Сущность сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического финансового контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №45 (335) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 06.11.2020

Статья просмотрена: 1029 раз

Библиографическое описание:

Куличкина, Е. Ю. Сущность сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического финансового контроля / Е. Ю. Куличкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 321-324. — URL: https://moluch.ru/archive/335/74802/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье определена сущность и значимость сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического финансового контроля.

Обзор учебной литературы выявил большое разнообразие методик разработки сбалансированной системы показателей. В данной работе были рассмотрены труды таких ученых как: Шляго Н. Н., Гуськов Ю. В., Золотько ТА., Каплан Р. С., Кузакова OA., Шифрин М. Б. и ряда других ученых, обогативших теорию и практику формирования сбалансированной системы показателей как инструмента стратегического финансового контроля.

Ключевые слова: эффективность, контроль, стратегия, сбалансированная система показателей, преимущества и недостатки.

В настоящее время для повышения конкурентоспособности организации, увеличения ее доли на рынке, повышения прибыльности следует концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В настоящее время одним из перспективных инструментов стратегического управления является сбалансированная система показателей, основанная на причинно-следственных связях между стратегическими целями, отражающими их параметрами и факторами получения планируемых результатов.

Стратегия предприятия отражает четкое позиционирование предприятия, представленное в системе принципов и целей его функционирования, механизме взаимодействия субъекта и объекта управления, характере взаимоотношений между элементами хозяйственной и организационной структуры и формах их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

Для организации стратегического развития предприятия необходимо обозначить несколько целей и выбрать из них главную. Такая цель должна обеспечивать конкурентные преимущества организации. Без системы сбалансированных показателей, направленных на главную стратегическую цель развития предприятия не обойтись.

Отметим, что главное достоинство этой системы в том, что она позволяет скоординировать деятельность и объединить усилия всех сотрудников компании для достижения единой стратегической цели. Вместе с этим ССП дает возможность управлять, как материальными, так и нематериальными активами. Особо стоит отметить, что управление нематериальными активами делает компанию более конкурентоспособной по сравнению с компаниями, которые нацелены на управление исключительно только материальными активами. Процесс разработки сбалансированной системы показателей требует всестороннего комплексного подхода и начинается с фундаментальных принципов формирования организации.

Сбалансированная система показателей важным инструментом, позволяющим увязать выбор предприятием стратегий развития, разработать мероприятия по их реализации и проконтролировать степень их исполнения. Потенциал сбалансированной системы показателей можно использовать и в ходе осуществления финансового контроля. Несмотря на некоторое падение интереса к ССП в настоящее время, у нее есть будущее, связанное с ростом квалификации и формированием стратегически ориентированного мышления специалистов предприятия. Данная система представляет собой инструмент стратегического контроля, который может применяться различными подразделениями контроля, в том числе и финансового, не только к бизнес-единицам компании, но также может и должен использоваться для повышения уровня конкурентоспособности самого подразделения по отношению к внешним консультантам.

Система сбалансированных показателей отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.

Развитие отечественной экономики приводит к усилению конкурентной борьбы предприятий внутри страны и к процессам их интеграции в мировую экономическую систему. Поэтому выбранная тема актуальна для детальной проработки стратегических мероприятий и планов, которые периодически должны уточняться и пересматриваться, но всегда ориентироваться на систему сбалансированных показателей.

Сбалансированная система показателей (метод BSC) — это один из методов стратегического планирования с учетом текущей ситуации организации, которая, в свою очередь, зависит от факторов внешней и внутренней среды. Данный метод был предложен американскими учеными Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном с целью управления эффективностью деятельности организации.

Суть методики сводится к построению стратегических карт, которые обеспечивают связь между формулированием стратегии и ее воплощением, являясь великолепным средством для описания, оценки и приведения в стратегическое соответствие нематериальных активов с целью их максимального использования для реализации долгосрочных планов [1].

Предпосылкой создания метода BSC и стратегических карт стал вопрос оценки предложенной стратегии компанией. Проблема состояла в отсутствии конкретного метода, позволяющего оценить используемую стратегию со всех сторон.

