Статья посвящена исследованию значимости личного обыска в системе доказывания обстоятельств по уголовному делу. Проанализирована сущность проведения личного обыска, а также его основные характеристики. По результатам проведенного исследования, предложено модель совершенствования проведения личного обыска.
Ключевые слова: личный обыск, оперативно-розыскное мероприятие, предварительная проверка, следственное действие.
The article is devoted to research of significance of a personal search in the system of proving the circumstances in a criminal case. The essence of a personal search and its main characteristics are analyzed. According to the results of the conducted research, a model for improvement of a personal search was proposed.
Keywords: personal search, investigative measure, preliminary examination, investigative action.
Конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью общества, демократические потрясения в сфере государственной и общественной жизни, с одной стороны, и ухудшение ситуации с уголовным правосудием в стране, с другой, обусловили необходимость обновления уголовного законодательства и уголовного процесса, их адаптации к требованиям времени. Реформа судебной системы затронула многие аспекты уголовного судопроизводства. Были переформулированы задачи уголовного судопроизводства, заново определены принципы и стадии уголовного судопроизводства, претерпели существенные изменения отношения между субъектами уголовного судопроизводства, осуществляющими подготовительное и судебное производство. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации подходы к системе методов и средств доказывания по уголовным делам остались в основном неизменными, но внесены существенные изменения в положения о производстве следственных действий и в систему средств обеспечения доказательств, соблюдения прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в производстве по уголовному делу. Это также повлияло на личный обыск как эффективное средство сбора улик и обеспечения представления доказательств.
Личный обыск — это самостоятельное следственное действие, которое заключается в обыске тела и одежды человека с целью обнаружения орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного судопроизводства.
Личный обыск — это очень специфическое процессуальное действие. Его правовая природа сложна и неоднозначна, а его применение противоречиво, непоследовательно и не всегда законно. Во многих случаях обыски проводятся под предлогом других, менее принудительных процессуальных действий (осмотр места происшествия, обыск помещений, следственные действия) или мер административно-правового характера (личный досмотр, досмотр вещей). Права обыскиваемых грубо нарушаются, а результаты вызывают серьезные сомнения в их доказательной силе.
Проблемы, связанные с использованием личного обыска в качестве процессуальной меры в уголовном процессе, значительно усугубились в связи с расширением судебного контроля над досудебной деятельностью. Хотя решение о проведении личного обыска относится к исключительной компетенции суда, УПК РФ не исключает иных, в том числе традиционных, процессуальных форм использования этого акта в российском уголовном процессе. В частности, при определенных условиях (статья 165 Уголовно-процессуального кодекса) обыск может быть проведен на основании постановления следователя без санкции суда.
Разнообразие процессуальных форм принятия решения о производстве обыска влияет и на юридическую процедуру проведения и документирования этого действия. В одних случаях обыск проводится как самостоятельное действие, направленное исключительно на сбор и изъятие доказательств, в других — как часть обычного обыска, в третьих — как часть мероприятия, заключающегося в ограничении личной свободы и изъятии не только предметов, важных для уголовного судопроизводства, но и предметов, запрещенных к использованию в местах содержания под стражей и лишения свободы.
Указанные и другие процессуальные вопросы, связанные с личным обыском, который, с одной стороны, выступает как самостоятельное средство собирания доказательств, а с другой — как средство обеспечения процесса доказывания, связанное с ограничением основных прав и интересов личности, требуют тщательного научного исследования с позиции действующей Конституции РФ, подходов, в УПК РФ, теоретического и практического опыта, накопленного за годы реформы.
Согласно статье 184 Уголовно-процессуального кодекса обыск лица производится в соответствии с общими правилами производства обыска.
Личный обыск определяется как регламентированное Уголовно-процессуальным кодексом следственное действие, суть которого заключается в обнаружении предметов, имеющих особое значение для расследования уголовного преступления, которые находятся в одежде, на теле или в организме человека.
