В статье рассматривается совместное внедрение системы сбалансированных показателей (ССП) и системы менеджмента качества (СМК), как способ повышения конкурентоспособности через оптимизацию бизнес-процессов компании.
Ключевые слова: конкурентоспособность компании, система сбалансированных показателей, ССП, система менеджмента качества, СМК
В настоящие время вопросы конкурентоспособности актуализируются не стабильностью рыночной экономики, политических ситуаций, и несмотря на это увеличением конкурентов.
Повышение и обеспечение конкурентоспособности компаний напрямую зависит от эффективного управления организации и ее бизнес-процессов. Под управлением конкурентоспособностью понимается постоянный, планомерный и целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное её использование [1, с.228].
Прежде всего необходимо обратить внимание на оптимизацию бизнес-процессов организации, за счет чего управление конкурентоспособностью может быть реализовано с наибольшей эффективностью. Усовершенствование бизнес-процессов может быть осуществлено с помощью использования ССП (Система сбалансированных показателей). На сегодняшний день эта модель считается самой эффективной [2, с.79]. ССП одним из факторов выделяет бизнес-процессы, в частности, качество, оптимизацию которого можно достичь за счет внедрения СМК (Системы менеджмента качества). Если использовать сочетание двух систем, то возможно добиться большей эффективности.
ССП представляет собой механизм взаимодействия стратегических задач с повседневными, то есть направленность функционирования всей организации, на достижение стратегических целей и задач, который разработали Нортон и Каплан. Ключевые показатели эффективности (KPI) являются контролирующими показателями стратегических задач, эффективности бизнес-процессов и работы персонала, что позволяет говорить о ССП, как о инструменте операционного управления.
Главным преимуществом ССП является ее наглядность. Организация имеет «систему координат», которые отражают разные функциональные области, в частности управление персоналом и их обучением, финансы и другие. Использование ССП в одностороннем положении некорректно, данная система разработана для комплексного функционирования.
ССП обладает базовыми 4 «перспективами»: «Финансы», «Бизнес-процессы», «Клиенты», «Обучение и рост», к которым сводятся все мероприятия и цели организации [3, с.3]. Следует отметить, что количество перспектив может быть расширено с учетом специфики организации.
Для того чтобы достигнуть поставленные цели, необходимо для каждой перспективы определить финансовые и нефинансовые показатели, чтобы отразить на координатах фактические значения.
«Финансовая перспектива»
В настоящее время оценка финансовых показателей в компаниях реализуется активно и повсеместно. Однако следует отметить о несбалансированности этих показателей по отношению к другим, о необходимости оценки рисков и соотношений затрат к результатам, а также введении дополнительных финансовых показателей.
«Клиенты»
Сегодня менеджеры отмечают тенденции в увеличении осознания важности ориентации компании на потребителя, а также его удовлетворенности продуктами и услугами компании, развитию лояльности клиентов. В условиях высокой конкуренции этот критерий является одним из наиболее важных, поскольку неудовлетворенность клиентов приводит к выбору другого поставщика и уходу к конкуренту, что в дальнейшем может привести к спаду прибыли компании. Несмотря на то, что финансовые показатели могут оставаться на высоком уровне, следует ожидать в ближайшем будущем снижение финансовых показателей, если замечен отток клиентов. В связи с этим необходимо регулярно анализировать потребителей, проводить маркетинговые исследования и следить за деятельностью конкурентов.
«Обучение и рост»
Главным показателем здесь является организационная (корпоративная) культура компании. Ключевой акцент делается на обучении персонала и на взаимоотношениях в коллективе, на возможности индивидуального и корпоративного роста. Люди являются главным ресурсом и конкурентным преимуществом организации, который необходимо развивать.
