Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (252) апрель 2019 г.

Дата публикации: 04.04.2019

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Рубцов, А. Е. Роль сбалансированной системы показателей в стратегическом анализе и прогнозе развития промышленных предприятий / А. Е. Рубцов, В. С. Рубцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 121-122. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57790/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается и анализируется сбалансированная система показателей для оценки деятельности компании и необходимость её внедрения для формирования стратегии предприятия.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, стратегия, стратегический анализ, менеджмент.

В сегодняшнем мире, характеризующемся высокими темпами изменения условного развития и значительного увеличения объёма знаний, стратегическое планирование деятельности организации представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей [1]. Основным элементом такого планирования будет стратегический анализ.

Стратегический анализ выступает в роли инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия определяет и оценивает свою деятельность для эффективного вложения средств именно в прибыльные и перспективные её направления.

При этом могут быть выделены задачи стратегического управления [2]:

– обоснование видов коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений ее развития;

– обоснование стратегических целей и задач для их достижения;

– обоснование стратегии для достижения намеченных целей;

– обоснование стратегического плана реализации стратегии;

– оценка результатов деятельности и обоснование изменений стратегического плана.

В крупных компаниях стратегический анализ могут осуществлять [3]:

– руководители высшего звена управления;

– менеджеры производственных подразделений отдельных направлений деятельности;

– функциональные менеджеры производственных подразделений;

– менеджеры основных оперативных подразделений.

В небольших организациях разработка и реализация стратегии, как правило, осуществляется несколькими руководителями.

При этом современные менеджеры всё более склоняются к такому мнению, что даже не только процесс создания стратегии, но и способность претворить стратегию в жизнь, какой бы эффективной она ни была, наиболее важно. И главной причиной успешного воплощения стратегии в жизнь является, конечно же, внедрение сбалансированной системы показателей (ССП) как для оценки деятельности компании, так и для формирования её стратегии. Что было успешно применено в 1992–1995г.г. подразделениями Mobil Oil Corporation, в 1994–1998г.г. подразделениями CIGNA Property & Casualty, когда, практически из занимавших последние места по прибыльности в своих отраслях, компании превращались в одни из лучших. И таких примеров за последние годы можно привести десятки — сотни.

Сбалансированная система показателей позволяет создать новую систему управления — систему стратегического менеджмента, которая будет иметь следующие три чёткие составляющие:

Стратегия. Стратегию необходимо сделать основным элементом организационной деятельности. Только такая сбалансированная система показателей позволит сформулировать стратегию и довести ее до сведения всей компании таким образом, что каждый поймёт ее необходимость и действенность.

Ориентир. Созданный ориентир должен быть четким и ярким. Используя сбалансированную систему показателей как «навигатор», приводит все ресурсы и действия в стратегическое соответствие с программой.

Организация. Необходимо мобилизовать всех сотрудников компании на работу в совершенно новых условиях. В сбалансированной системе показателей должна быть найдена логика и архитектура, необходимые для установления новых организационных связей между бизнес-единицами, вспомогательными сервисными подразделениями и отдельными сотрудниками.

Сбалансированная система показателей позволяет компаниям, которые первыми внедрили ее, сориентировать и сосредоточить на выполнение стратегии руководство, бизнес-единицы, персонал, информационные технологии и финансовые ресурсы.

В результате изучения компаний, которые внедрили ССП, можно сформировать модель, позволяющую достичь стратегическое соответствие и сфокусировать усилия на достижении поставленных целей. И хотя каждая организация имеет свой собственный подход к решению сложнейших стратегических задач, существуют общие тенденции, которые определены как пять принципов стратегически ориентированного предприятия. Это такие, как [3]:

– перевод стратегии на операционный уровень;

– создание стратегического соответствия организации;

– стратегия как повседневная работа каждого сотрудника;

– стратегия как непрерывный процесс;

– активизация изменений как результат активного руководства топ-менеджеров.