Материальным основанием для личного обыска, как и для простого обыска, являются достаточные признаки того, что у данного лица могут находиться искомые предметы.
Однако существуют исключения по процедурным причинам.
Обыск может быть проведен без ордера на обыск в следующих случаях:
— если лицо арестовано в качестве подозреваемого (статьи 91 и 92 Уголовно-процессуального кодекса);
— заключение подозреваемого или обвиняемого под стражу в качестве меры пресечения (статья 108 Уголовно-процессуального кодекса);
— обыски и выемки, когда есть разумные основания подозревать, что лица, находящиеся в месте проведения расследования, скрывают предметы, имеющие отношение к расследованию.
Постоянными участниками обыска лица являются следователь или сотрудник следственной полиции, обыскиваемое лицо и свидетели. При определенных обстоятельствах судебно-медицинский эксперт может быть обязательным участником обыска лица [2]. Эксперт — это лицо, обладающее специальными познаниями и приглашенное для участия в процессуальных действиях в рамках процедуры, установленной Уголовно-процессуальным кодексом, для оказания помощи в обнаружении, изъятии и истребовании предметов или документов, в применении технических средств и разъяснении вопросов, входящих в сферу его компетенции.
В некоторых случаях специалисту не обязательно участвовать в личном обыске:
— если он является или являлся другим участником данного уголовного процесса, в частности, следователем, прокурором, потерпевшим, свидетелем и т.д.;
— если он или она является или являлся близким родственником стороны данного уголовного разбирательства;
— находится или находился в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей.
— некомпетентен в соответствующей области специальных знаний;
— если существуют другие обстоятельства, дающие основания полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе уголовного разбирательства [3].
В вышеуказанных случаях задержанный имеет право подать возражение.
Непостоянными участниками производства являются те же лица, что и при общем обыске (выемке).
Обыск тела может проводиться лицом того же пола, что и обыскиваемое лицо, и в присутствии свидетелей и экспертов того же пола, если они участвуют в расследовании. Переводчик, присутствующий при обыске, должен быть того же пола, что и обыскиваемое лицо.
Протокол обыска или выемки составляется в соответствии с общими требованиями статей 166 и 167 Уголовно-процессуального кодекса. В нем также должны быть указаны все индивидуальные характеристики каждого изъятого предмета, в частности его форма, цвет, размер, мера, вес и т. д.
Таким образом, личный обыск по своей природе является одним из наиболее эффективных процессуальных действий, с помощью которых собираются и исследуются доказательства в уголовном процессе. Его познавательный, свидетельский и принудительный потенциал, учитывая специфику восприятия, получения и закрепления информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовным делам, делает его неотъемлемым методом уголовного судопроизводства и средством обеспечения этой деятельности.
Как доказательство, личный обыск обладает широким информационно-доказательственным потенциалом, позволяя непосредственно наблюдать отдельные обстоятельства преступления и получать информацию о виновности или невиновности лица, мотиве и других обстоятельствах, которые могут быть доказаны. При личном обыске можно получить не только уличающие, но и оправдывающие доказательства.
В целях более эффективного использования института следствия в уголовном процессе и предотвращения необоснованных незаконных ограничений прав граждан предлагается законодательно закрепить возможность проведения личного обыска до возбуждения уголовного дела в качестве исключения в случаях, когда это необходимо, когда лицо застигнуто на месте преступления или сразу после его совершения, либо в иных ситуациях противоправного характера.
Литература:
- Ахмедшин Р. Л. Некоторые психологические аспекты проведения обыска // Вестник Томского государственного университета. — 2018. — № 348.– С.82–85.
- Ишмухаметов Я. М. Производство и система следственных действий в уголовном процессе // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 594–597.
- Корнуков В. М. Личный обыск и его роль в уголовно- процессуальном доказывании / В. А. Корнуков, Р. Ш. Валиев. — Саратов: ГОУ ВПО СГАП, 2021. — 94 с.