоокупаемости [10, с 15].

Исследователи выделяют две трактовки явления социального предпринимательства. В широком смысле социальное предпринимательство представляет собой любую социально полезную деятельность. В данном случае происходит размывание границ между коммерческим и некоммерческим началом организации, что в конечном итоге вредит самому явлению [7]. В узком же смысле социальное предпринимательство предстает рассматривается только с позиции своих отличительных черт. Данное явление подразумевает наличие социальных преобразований. Путем инновационного подхода к социальным проблемам социальное предпринимательство создает принципиально новые методы выхода из социального кризиса [10, с. 16].

Деятельность социальных предпринимателей разнообразна, но при этом она непременно должна быть направлена на разработку и внедрение социально-значимых проектов. Предпринимательская деятельность в данном случае может осуществляться путем производства и реализации товаров, оказания услуг. Такая деятельность имеет ряд характерных показателей:

− инновационный характер — социальный предприниматель должен привносить в свою деятельность индивидуальность, различные новшества, востребованные на рынке в данный момент;

− воздействие на общество — деятельность социального предпринимателя должна оказывать положительное социальное воздействие, способствовать решению социальных проблем;

− экономическая устойчивость — деятельность социального предпринимателя должна не только решать социальные проблемы, но и окупать затраты на социальные проекты;

− масштабируемость — социальные предприниматель должен предоставлять возможность другим участникам рынка, а также государству использовать положительный опыт его деятельности [11, с. 77].

Как мы говорили ранее, государство заинтересовано в развитии социального предпринимательства в силу вышеобозначенных причин, однако, первые шаги к поддержке социального предпринимательства в нашей стране были предприняты частными организациями. С середины 2000-х годов в России создаются благотворительные фонды, образованные крупнейшими частными корпорациями. Целью деятельности данных фондов является не просто кратковременное решение социальных проблем за счет разовых финансовых вложений, но и повышение качества жизни населения.

Первый случай появления института социального предпринимательства в России наблюдался в 2003 году, когда в Новосибирске при Институте дополнительного образования НГТУ был основан Центр социального предпринимательства. Центр занимался платным обучением студентов и затем оказывал им поддержку в реализации инновационных социальных идей. Партнёрами Центра выступали три университета из Великобритании, Германии и Италии, в работе использовался зарубежный опыт и международные передовые практики. В первые годы функционирования Центр сам работал на принципах социального предпринимательства, пользовался поддержкой региональной администрации, при нём был создан молодёжный бизнес-инкубатор. Однако, вскоре, с исчерпанием грантовых средств, тематика курсов сместилась в сторону традиционного бизнес-менеджмента, а затем работы в области поддержки социального предпринимательства были свёрнуты.

Более успешным примером организации структуры, способствующей поддержке и развитию социального предпринимательства в России является Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», основанный в 2007 году. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, целью которой является реализация долгосрочных социальных проектов, направленных на качественные социальные изменения [9].

Фонд оказывает всестороннюю помощь социальным предприятиям и организациям и решает следующие задачи:

− привлечение в сферу социального предпринимательства новых организаций;

− выявление действующих, а также новых социальных предприятий и инициатив в сфере социального бизнеса;

− оказание финансовой поддержки действующим и новым социальным предприятиям;

− обучение и консультирование по вопросам ведения социального бизнеса;

− распространение идей социального предпринимательства в обществе и формирование позитивного отношения к данному явлению [9].

В рамках деятельности Фонда организован конкурс проектов «Социальный предприниматель». Он проводится с 2008 года и предоставил за это время беспроцентный заем от 2-х до 40-ка миллионов рублей на реализацию 234 социальных проектов в 56 регионах России [9].

Стоит отметить еще одно направление деятельности Фонда. Им организован «Банк социальных идей». Каждый может разместить на сайте свою идею социального бизнеса, которая может быть подхвачена социальными предпринимателями в других регионах или даже в других странах. Возможно, после размещения своей идеи удастся найти спонсорскую помощь, а также единомышленников и партнеров [9].