К основным преимуществам сбалансированной системы показателей Р. Каплана и Д. Нортона относятся:

– обеспечение всех функций управления на предприятии (планирование: установка целевых индикаторов; организация: управление бизнес-процессами, разработка мер для достижения поставленных целей; мотивация: вознаграждение сотрудникам за достижение цели; контроль: возможность сравнения факта с планом, внесение корректировок; координации: разработка стратегической карты);

– обеспечение взаимосвязи стратегии с оперативными действиями;

– стратегическое управление связывает несколько подсистем организации;

– установка целевых индикаторов оценки выполнения стратегии;

– расширение возможностей использования и анализа финансовых и нефинансовых показателей, используются количественные и качественные оценки;

– создание системы мотивации сотрудников;

– определение вклада каждого исполнителя в достижение стратегической цели;

– обеспечение анализа причинно-следственных связей между бизнес-процессами на предприятии;

– учет факторов внешней и внутренней среды, является методом риск-менеджмента;

– обеспечение возможность использования программных продуктов BSC как системы управленческого учета на предприятии.

Предложенная авторами «сбалансированная система показателей» строится на основе четырех составляющих: финансовой, клиентской, внутренней, а также составляющей обучения и развития [9]. В названии системы слово «баланс» отображает равновесие, которое сохранено между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными составляющими, а также внешними и внутренними факторами деятельности предприятия.

СПП позволяет анализировать не только финансовые результаты, но одновременно участвовать в создании новых возможностей и регулировать создание нематериальных активов для дальнейшего роста [2].

Структуру взаимосвязи подсистем метода BSC можно изобразить на рис. 1.

Упрощенная модель сбалансированной системы показателей

Рис. 1. Упрощенная модель сбалансированной системы показателей

Причинно-следственные связи сбалансированной системы показателей должны раскрывать траекторию стратегии компании, каким образом инвестиции в переобучение персонала, информационные технологии и инновации будут способствовать улучшению финансовых результатов компании [3]. Т. е. перечисленные составляющие BSC на рис. 3 имеют уровни от низшего к высшему с точки зрения стратегии по подсистемам организации: персонал, бизнес-процессы, клиенты и финансы (рис. 2).

Уровни от низшего к высшему с точки зрения стратегии по подсистемам организации

Рис. 2. Уровни от низшего к высшему с точки зрения стратегии по подсистемам организации

Конечной целью для любой компании будет выступать достижение запланированных финансовых показателей, поэтому подсистема финансы занимает верхний уровень в методе BSC. Стратегическая карта описывает логику стратегии, показывая важнейшие внутренние процессы, которые создают стоимость, и определяя нематериальные активы, необходимые для их поддержки. Сбалансированная система показателей переводит цели стратегической карты в показатели и конкретные задачи [4].

Перспектива «Финансы» определяет, какие цели компания должна перед собой поставить, исходя из финансовых ожиданий своих учредителей. Перспектива содержит цели и показатели, которые отражают финансовый результат реализации стратегии компании и показывают, достигается ли конечная цель ведения бизнеса — получение прибыли в долгосрочной перспективе.

В перспективе «Клиенты» отражены цели относительно структуры и требований клиентов, которые должны быть поставлены организацией для достижения финансовых целей. Блок «Процессы» определяет, какие улучшения в качестве эффективности можно произвести, чтобы обеспечить достижение целей, сформулированных в перспективах «Финансы» и «Клиенты». При этом речь идет не о рассмотрении всех процессов компании, а о фокусировании на тех из них, которые являются критически важными для успешной реализации стратегии.

Цели перспективы «Развитие» касаются разработки стратегически необходимой инфраструктуры.

Ресурсы этой перспективы — сотрудники, знания, инновации и креативность, технологии, информация и информационные системы [5].

Субъектами управления выступают пользователи и исполнители BSC: собственники, топ-менеджмент, бизнес-аналитики, руководители структурных подразделений и сотрудники организации. Объектами управления являются риски, которым подвержена организация (анализ факторов внешней и внутренней среды).

Основные выгодные моменты использования системы сбалансированных показателей представим на рисунке 3.

