Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (198) март 2018 г.

Дата публикации: 26.03.2018

Статья просмотрена: 8913 раз

Библиографическое описание:

Байбекова, Э. Ф. Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства / Э. Ф. Байбекова, Н. А. Белицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48917/ (дата обращения: 22.12.2024).



Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики страны. Малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие различными предприятиями разного профиля. В развитых государствах вклад не больших предприятий составляет более 50 % во внутренний валовый продукт, в Российской Федерации вклад малого предпринимательства в ВВП составляет порядка 20 %.

В «новой» России, после распада СССР было много проблем касаемо экономики, власть подходила к ее решениям безответственно, вследствие чего были растеряны производственные мощи, сельскохозяйственное производство, оборонно-промышленный комплекс. С годами наша экономика стала выходить из сложного положения, и рассчиталась с внешними долгами, спасителем стала «нефтяная игла». У нашего государства огромный запас природных энергетических ресурсов. Россия основные деньги получала от продажи нефти и газа, не уделяя особого внимания производству, что привело нашу страну в зависимость от внешней экономической обстановки, а точнее цены на нефть. Нашему государству не хватает собственной производственной мощи. В выходе из этой ситуации малое предпринимательство является одним из средств по достижению данной цели.

Большое внимание стоит обратить на проблему государственной поддержки малого предпринимательства в России, так как до настоящего времени не действует эффективно созданная инфраструктура, она не обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Игнорирование и недостаточное количество внимания на проблемы малого предпринимательства будут считаться крупными стратегическими просчетами, которые будут влиять на углубления кризиса нашей экономики.

Предприниматели, обладающие новыми идеями и направленные на открытие своего производства, при содействии правительства могут из малого бизнеса перерасти в крупный, что пересекается с интересами нашего государства: создаются новые рабочие места, пополнение налоговых отчислений, за счет которых формируется бюджет всех уровней, разработка научно-технических изобретений. Также нашей стране интересны и другие направления предпринимателей.

Значимость предпринимательства отметил президент страны. По словам В. В. Путина, малое предпринимательство действительно становится стратегическим фактором не столько развития страны, сколько в первую очередь ее сохранения. Такая высокая значимость малого бизнеса для развития экономики Российской Федерации нашла отражение и в Указе Президента РФ от 14 ноября 2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [4], согласно которому в число показателей эффективности работы региональных властей включены показатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональный продукт.

Наше государство напрямую заинтересовано в развитии предпринимательства, обеспечивая при этом его поддержкой и создавая специальные постановления, в которых отображены приоритеты развития малого и среднего предпринимательства. Главные приоритеты в развитии предпринимательства [5]: производство сельскохозяйственной продукции; переработка сельскохозяйственной продукции; производство товаров промышленного назначения; производство товаров народного потребления; производство товаров с перспективой на экспорт; оказание различных видов услуг; строительство объектов различного назначения.

Для нашего государства, прошедшего начальный этап развития рыночных отношений, и глядя на современные темпы экономического развития, необходимо наращивать экономическую мощность. Важным инструментом в достижении данной цели является предпринимательство, предприниматели готовы вносить инновации в бизнес, что также будет решать не только экономические, но и социальные задачи.

В федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3] отражена социальная и экономическая роль малого предпринимательства, в нём отображено, что закон направлен на граждан, позволяющий им свободно использовать свое имущество и способности на воплощение предпринимательской деятельности.

Также ссылаясь на федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» выделим субъекты предпринимательства: юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), которые отнесены к малым, средним и микропредприятиям [3].

В нашей стране критерием распределения организаций к малым и средним, является численность рабочих, персонала, состоящего в штате, и сумма прибыли предприятия.

К преимуществам малого предпринимательства следует отнести: способность работать на специализированных рынках; простоту управления и широкий простор для личной инициативы, характерные для малых предприятий, позволяющие оперативно вносить изменения в процесс производства [5].