Естественно, поддержка социального предпринимательства осуществляется и со стороны государства. Применительно к социальным предпринимателям существует ряд мер поддержки. К ним относятся:

− финансирования организаций и предпринимателей;

− понижения размера обязательных налоговых выплат, установления налогового льготирования;

− начисления субсидий, предназначенных для компенсации определенных конкретных трат;

− установления квоты для проведения государственных закупок у представителей малого бизнеса;

− выделения земельных участков по особой процедуре;

− аренды государственного имущества или оборудования с применением льготных условий договора;

− упрощенной системы по оформлению отчетности и разрешительной документации;

− преимущественного права при участии в государственных закупках [5].

Говоря о развитии социального предпринимательства в России с точки зрения правового регулирования, стоит выделить несколько нормативных правовых актов.

Применительно к деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации действует Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Согласно данному закону некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, но только при условии, что такая деятельность будет соответствовать целям организации и будет прописана в учредительных документах [2].

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ устанавливает в качестве элементов системы социального обслуживания негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, включая социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживания. Тем самым, за данными субъектами законодательно закрепляется роль поставщиков социальных услуг, что позволяет снизить нагрузку государства в решении социальных проблем [1].

Так как большая часть социальных предпринимателей является представителями малого и среднего бизнеса, то стоит упомянуть Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Данный нормативный правовой акт устанавливает систему поддержки малого и среднего бизнеса. В нее входит финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в бизнеса в сфере образования, инноваций и промышленного производства, ремесленной деятельности, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности [3].

Несмотря на наличие приведенных выше нормативных правовых актов отметим тот факт, что законодательная база для регулирования социального предпринимательства в нашей стране до сих пор не разработана. Федеральный закон о социальном предпринимательстве не принят, а имеющиеся правовые нормы, регулирующие деятельность малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих организаций, которые могут выступать в качестве социальных предпринимателей, недостаточны для полного охвата явления «социального предпринимательства». Деятельность в направлении создания полноценной законодательной базы для социального предпринимательства ведется, но ее темп и промежуточные результаты не отвечают росту популярности данного явления.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019).
  2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018).
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018).
  4. Бедность в России [Электронный ресурс] // Сайт «Газета.ru». URL: www.gazeta.ru (дата обращения 27.06.2019).
  5. Государственная поддержка малого предпринимательства в России [Электронный ресурс] // Сайт «Советы от юриста». URL: w.w.w.womanlaw.ru (дата обращения 29.06.2019).

6. Демография: численность и состав населения [Электронный ресурс] // Сайт федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru (дата обращения 29.06.2019).

  1. Мамонова А. В. Становление социального предпринимательства в России: XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» [Электронный ресурс]: URL: w.w.w.elar.urfu.ru (дата обращения 27.06.2019).
  2. Новикова Н. В. Концептуальные подходы к правовому регулированию социального предпринимательства в России // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2014. № 1. С.50–54.
  3. Поддержка социального бизнеса [Электронный ресурс] // Сайт фонда «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru (дата обращения 15.06.2019).
  4. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / под. ред. А, А, Московская — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 284 с.
  5. Стагниева Ю. И. Развитие социального предпринимательства в Российской Федерации // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 77–81.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное предпринимательство, Россия, Российская Федерация, проблема, социальное обслуживание, деятельность, предприниматель, социальный бизнес, социальный предприниматель, некоммерческая организация.

Ключевые слова

социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, частная и государственная поддержка, институт социального предпринимательства

Похожие статьи

Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике

На современном этапе развития национальной экономики приоритетное значение отдается развитию и стимулированию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в данной статье рассматривается зарубежный опыт развития малого и среднего предпринима...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования

В данной статье поставлены задачи выявить проблемы социального предпринимательства в России, определить все возможные меры его поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Обоснована необходимость реформирования социального предп...

