В статье охарактеризованы значение и роль системы сбалансированных показателей (ССП) как для самой компании, так и для системы управления персоналом в целом. Рассмотрена специфика деятельности российских энергетических компаний и особенности применения в них системы сбалансированных показателей. Одним из критериев успешного внедрения системы сбалансированных показателей в энергетических компаниях является анализ информации и вовлечение сотрудников всех уровней. В данном исследовании обозначены основные проблемы, препятствующие внедрению ССП в организациях, а также определены перспективы и направления развития системы сбалансированных показателей в российских компаниях энергетического комплекса.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, эффективность, конкурентоспособность, стратегическое управление, управление персоналом, мотивация персонала.
В последние годы в российских компаниях прослеживается тенденция к усилению влияния принципов стратегического менеджмента. При этом реализации эффективного стратегического менеджмента препятствует централизация руководящего звена, поскольку руководители ориентированы на самостоятельное принятие ключевых решений, контроль бизнес-процессов, что, в свою очередь, способствует снижению мотивации, лояльности и ответственности персонала.
Практика применения системы сбалансированных показателей (ССП) в российских компаниях может быть полезным инструментом для улучшения стратегического планирования и управления. ССП представляет собой методологию, которая помогает компаниям измерять и управлять своей деятельностью с помощью четырех основных перспектив: финансовой, клиентской, внутренних процессов и профессионального развития.
По мнению ученых Р. Каплана и Д. Нортона, основным преимуществом сбалансированной системы показателей является наличие следующих характеристик [2]:
– взаимосвязь стратегии с оперативными действиями;
– взаимосвязь всех функций управления на предприятии;
– наличие целевых показателей оценки выполнения стратегии;
– стратегическое управление связывает несколько подсистем;
– эффективная система мотивации сотрудников;
– возможность определения вклада каждого сотрудника в достижении стратегической цели.
Энергетические компании, безусловно, имеют свои особенности, которые важно учитывать при внедрении системы сбалансированных показателей, среди них:
– Сильное государственное регулирование, что выражается в требованиях федеральных и региональных органов власти, а также нормативно-правовых актах.
– Межрегиональные энергосистемы.
– Особенности в формировании тарифов, связанные с высоким уровнем государственного регулирования.
– Взаимосвязь с государственными заказчиками за счет многочисленных контрактов.
– Прозрачность и отчетность. Компаниям энергетической отрасли необходимо обеспечивать прозрачность своей деятельности и предоставлять отчетность о своих показателях.
– Вовлечение заинтересованных сторон. Необходимо четко описать цели и преимущества ССП, провести обучение для сотрудников, а в дальнейшем поощрять их при мониторинге показателей.
Таким образом, для успешной реализации ССП необходимо учитывать специфику российского бизнес-сообщества и преодолеть некоторые барьеры. Российская практика показывает, что трудности при внедрении ССП происходят на этапе разработки самой системы. Любая сбалансированная система включает шесть основных элементов, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Элементы системы сбалансированных показателей [1, с. 134]
Цели представляют собой чётко сформулированные направления для реализации стратегии компании. Причинно-следственная логика показывает связь между различными KPI в единую цепь, а под инициативами следует понимать те аспекты, которые контролируют осуществление стратегического планирования и являются конечным уровнем абстракции стратегии. Среди важнейших элементов следует назвать цели и целевые показатели, на основе которых можно отслеживать динамику реализации и достижения каждого из установленных KPI.
Внедрение системы сбалансированных показателей в российских компаниях является довольно сложным процессом, требующим определенных шагов и подходов. На основе исследования практики применения ключевых показателей эффективности в отечественных энергетических компаниях можно выделить следующие основные недостатки:
– Перегруженность перечня ключевых показателей эффективности. Зачастую некоторые показатели не отражают динамику развития и реализацию стратегии компании в долгосрочной перспективе. Кроме того, большое число показателей возникает в силу сложной иерархической структуры энергетических компаний.
– Неточные формулировки нематериальных показателей, усложняющие процессы измерения эффективности и контроля достижения показателя. В рамках финансовой отчетности практически нет статей, отражающих качественные показатели с необходимой для использования менеджментом степенью детальности.
– Отсутствие или негибкая система централизованного мониторинга выполнения КПЭ. В свою очередь, в отчетный период требуются значительные затраты сил и времени от всех участников процесса: держателей карт КПЭ, аудиторов, ключевых владельцев процессов.
Для успешного внедрения системы сбалансированных показателей в энергетических компаниях предлагаются следующие рекомендации, подробно представленные на рисунке 2.
Рис. 2. Рекомендации по внедрению ССП в энергетических компаниях
Внедрение системы сбалансированных показателей может быть сложным процессом, но при правильном подходе ССП будет являться полезным инструментом для улучшения стратегического планирования и управления в российских компаниях, а также механизмом повышения их конкурентоспособности в рыночных условиях. Эффективная система сбалансированных показателей в организациях способствует определению существенных рисков во всех аспектах функционирования компании [3]. Система сбалансированных показателей позволяет выстроить целостную систему мотивации труда, где каждый сотрудник видит свой вклад в достижении стратегических целей организации. Таким образом, внедрение системы сбалансированных показателей с учетом специфики энергетической отрасли может позволить российским энергетическим компаниям повысить эффективность производства, улучшить экологическую ответственность, достичь стратегические цели и стимулировать деятельность сотрудников.
Литература:
- Гасаев, Э. Р. Опыт внедрения системы сбалансированных показателей на российских предприятиях / Э. Р. Гасаев, Т. Н. Сысо // Молодёжь третьего тысячелетия: Сборник научных статей XLVII региональной студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях, Омск, 01–15 апреля 2023 года. Том Часть 1. — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2023. — С. 133–136.
- Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2021. — 320 с.
- Кононова С. А. Формирование системы сбалансированных показателей как фактор стратегического развития предприятия / С. А. Кононова // Вестник кемеровского государственного университета. — 2014. — № 4–3 (60). — С. 262–266.