В последнее время развитие современного общества набирает обороты. Цифровизация охватила все сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную, и нацелена на полную цифровую трансформацию всей жизни человека за счёт внедрения цифровых технологий. В случае успешного достижения целей цифровизации человеческая цивилизация выйдет на качественно новый уровень развития.
Не секрет, что для успешного функционирования общества и государства, регулирования гражданско-правовых отношений необходим крепкий институт права, способный вовремя реагировать на все изменения в обществе. Как отмечено И. И. Кучеровой, Н. А. Поветкиной, «цифровой переход государства, экономики и общества (системы институтов гражданского общества, общественных институтов) — это прежде всего цифровое технологическое перевооружение самих отраслей социально-экономического развития, в ходе которого различные процессы переводятся на новый цифровой формат, который отличается от предыдущей фазы «информатизации — электронизации» большей насыщенностью принципиально новыми сквозными технологиями (технологии больших данных, искусственного интеллекта, интернета вещей, робототехники и др.)».
В современной юридической науке под гражданско-правовыми средствами следует понимать закрепленные в нормах гражданского права способы и приемы правового воздействия, отражающие особенности предмета, метода, принципов данной отрасли права, таких как равенство сторон, автономия воли, диспозитивность, предоставленные юридически равным субъектам и направленные на обеспечение реализации частноправовых целей.
По мнению И. Н. Гавришиной, Н. И. Денисовой «развитие правового регулирования цифровизации проявляется по двум направлениям: совершенствование действующего законодательства и формирование принципиально новых законодательных актов (нового правового поля)».
Первое направление связано с изменением, «актуализацией» действующего законодательства. Как отмечают А. Ю. Яковлева — Чернышева и А. В. Дружинина, «одним из ключевых аспектов адаптации гражданского права к современным реалиям цифровизации стало включение в Гражданский кодекс Российской Федерации понятия «цифровые права» как объекта гражданских прав». Факт появления данной статьи в Гражданском кодексе Российской Федерации говорит важности и значимости в регулировании данного вопроса.
В связи с введением электронного гражданского документооборота остро встает вопрос о правовом регулировании толкования понятия электронного документа, порядка хранения электронных документов, обмена электронным документами, регулирования электронных форм сделок и т. п.
Таким образом, совершенствование гражданского законодательства связано с необходимостью правового регулирования существующих гражданских правоотношений, с учетом применения цифровых технологий, а также с возникновением все большего количества новых объектов гражданского права.
Высокие темпы развития цифровой экономики способствовали разработке новых нормативных правовых актов в достаточно короткие сроки, в связи с чем многие из них требуют проработки и совершенствования.
В настоящее время, по мнению А. А. Карцхия, «активно идет процесс «цифровизации права», или интеллектология права — т. е. использование математических методов и новых цифровых технологий в целях оптимизации процессов и правоотношений, а также процедур создания новой цифровой реальности, которая также требует правового регулирования или присутствия уполномоченного государством органа-регулятора. Цифровая реальность формирует поведение человека, нормы социальных отношений, начинает создавать «цифровое» право и правосознание».
Для становления цифрового общества огромную роль играет формирование правовой базы на различных уровнях: федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017- 2030 годы» было закреплено формирование национальной экономики в ее новом качестве, а правовой основой реализации вышеназванного Указа можно считать Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Данные правовые акты дают основу для формирования федерального уровня системы правового регулирования цифровой экономики.
На региональном уровне идет разработка стратегий, позволяющих определить цели и задачи развития каждого отдельного региона в области цифровой трансформации. Так, например, постановлением Правительства Саратовской области от 19 июля 2022 г. N 624-П утверждена Программа социально-экономического развития Саратовской области на 2022–2024 годы. Кроме того, принято постановление Правительства Саратовской области от 19 августа 2021 года № 688-П «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области».
Отраслевой уровень правовых актов представлен ведомственным программами, которые определяют проекты цифровизации в каждой отдельной отрасли. Так, стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года определяет цифровую трансформацию системы управления сферой физической культуры и спорта, а Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 года № 1512-р, определяет приоритетные направления цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности Российской Федерации.
Мощным стратегическим проектом, направленным на системную трансформацию в сфере финансовых отношения является проект «Социальное казначейство», утвержденный в качестве проекта Стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, суть которого состоит в создании в стране единой цифровой платформы социального обеспечения.
И если развитие первые трех уровней набирает обороты, то четвертый, муниципальный, остается пока не развитиям, больше ориентируется на нормативные правовые акты регионального уровня. Хотелось бы, чтобы развитию данного уровня уделялось больше внимания на местах, поскольку из-за целого ряда различий в экономическом развитии и местоположении каждое муниципальное образование должно вырабатывать собственные подходы в развитии цифровизации, а также в реализации поставленных перед каждым отдельных регионом задач.
