В данной статье рассмотрены система сбалансированных показателей, основные принципы построения данной системы, а также проблематика внедрения системы в отечественных организациях в связи со специфическими условиями деятельности российских компаний и уникальностью критериев системы сбалансированных показателей. В статье выявлена необходимость всесторонней оценки эффективности и возможности внедрения системы.
Ключевые слова: система сбалансированных показателей, факторы построения системы сбалансированных показателей, ограничения внедрения системы сбалансированных показателей
На сегодняшний день на территории нашего государства весьма популярной является тенденция внедрения зарубежных концепций управления компанией. Следует отметить, что на подобные концепции делается особый акцент, и возлагаются немалые надежды, связанные с совершенствованием деятельности организации.
К одному из таких модернов, почерпнутому из зарубежного опыта, можно отнести систему сбалансированных показателей.
Под системой сбалансированных показателей понимают уникальную систему управления, которая позволяет хозяйствующему экономическому субъекту четко определить ориентиры, спланировать свою деятельность на перспективу, а также рассмотреть методы достижения поставленных целей.
Система сбалансированных показателей способствует регулярному и постепенному взаимодействию между внутренней средой организации и внешним окружением, которые так или иначе могут повлиять на эффективность работы компании.
Методология построения системы сбалансированных показателей выделяет следующие основные принципы, от которых зависит результат деятельности экономического субъекта:
− перспектива развития и обучения предполагает развитие профессиональных навыков персонала, повышения его квалификации и т. п. в компании, где уровень образованности персонала весьма велик и качественен, люди становятся самым весомым ресурсом. На современном этапе развития технологий и изменений внешней среды, работникам необходимо постоянно совершенствоваться и саморазвиваться. Именно обучение и развитие выступает в качестве основополагающего фактора успеха любой фирмы;
− перспектива бизнес-процессов предполагает анализ внутренней среды. На данном этапе, руководство организации должно определить на каком уровне и насколько эффективно действует компания, соответствует ли предлагаемая ими продукция требованиям и предпочтениям клиентов. Данная аналитическая работа доверяется только профессионалам, так как молодые кадры могут не заметить проблемные зоны;
− перспектива клиентов предполагает учет предпочтений клиентов и полную ориентацию на требования к продукции со стороны ее покупателей. Одним из важных критериев на данном этапе является анализ удовлетворенности клиентов, а также проведение социологических опросов, связанных с предложениями от потенциальных и реальных покупателей по совершенствованию продукции;
− финансовая перспектива предполагает не только анализ имеющихся активов и пассивов компании, но и учет потенциальных и реальных рисков, связанных с получением доходов предприятия, а также анализ и сравнение затрат и доходов экономического субъекта.
Следует отметить, что далеко не все зарубежные концепции могут применяться российскими организациями.
Среди ограничений, препятствующих введению в действие данной концепции, следует отметить:
1) специфические условия деятельности российских компаний;
2) уникальность критериев системы сбалансированных показателей, которые создают ограничения по введению в действие данной методологии в российских компаниях.
К специфическим условиям деятельности фирм в России относятся:
− отсутствие достоверных, четко сформулированных данных в отчетности компании, которые позволили бы полноценно провести анализ и выявить сильные и слабые стороны. Зачастую в компаниях формальные данные не совпадают с реальными, что искажает картину в целом и не позволяют сделать правильные выводы;
− руководство российских компаний привыкло анализировать довольно узкие показатели деятельности, такие как выручка и прибыль, в то время как в системе сбалансированных показателей применяются весьма обширные показатели, среди которых курсовая стоимость акций, факторы изменения стоимости бизнеса и уровень доходности капитала;
− недостаточность отражения и недоработки в создании отчетности в части маркетинговой составляющей;
− в российских организациях довольно редко анализируются показатели производительности труда, а мотивация основывается, как правило, на показателях выручки;
− в зарубежных организациях все новшества вводят по системе «снизу-вверх», в то время как в российских компаниях предпочитают внедрять все новое «сверху-вниз»;
− как правило, новшества в российских компаниях не касаются всей компании в целом. Они затрагивают всего лишь отдельные ее элементы (допустим отдельные подразделения), что просто непозволительно для системы сбалансированных показателей.
К ограничениям по введению в действие метода сбалансированных показателей в российских компаниях относятся:
первоначально данная система была разработана, полагаясь на опыт компаний, которые осуществляли свою деятельность на насыщенных сегментах рынка, где преобладал незначительный уровень темпа роста, действовал регулярный менеджмент. К сожалению, в условиях российской экономики это просто невозможно, так как зачастую в организации просто отсутствует постоянный менеджмент. Помимо этого, ситуация на российском рынке довольно часто подвержена изменениям, а значит, что разработанная на основе системы сбалансированных показателей стратегия, не будет соответствовать внешним условиям организации:
− на территории нашего государства данную концепцию как правило рассматривают только тогда, когда компания впадает в кризисное состояние, что является грубейшей ошибкой. В результате, могут возрасти затраты (финансовые, временные, а также трудовые), возникнуть дополнительные проблемы и кризис только усугубится;
− внедрение рассматриваемой зарубежной концепции в малых и средних компаниях нежелательно, так как это может повлечь за собой дополнительные неоправданные расходы, а также несоответствие стратегии компании с условиями постоянно изменяющейся внешней среды. Как правило, малые компании более гибкие и быстро адаптируются к изменениям как внутри, так извне и без системы сбалансированных показателей;
− система сбалансированных показателей не учитывает интересы лиц, которые могут оказывать существенное влияние на деятельность компании. К таковым относят: органы власти, налоговые органы, общество и др.;
− система сбалансированных показателей не рассматривает такое понятие как выбор альтернативных вариантов развития компании. Она прорабатывает лишь один единственный сценарий развития, который не всегда может совпасть с законодательными актами и иными условиями внешней среды.
− при разработке долгосрочных планов в системе сбалансированных показателей не предусмотрен анализ и оценка неопределенности и рисков.
На территории Российской Федерации немало компаний, попытавшихся внедрить данную концепцию. Среди них, можно выделить ОАО «ИК Русс-Инвест», которому, однако, удалось применить данную систему лишь в финансовой части.
Введение в действие системы сбалансированных показателей в российских компаниях, как правило, проводится на уровне топ-менеджмента или в рамках конкретного подразделения, но никак не на уровне всей организации.
Таким образом, при внедрении концепции системы сбалансированных показателей в компании в условиях российской экономики необходимо всесторонне изучить основные аспекты, а также сопоставить их с действующими правилами и оценить возможность и эффективность ее внедрения.
Литература:
- Васильева Т. Н., Аверин Е. Б. зарубежные концепции анализа деятельности предприятий. // Экономическая теория. — 2015. — № 6. — С. 45–51.
- Грозных Л. Д., Коршунова П. Л. Сибиряков А. А. Специфика анализа деятельности российских предприятий. // Финансист. — 2016. — № 8. — С. 25–32.
- Трифонова К. Н., Мордвина Т. П. Понятие системы сбалансированных показателей и ее специфика. // Экономика и жизнь. — 2014. — № 10. — С. 70–73.
- Ульянова Р. О., Савельев Т. И. Зарубежные и отечественные концепции анализа деятельности предприятий. // Экономика. – 2013. — № 4. — С. 13–18.
- Черкасов Е. В., Андреева О. Я. Особенности анализа деятельности российских предприятий. // Финансист. — 2016. — № 7. — С. 56–60.