В настоящее время развитие мировой экономики характеризуется продвижением высокотехнологических инноваций, информационных/цифровых технологий, создание и распространение которых приобретает глобальный характер и имеет значительное влияние на актуализацию процессов международной конкуренции и обеспечение национальной безопасности.
В этих условиях, чтобы бизнес или отдельно взятое государство могли реализовать свои конкурентные преимущества/обеспечить свою экономическую безопасность, должны быть способны адаптироваться и стремительно внедрять инновации в соответствии с меняющимися тенденциями внешней среды и новыми внутренними целями и задачами своего развития.
Вопреки финансовым трудностям, которые были вызваны пандемией коронавирусной инфекции, отечественные крупные и средние предприятия показали значительный рост инвестиций в инновации. В 2020 году затраты на инновационную деятельность увеличились (2,1 трлн. руб.) на 8,2 % по сравнению с 2019 годом. Положительные изменения во многом связаны с высокотехнологичным производством: на их долю приходится почти половина общего прироста расходов на инновации.
В состав инновационных расходов входят в основном продуктовые инновационные расходы, связанные с внедрением новых или усовершенствованных товаров и услуг — 1,3 трлн руб. (В постоянных ценах рост на 3,3 % по сравнению с 2019 годом). Две компании инвестировали 786,9 млрд рублей в внедрение технологических инноваций, направленных на повышение эффективности производственных процессов. (В постоянных ценах рост на 17,9 % по сравнению с 2019 годом).
В таблице 1 представим структуру затрат на инновационную деятельность по видам инновационной деятельности за 2020 год, %
Таблица 1
Структура затрат на инновационную деятельность по видам инновационной деятельности за 2020 год
Всего |
Промышленное производство |
Сфера услуг |
Сельское хозяйство |
Строительство |
|
Исследования и разработки |
44,3 |
38,3 |
54,2 |
4,7 |
9,4 |
Приобритение машин и оборудования, прочих основных средств |
33,4 |
35 |
28,4 |
89,1 |
76,4 |
Маркетинг и создание бренда |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
Обучение и подготовка персонала |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,004 |
0,2 |
Дизайн |
0,3 |
0,6 |
0,1 |
0,003 |
0,004 |
Инжиниринг |
7 |
9,2 |
4,6 |
2,1 |
0,7 |
Разработка и приобритение программ для ЭВМ и баз данных |
4,1 |
2,6 |
6,2 |
0,3 |
0,9 |
Приобритение прав на результаты интеллектуальной деятельности |
1,8 |
2,9 |
0,4 |
0,2 |
0,002 |
Планирование, разработка и внедрение новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест и внешних связей |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,001 |
0,005 |
Прочие затраты |
8,4 |
10,6 |
5,7 |
3,2 |
12,2 |
В сфере услуг (включая организации, связанные с разработкой компьютерного программного обеспечения, деятельностью в сфере ИТ, архитектурным и инженерным проектированием, управленческим консалтингом, рекламой, здравоохранением, НИОКР и т. д.) более половины (54,2 %) затрат на инновационную деятельность приходится на НИОКР. В целом промышленные фирмы примерно поровну инвестируют в исследовательскую деятельность и приобретение основных средств (38,3 % и 35 % соответственно). Среди инновационных затрат сельскохозяйственных и строительных организаций предполагается преобладать приобретение машин и оборудования: на их долю приходится 89,1 % и 76,4 % от общего объема инвестиций в инновации соответственно.
Компании и даже целые государства, которые внедряют инновации, могут настроиться на другую парадигму, чтобы определить новые возможности и лучшие методы решения текущих проблем.
Так в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017–2020 гг., далее до 2024 г.) было прописано, что перспективное развитие отечественной экономики и финансовой системы напрямую связано с инновационным развитием эффективных цифровых/ИТ технологий, с развитием безналичного денежного оборота и т. д. [4].
Экономическая безопасность, как и инновации является краеугольным камнем национального благосостояния в 21 в..
С. А. Иванов, Н. В.Манина, в научной работе «Инновационное предпринимательство как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы страны» [1], пишут о том, что «Развитие малого инновационного бизнеса (предпринимательства) должно рассматриваться как стратегическое направление в обеспечении экономической безопасности страны, так как важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит именно малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям. В условиях растущей диверсификации и индивидуализации производства они способны обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции». [1] «В США, например, большая часть федеральных научных исследований и опытно-конструкторских разработок проводится через контракты и гранты негосударственными организациями, то есть они являются ключевым аспектом в системе НИОКР». [1].