Хочется отметить, что несмотря на то, что современный этап развития общества сопровождается высокой динамикой правового регулирования, все-таки в законодательстве еще существуют определенные пробелы. Это вызвано несовершенством правового языка, различным толкованием тех или иных терминов, несовершенством используемы юридических конструкций, низким качеством юридической техники, невысоким уровнем правовой культуры. К сожалению, в том огромном массиве информации правового характера, включающего в себя законодательные акты различных уровней человек, являющийся на сегодня единственным субъектом правотворчества, чаще всего не может проследить и учесть «все системные связи между действующими и проектируемыми правовыми актами, увязать изменения и новации нового регулирования с имеющимися правовыми нормами, стратегическими решениями, прогнозными данными, просчитать последствия принятых решений, правовые, экономические, политические и другие риски и т. п»..
В решении данной проблемы могут быть использованы возможности цифровых технологий, например, искусственного интеллекта. Однако, использование искусственного интеллекта (роботизация) вместе с положительным эффектом, таит в себе и некоторые риски, которые необходимо предвидеть, и тем более нельзя игнорировать. Сюда можно отнести возможный рост безработицы из-за исключения человека из процесса, необходимо учитывать риск «искусственного интеллекта превзойти человеческий потенциал».
Кроме того, огромное значение в условиях цифровизации приобретает сохранение нравственных основ права, обеспечение регулирования общественной жизни в условиях цифровизации на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Таким образом, симбиоз цифровых и правотворческих юридических технологий, мягкое вовлечение с процесс нормотворчества искусственного интеллекта, преобразования в системе права, создание четкого правового регулирования, позволят решить возникающие проблемы, устранить возникшие пробелы в законодательстве.
Литература:
- Филипкова К. В. Понятие, сущность и виды гражданско-правовых средств осуществления прав акционера // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86074.
- М. В. Залоило. Перспективы применения цифровых технологий в устранении правовых пробелов: риски законотворческой и технологической сингулярности//СПС Консультант Плюс.
- Фальшина Н. А. Тенденции развития права в условиях цифровых технологий/ Н. А. Фальшина // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. — 2022. — Т. 9, № 2. — С. 101–108. — DOI: 10.18522/2313–6138–2022–9–2–12.
- Трансформация права в цифровую эпоху: монография/ Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет; под ред. А. А. Васильева. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2020. — 432 с.
- Карцхия А. А. Цифровая трансформация права. // Мониторинг правоприменения № 1 (30)-2019.
- Казанов Г. Е., Синявский А. А. Тенденции правового регулирования в условиях цифровизации//Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2021. № 3. С. 64–71. DOI: http://doi.org/10.34076/22196838_2021_3_64.
- Лунева Е. В. Гражданско-правовое средство и юридическая конструкция: соотношение понятий // Юридический мир. 2015. N 8. С. 48–52.
- Тихомирова Ю. А., Кичигин Н. В., Цомартова Ф. В., Бальхаева С. Б. Право и цифровизация информации//Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021 № 2 с.4–23.
- Зорькин В. Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума// Российская газета. Столичный выпуск. № 7578(115).
- Тумаков А. В., Петраков Н. А. Развитие цифровых правоотношений в современных реалиях. Вестник московского университета МВД России. 2019;(2)6121–122.
- Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: сб.науч.тр. по матер. I междунар. Науч.-практич. Конф. (Саратов, 17–18 октября 2019г.)/ под ред. Н. Н. Ковалевой; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». — Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019–184с.
- Карцхия А. А. Цифровые права и правоприменения. // Мониторинг правоприменения № 2 (31)-2019.
- Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статьи 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс
- Плюсы и минусы цифровизации. // Адвокатская газета. Выпуск № 23 (328) 1–15.12.2020 г.
- Наумов В. Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений. //Журнал «Российской право: образование, практика, наука» № 6, ноябрь-декабрь 2018г. с. 4–11.
- Кобышева М. С. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровой трансформации //Журнал «Вестник Алтайской академии экономики и права» № 2 (часть 1), февраль 2021 год, с. 53–60
- Сахненко Е. А. Регулирование применения цифровых технологий в праве. Умная цифровая экономика. 2022 Т.2 № 1, с. 48–51
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»// СПС Консультант Плюс.
- Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»// СПС Консультант Плюс.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 № 2998-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления»// СПС Консультант Плюс.
- Распоряжение Правительства РФ от 6 ноября 2021 г. N 3144-р «Об утверждении Стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Минтруда России» //СПС Консультант Плюс.
- Постановление Правительства Саратовской области от 19 июля 2022 г. N 624-П «О Программе социально-экономического развития Саратовской области на 2022–2024 годы» (с изменениями и дополнениями)//Система ГАРАНТ
- Постановление Правительства Саратовской области от 19 августа 2021 г. N 688-П «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Саратовской области» (с изменениями и дополнениями)// Система ГАРАНТ
- Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. N 3615-р Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г. (с изменениями и дополнениями)//Система ГАРАНТ
- Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. N 1512-р Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ до 2024 г. и на период до 2035 г. (с изменениями и дополнениями)//Система ГАРАНТ.