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье рассмотрена сущность малого бизнеса и частного предпринимательства, изучены их особенности и отличительные свойства, рассмотрены возможности развития многообразных форм предпринимательской деятельности и формирование конкурентной среды.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Теоретический и правовой аспект развития предпринимательства и предпринимательской деятельности на современном этапе

В статье представлен теоретико-правовой аспект развития предпринимательства и предпринимательской деятельности с учетом ретроспективы. В рамках Конституции РФ и действующего законодательства предпринимательская деятельность представлена, как отдельна...

К вопросу об экосистеме поддержки социальных предприятий

Статья посвящена исследованию экосистемы поддержки социальных предприятий. Охарактеризована сущность данного термина. Обозначены виды поддержки, предоставляемые субъектам социального предпринимательства в Российской Федерации, а также указаны недоста...

Кластеризация экономики как один из аспектов экономического роста РФ

В статье рассматриваются особенности реализации кластерной политики в России: сущность кластерного подхода, его функционирование, направления деятельности, основные риски и угрозы. Также рассмотрены теоретические вопросы формирования кластерной полит...

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...

Место и роль государства в условиях устойчивого развития отраслей социальной сферы

В данной статье рассматривается значение государства в условиях устойчивого развития отраслей социальной сферы. Анализируются принципы устойчивого развития отраслей социальной сферы. Представлен комплексный подход к осуществлению реформ в отраслях со...

Похожие статьи

Зарубежный опыт развития малого и среднего предпринимательства и его применение в отечественной практике

На современном этапе развития национальной экономики приоритетное значение отдается развитию и стимулированию малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в данной статье рассматривается зарубежный опыт развития малого и среднего предпринима...

Развитие социального предпринимательства

В статье дается понимание социального предпринимательства в России. Раскрываются основные существующие проблемы, препятствующие дальнейшему развитию данного направления. Проводится параллель и анализ текущего развития социального предпринимательства ...

Проблемы социального предпринимательства в России и пути его реформирования

В данной статье поставлены задачи выявить проблемы социального предпринимательства в России, определить все возможные меры его поддержки, как со стороны государства, так и со стороны общества. Обоснована необходимость реформирования социального предп...

Особенности и отличительные свойства малого бизнеса и частного предпринимательства

В статье рассмотрена сущность малого бизнеса и частного предпринимательства, изучены их особенности и отличительные свойства, рассмотрены возможности развития многообразных форм предпринимательской деятельности и формирование конкурентной среды.

История развития корпоративных отношений в России

В статье проведен генезис развития корпоративных отношений в России. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов в сфере регулирования корпоративных отношений, выявлена эффектив...

Теоретический и правовой аспект развития предпринимательства и предпринимательской деятельности на современном этапе

В статье представлен теоретико-правовой аспект развития предпринимательства и предпринимательской деятельности с учетом ретроспективы. В рамках Конституции РФ и действующего законодательства предпринимательская деятельность представлена, как отдельна...

К вопросу об экосистеме поддержки социальных предприятий

Статья посвящена исследованию экосистемы поддержки социальных предприятий. Охарактеризована сущность данного термина. Обозначены виды поддержки, предоставляемые субъектам социального предпринимательства в Российской Федерации, а также указаны недоста...

Кластеризация экономики как один из аспектов экономического роста РФ

В статье рассматриваются особенности реализации кластерной политики в России: сущность кластерного подхода, его функционирование, направления деятельности, основные риски и угрозы. Также рассмотрены теоретические вопросы формирования кластерной полит...

Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России с правовой точки зрения (X-XX века)

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений субъектов малого и среднего бизнеса в России с учетом политических, географических и общественных особенностей. Также приводятся различные правовые акты, регулирующие деятельность микробизнес...

Место и роль государства в условиях устойчивого развития отраслей социальной сферы

В данной статье рассматривается значение государства в условиях устойчивого развития отраслей социальной сферы. Анализируются принципы устойчивого развития отраслей социальной сферы. Представлен комплексный подход к осуществлению реформ в отраслях со...

Задать вопрос