Ю. Г. Лещенко в работе «Инновационный вектор в системе экономической безопасности России» [3], указывает на то, что «В целях повышения уровня экономической безопасности РФ необходимо учитывать новые тенденции инновационных процессов и адаптировать в этом плане лучшие практики мирового опыта».. Например: «Усиление инновационных возможностей страны, используя потенциал венчурного капитала, который играет системную роль в экономике, выступая в качестве связующего звена между инвесторами и инновационными компаниями, нуждающимися в капиталовложениях» [3].
Ю. Г. Лещенко установлено, что инновационная деятельность в РФ к настоящему времени характеризуется структурной деформацией, институциональной незавершенностью, непоследовательностью и дисбалансом технологических, экономических, социальных и ценностных аспектов, в результате чего инновационные процессы в стране не приобрели достаточного масштаба и не являются существенным фактором роста ВВП.
Проблемы развития национальных инновационных систем в РФ вызваны, прежде всего, неудовлетворительным состоянием финансирования научной сферы, в результате чего страна потеряла систему, способную эффективно концентрировать ресурсы на приоритетных стратегических направлениях инновационного развития [3].
В этих условиях создание национальной инновационной системы является важным фактором научно-технологического развития — укрепления государства и его международной конкурентоспособности.
Соответствующие процессы создают вызовы для всех участников глобального инновационного развития, которые заставляет их конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешних, но и на внутренних рынках. Важнейшей экономической проблемой является проблема конкурентного положения собственных инноваций.
Роль инноваций в достижении конкурентоспособности заключается в том, что они дают экономическим субъектам возможность достижения технологического доминирования на рынке и, таким образом, обеспечение конкурентоспособности на всех уровнях.
Как свидетельствует практика, важнейшее условие экономического роста — ведущие страны должны были повысить свою конкурентоспособность, обеспечив лидирующие позиции на международных рынках. Национальная специфика инновационной системы формируется в рамках общей модели НИС и зависит от следующих факторов:
– размер страны и уровень ее развития.
Крупные и высокоразвитые страны создают рынки с целью экономии средств за счет масштаба научно-исследовательской деятельности.
Малые страны-новаторы с высоким уровнем дохода, как правило, быстрее интернационализируют инновации и сосредотачивают свое внимания на более узком диапазоне областей инноваций для получения соответствующих выгод (например, в сфере мобильных коммуникаций как в Финляндии и Швеции).
В настоящее время как нам видится, наиболее перспективен для изучения и последующего внедрения в РФ опыт быстрого роста научного и технологического инновационного потенциала Китая, который только за последние пять лет повысил свои позиции в соответствующих мировых рейтингах на несколько позиций, является лидером в системе глобального инновационного развития.
Сбалансированные отношения между наукой и бизнесом возможны при следующих условиях:
– активное содействие сотрудничества между различными инновационными компаниями со стороны государства. Этот тип вмешательства может быть сфокусирован на создании и продвижении ключевых технологий или центров передового опыта, которые поддерживают развитие структуры партнерства в области исследований и инноваций;
– наличие платформ для взаимодействия между исследовательскими организациями и бизнесом, которые предоставляют информацию, организация выставок и ярмарок инноваций.
– развитие интернет-платформ для повышения квалификации ученых и инженеров в области научно-технического сотрудничества, включая управленческие и административные аспекты, связанные с подачей заявок на исследовательские гранты и коммерциализации исследовательских проектов.
Сегодня РФ не имеет конкурентных преимуществ и предпосылок для включения в глобальные цепочки создания инноваций. Как нам видится актуальная важная задача/возможность — построения общего информационного и научного пространства РФ со странами БРИКС, Саудовской Аравией, Ираном, некоторыми из стран Южной Америки, что возможно в условиях создания общей инновационной системы.
Литература:
- Иванов С. А. Инновационное предпринимательство как фактор обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы страны / С. А. Иванов, Н. В.Манина // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-predprinimatelstvo-kak-faktor-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-hozyaystvennoy-sistemy-strany (дата обращения: 19.06.2022).
- Карпенко Л. Управление инновационной экономикой как фактор национальной безопасности / Л.Карпенко, А.Рачинский, Г.Дмитренко // Журнал проблем безопасности и устойчивого развития. 2020. № 10 (1) С. 277–289.
- Лещенко Ю. Г. Инновационный вектор в системе экономической безопасности России / Ю. Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-vektor-v-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 19.06.2022).