Кроме того, с момента своего первого появления в качестве подхода к оценке деятельности организации, сбалансированная система показателей претерпевает целый ряд изменений. В частности, ССП снабжает предприятие наиболее полным механизмом выработки стратегии создания стоимости, который базируется на следующих составляющих:

Финансы, т. е. стратегия роста, прибыльности и управления рисками с точки зрения акционеров;

Клиенты, т. е. стратегия создания стоимости и дифференцирования с позиции клиента;

Внутренние бизнес-процессы, т. е. установление стратегических приоритетов различных бизнес-процессов, обеспечивающих удовлетворенность клиентов и акционеров;

Обучение и рост, т. е. установление приоритетов для создания атмосферы, способствующей организационным изменениям, инновациям и росту.

Таким образом, сбалансированная система показателей представляет собой не просто набор финансовых и нефинансовых показателей, систематизированных в три, четыре или более составляющих. Лучшая система отражает стратегию организации. Возможность понять стратегию по сбалансированной системе показателей является самой серьезной проверкой.

Разработка стратегии — это всегда искусство, и в любом случае им останется. Однако описание стратегии не должно быть искусством [4]. Если мы сможем описать стратегию наиболее систематизированным способом, то вероятность ее успешного воплощения значительно возрастет. Имея сбалансированную систему показателей, в которой отражена история создания стратегии, мы получаем надежную основу для разработки системы менеджмента с целью построения организации, ориентированной на стратегию, то есть однозначно успешной.

Литература:

  1. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2009. — 416 с.
  2. В. Ким Чан., Рене Моборн. Стратегия голубого океана. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2012. — 304 с.
  3. Дюков И., Стратегия развития бизнеса, практический подход. Издательство Питер, 2008. — 236 с.
  4. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. ЗАО «Олимп-Бизнес», Москва, 2010. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сбалансированная система показателей, стратегический анализ, стратегия, CIGNA, основной элемент, оценка деятельности компании, подразделение, стратегическое соответствие, стратегическое управление.


Похожие статьи

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Принципы формирования системы сбалансированного показателя как инструмента достижения стратегических целей

Проблема оценки степени реализации стратегии является одной из актуальных проблем предприятий. В статье определены основные принципы формирования системы сбалансированных показателей, как инструмента достижения стратегических целей.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Методы прогнозирования финансового состояния коммерческой организации

В деятельности организации финансовое состояние является одним из важнейших критериев при определении ее статуса в области конкурентоспособности. Одной из наиболее необходимых задач при проведении финансового анализа деятельности организации является...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Система сбалансированных показателей как главный инструмент контроллинга в нефтяных компаниях

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы сбалансированных пока...

Похожие статьи

Система KPI как инструмент управления эффективностью компании

В статье рассмотрены теоретические аспекты системы ключевых показателей эффективности и ее связь с концепцией ССП, а также процесс разработки системы на примере сельскохозяйственной организации.

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Принципы формирования системы сбалансированного показателя как инструмента достижения стратегических целей

Проблема оценки степени реализации стратегии является одной из актуальных проблем предприятий. В статье определены основные принципы формирования системы сбалансированных показателей, как инструмента достижения стратегических целей.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Методы прогнозирования финансового состояния коммерческой организации

В деятельности организации финансовое состояние является одним из важнейших критериев при определении ее статуса в области конкурентоспособности. Одной из наиболее необходимых задач при проведении финансового анализа деятельности организации является...

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Бизнес-модель как инструмент стратегического управления

В статье автором определено место бизнес-модели в стратегическом управлении предприятием. Проанализированы сущность и функции бизнес-моделирования. Выявлено значение бизнес-модели для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности предприятия...

Система сбалансированных показателей как главный инструмент контроллинга в нефтяных компаниях

В статье рассмотрена необходимость использования контроллингом системы сбалансированных показателей в качестве эффективного инструмента достижения стратегических целей нефтяной компании. Представлена стратегическая карта системы сбалансированных пока...

Задать вопрос