Кроме того, в список преимуществ малого предпринимательства входит возможность проявления творческой инициативы и проведения гибкой научно-технической политики, активное насыщение рынка труда и занятости новыми рабочими местами, вследствие чего увеличивается занятость населения, также происходит увеличение вторичной занятости. Открывается возможность многим гражданам стать соучредителями (стартовые первоначальные вложения составляют небольшую сумму денег в основной и стартовый капитал); также появляется возможность использовать местные сырьевые ресурсы и отходы производства; активное насыщение народными ремеслами и подсобными производствами; боле простое управление предприятиями в сравнении с крупными, что приводит к снижению накладных расходов; малые предприятия и небольшие населенные пункты получают экономическое и социальное содействие в развитии.

Развитие малых форм предпринимательства играет важную роль в экономическом становлении страны, малые формы предпринимательства отвечают всем сферам потребности экономики России. Малый бизнес является рыночной структурой и обеспечивает предпринимателю свободный выбор сферы деятельности. Во всех государствах существуют предприниматели, управляющие большим количеством предприятий разного профиля.

В настоящее время экономика России испытывает не простые времена, наша страна попала под зарубежные санкции. В интересах страны нужно в ближайшие сроки сделать импорт-замещение, восстановить мощность сельхозпроизводства, что развязывает руки российским производителям и бизнесменам. Сейчас государство и предприниматели будут «бок о бок» наращивать мощь экономики, замещая импорт, делать акцент на собственном производстве. И одними из главных помощников государству в этом деле будут предприниматели. Малый бизнес относится к мобильным субъектам рынка, которые способны в быстрые сроки отреагировать на воздействия правительства страны. Глядя на меры вывода России из экономических трудностей, большое внимание будет уделяться поддержке предпринимателей.

Ссылаясь на опыт индустриально развитых государств, можно отметить, что развитие и существование малого и среднего предпринимательства сильно связано с государственными шагами в сторону их поддержки. Главными направлениями поддержки являются [7]:

1) организационная поддержка — упрощение процедур по открытию малых предприятий;

2) финансовая — субсидирование за счет бюджетных средств, притягивание частных капиталов, упрощенное налогообложение, налоговые льготы;

3) материально-техническая — создание возможности иметь доступ к ресурсам, возможность купить и арендовать производственную площадь;

4) информационная — обеспечение доступа к использованию информационных ресурсов, ориентированных на предпринимателей с вопросами планирования, налогообложения, маркетинга;

5) социальная — выработка общественных взглядов на предпринимательскую деятельность.

Малый бизнес выполняет важные функции социально-экономической системы России, обеспечивает стабильные рыночные отношения, в этой системе участвует большое количество граждан, открывших собственный бизнес вследствие чего на рынке развивается конкуренция; происходит более активное насыщение рынка отварами и услугами; создаются новые рабочие места; предлагаются условия, в которых количество заработанных денег напрямую зависит от результатов труда, что способствует заинтересованной работе всего коллектива, все это обеспечивает большую эффективность производства. Все эти факты оказывают положительное влияние на росте национальной экономики.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г.) // «Российская газета». 25.12.1993 г. № 37.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // «Собрание законодательства РФ». 05.12.1994. № 32. ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 30.07.2007. № 31. Ст. 4006.
  4. Указ Президента РФ от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». 20.11.2017. № 47. Ст. 6963.
  5. Сабирова Г. Т., Кулик А. А. Государственная поддержка малого предпринимательства // Региональное развитие. 2014. № 3–4. С. 113–118.
  6. Тойшева О. А., Панцева Е. Ю. Роль инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства в динамичном развитии малого и среднего бизнеса в России // Проблемы современной науки. 2013. № 7–3. С. 192–199.
  7. Федосеев А. М. Основы взаимодействия предприятий малого и среднего бизнеса с органами государственного и регионального регулирования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 2. С. 173–178.
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, Российская Федерация, государство, малая форма предпринимательства, предприниматель, производство товаров, Россия, предпринимательская деятельность, рыночная структура.


Задать вопрос