«Внутренние бизнес-процессы»
Оценка бизнес-процессов компании позволяет делать выводы о том, эффективно ли функционирует каждое подразделение компании, какие существует недочеты и что необходимо оптимизировать. Проводить данную оценку следует специалистам, которые владеют наиболее полной информацией о функционировании каждого процесса. Кроме стратегических процессов выделяют еще процессы, касающиеся миссии. Здесь возможно встретить уникальные проблемы, специфичные только для конкретной организации. Так же выделяют поддерживающие процессы, они часто повторяются, соответственно их проще проанализировать и сравнить показатели.
Одним из ключевых бизнес-процессов компании является управление качеством. В настоящий момент многие компании начинают внедрять Систему менеджмента качества. Целью СМК является обеспечение стабильного качества товара либо услуги.
Методологической особенностью системы менеджмента качества является то, что она базируется на принципах системного и процессного подходов. Принцип системности заключается в реализации управления всей организацией, как системой процессов, которые направлены на достижение заданных целей. Процессный же подход делает акцент на процессы, которые в наибольшей степени влияют на достижение целей. Он не может быть внедрен в организацию без наличия ключевых элементов таких, как вход и выход процесса, ресурсы, владелец процесса, заказчики процесса и ключевые показатели [5, с.101]. Таким образом получается, что построение организационной культуры компании определяется выполняемость процессов в рамках жизненного цикла продукции. Одним из главных аспектов внедрения СМК является документирование всех процессов для всех элементов организационной структуры.
Для эффективного функционирования современной СМК в компании организационная структура, структура документации, информационная структура, а также другие процессы компании должны быть взаимосвязаны, полностью охватывать организацию.
Организация СМК предполагает создание следующей структуры документации:
– Руководство по качеству
– Политика и цели в области качества
– Обязательные документированные процедуры
– Регламенты процессов и процедур
– Рабочие инструкции
Общим руководящим документом является руководство по качеству, где описывается взаимодействие всех элементов системы качества. Направление движения, а также пути развития компании определяют политика и цели в области качества. Регламенты процессов и процедур и рабочие инструкции являются нормативными документами, которые необходимы для сотрудников компании в первую очередь. Таким образом, документация СМК отображает принципы организации и развития интегрированной системы менеджмента качества на предприятии.
Следует отметить, что СМК предоставляет потребителям уверенность, что компания нацелена на постоянное улучшение качества, удовлетворение потребностей и ожиданий клиентов.
Весомым аргументом является наличие сертификата на системы менеджмента качества по стандартам ISO. Данный сертификат подтверждает, что СМК предприятия соответствует международным стандартам.
Влияние СМК на организацию:
– Концентрация ресурсов предприятия на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей;
– Оптимизация системы управления;
– Расширение спектра поставщиков — клиентов. Получение сертификат по стандарту ISO 9001, позволяет компании сотрудничать с крупными организациями международного уровня;
– Повышение конкурентоспособности компании, при условии правильного внедрения СМК.
Применяя на практике данные системы, возможно оптимизировать бизнес-процессы компании, что повлечет усиление конкурентной позиции на рынке. Система сбалансированных показателей позволит комплексно оценить организацию и вывить позиции, требующие модернизации. Система менеджмента качества фокусируется на качестве продукции. Разработанные рекомендации на основе внедрения СМК позволят компании управлять и устанавливать контроль за качеством на предприятии.
Литертура:
- Никитина Е. А. Управление конкурентоспособностью предприятия/ Е. А. Никитина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2007. -№ 8 (выпуск 4). — С.226–230
- Журавин С. Г., Соломатина А. С. Сбалансированная система показателей как инструмент стратегического управления / С. Г. Журавин, А. С. Соломатина // Вестник МГТУ им Г. И. Носова. — 2010. — № 1. — с.79–82.
- Крылов С. И. Анализ в сбалансированной системе показателей: теоретический аспект / С. И. Крылов // Экономический анализ: теория и практика. — 2010. — № 29 (194). — с. 2–10.
- Версан, В. Высшее руководство предприятий и результативность систем менеджмента качества / В.Версан // Стандарты и качество. — 2005. — № 11. — с. 28–32.
- Гладков, В. Менеджмент качества: процессный подход / В. Гладков; В. Гладков // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — N 10. — с. 100–106