Основные выгодные моменты использования системы сбалансированных показателей

Рис. 3. Основные выгодные моменты использования системы сбалансированных показателей

В целом подводя итог можно сделать вывод, что использование системы сбалансированных показателей, как инструмента стратегического управления, позволяет организации связать ее операционную деятельность с основной стратегией развития. Система сбалансированных показателей отражает то равновесие, которое сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности.

Литература:

  1. Веселков, С. Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С. Н. Веселков, Ю. А. Цыпкин. — М.: Юнити, 2019. — 606 c.
  2. Кандалинцев В. Г. Сбалансированное управление предприятием. — М.: Кнорус, 2016. — 224 с.
  3. Гершун А. М., Нефедьева Ю. С. Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами. М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2016. — 128 с.
  4. Басовский, Л. Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л. Е. Басовский и др. — М.: Инфра-М, 2018. — 80 c.
  5. Каплан. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2018. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): BSC, сбалансированная система показателей, показатель, внутренняя среда, подсистема организации, система, стратегическая карта, стратегическое управление, выгодный момент использования системы, стратегический финансовый контроль.


Похожие статьи

Принципы формирования системы сбалансированного показателя как инструмента достижения стратегических целей

Проблема оценки степени реализации стратегии является одной из актуальных проблем предприятий. В статье определены основные принципы формирования системы сбалансированных показателей, как инструмента достижения стратегических целей.

Обзор методических подходов к формированию инвестиционных программ

В статье автор попытался проанализировать современные методические подходы к формированию инвестиционных программ, их достоинства и недостатки с точки зрения применения на практике. Выявив основные отличия некоторых методических подходов, были подвед...

Основные методы разработки финансовой стратегии на малых предприятиях

Целью исследования заключается в выявлении, основных методов разработки финансовой стратегии предприятия. В процессе исследования были приведены комплекс существующих методов такие как; анализ, наблюдение и аналогия.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Система сбалансированных показателей как главный инструмент контроллинга в нефтяных компаниях

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы сбалансированных пока...

Методические подходы в современной практике применения фундаментального анализа на рынке капитала

В статье исследованы направления, объекты и предмет фундаментального анализа, предложены принципы, которые необходимо учитывать при проведении фундаментального анализа. В статье автором обосновывается роль и значение фундаментального анализа для целе...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

Методы прогнозирования финансового состояния коммерческой организации

В деятельности организации финансовое состояние является одним из важнейших критериев при определении ее статуса в области конкурентоспособности. Одной из наиболее необходимых задач при проведении финансового анализа деятельности организации является...

Похожие статьи

Принципы формирования системы сбалансированного показателя как инструмента достижения стратегических целей

Проблема оценки степени реализации стратегии является одной из актуальных проблем предприятий. В статье определены основные принципы формирования системы сбалансированных показателей, как инструмента достижения стратегических целей.

Обзор методических подходов к формированию инвестиционных программ

В статье автор попытался проанализировать современные методические подходы к формированию инвестиционных программ, их достоинства и недостатки с точки зрения применения на практике. Выявив основные отличия некоторых методических подходов, были подвед...

Основные методы разработки финансовой стратегии на малых предприятиях

Целью исследования заключается в выявлении, основных методов разработки финансовой стратегии предприятия. В процессе исследования были приведены комплекс существующих методов такие как; анализ, наблюдение и аналогия.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Система сбалансированных показателей как главный инструмент контроллинга в нефтяных компаниях

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы сбалансированных пока...

Методические подходы в современной практике применения фундаментального анализа на рынке капитала

В статье исследованы направления, объекты и предмет фундаментального анализа, предложены принципы, которые необходимо учитывать при проведении фундаментального анализа. В статье автором обосновывается роль и значение фундаментального анализа для целе...

Проблемы организации и направления совершенствования бюджетирования на российских предприятиях

В работе обозначены основные проблемы (ошибки) внедрения принципов бюджетирования в российской предпринимательской среде. Представлено обоснование значимости разработки новых подходов к организации и построению результативной системы бюджетного плани...

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

Методы прогнозирования финансового состояния коммерческой организации

В деятельности организации финансовое состояние является одним из важнейших критериев при определении ее статуса в области конкурентоспособности. Одной из наиболее необходимых задач при проведении финансового анализа деятельности организации является...

Задать вопрос