На сегодняшний день различные сферы жизни человека особо массово охватила тенденция к цифровизации. Довольно сильные изменения претерпевают политические, экономические и социальные институты. Ранее в истории не было подобного аналога этапа человеческих отношений, происходит становление «новой» реальности — цифровой. Соответственно, такие трансформации касаются и области права, изменяя его целевую функцию. Оно начинает быть не только средством осуществления государственной власти, инструментом регулирования общественной и гражданской жизни людей, но и в результате чего становится объектом воздействия и влияния цифровизации. Далее происходит изменение его форм, механизмов и действий. Чтобы идти в ногу со временем, государству необходимо подстраиваться под все новые тенденции и пересматривать порядок осуществления власти. Государство по-разному адаптируется и реагирует на новые направленности в обществе и цифровой реальности, пытаясь управлять особенно видоизменяющимися общественными отношениями.
Сильный скачок в развитии информационно-коммуникативных технологиях повлек за собой еще больший интерес к научному прогрессу и совершенствованию общественных отношений, тем самым формируя новый мир и новую реальность. Закономерным становится тот факт, что такая тенденция неизбежно касается области права, хотя бы потому, что появляются новые механизмы Интернет-торговли, площадки для обучения, блоггинг и многое другое. Ведь все это необходимо регулировать и как-то собирать налоги. Именно поэтому право становится еще и объектом цифровизации. Но в современном мире еще нет достаточно ясного понимания какой вектор и какие закономерности будут следовать за такими трансформациями. Возможные решения и пути можно найти в зарубежной литературе, касающиеся скорее практических сторон применения цифровизации на область права и юриспруденцию. Например, использование электронных источников, обучение юристов новым навыкам, хранение большого объема информации, обеспечение мощной системы безопасности базы данных, продвижение услуг профессиональных юристов и многое другое. Наряду с этим, особое место занимают дискуссии по поводу «поиска оптимальных решений и разработки моделей правового регулирования общественных отношений, сопряженных с применением цифровых технологий в области финансов, публичного управления, создания искусственного интеллекта» [1, с. 6].
Правильное понимание обозначенного вопроса носит не только формальный характер, но и практический. По мнению Т. Я. Хабриевой [2, c.6], из-за желания сделать все в электронном виде и регулировать практически все сферы информационного пространства, возможно частичное утрачивание преимущества национального влияния, в связи с чем повышается роль международного авторитета. Такие процессы, как глобализация, массовизация и подчинение областей жизнедеятельности человека начинают постепенно стирать рамки особых национальных принадлежностей, включая традиции и нормы права для каждой отдельной страны.
Наряду с этим, довольно чувствительным вопросом является перспективы юридической профессии в условиях массовой роботизации различных профессий. Поскольку юриспруденция является не чистым набором механических навыков и отточенных действий, ограниченная лишь знанием законов и кодексов, то будет практически невозможно создать такой искусственный интеллект, который будет выполнять работу юриста не хуже человека. Ведь юриспруденция — это отчасти творческая профессия, требующая не сугубо знаний закона, но и искусства его применения и воплощения. Поэтому, скорее всего в обозримом будущем заменить человека в столь сложной сфере будет не просто, и как следствие — профессия юриста будет востребованной на рынке труда еще долгое время.
Задаваясь такими вопросами, как, возможна ли замена человека на робота и на искусственный интеллект, мы прежде всего сталкиваемся с переосмыслением социальной реальности и традиционного уклада жизни. Смена концептуальных рамок права перед вызовами современного мира и науки способна менять его восприятие. В первую очередь цифровизация права может менять его облик и регулятивный потенциал. Можно говорить о зарождении нового права, которого не было ранее. Предполагая дальнейшее развитие права, укажем на несколько путей. Первый вероятный путь — это трансформация права в другой социальный регулятор, либо же гибридную форму. Второй — право сохранит свое традиционное и исконное назначение, сосуществуя с цифровизацией. И третье — создание новых нормативных регуляторов параллельно с классическим правом и законами [3]. Но последний путь, самый маловероятный.
Обращая внимание на довольно острые вопросы идеи права в условиях трансформации общественных отношений под влиянием современных технологий, следует обратиться к докладу доктора философских наук, профессору В. С. Степину. В докладе «Формирование правового сознания и поиск новых стратегий цивилизационного развития» идея права соотносится с культурным укладом жизни людей. В. С. Степин указывал на важность сохранение основы права — равенства права для всех, поскольку эта идея была заложена еще в эпоху Ренессанса, Возрождения. Именно в эту эпоху было сформировано право в понимании рационального уклада и картины мира, позволяющее сгладить социальное неравенство между слоями населения и «в которой демократическим образом уравновешены различные социальные силы» [4, c.172] Под воздействием цифровизации происходит изменение рациональности и переосмыслению права как социального регулятора. Цифровая эпоха не только принесет изменения и новые тенденции в отдельных сферах общественной жизни, но и в отношении прав человека.
С появлением новых технологий и цифровизации областей человеческих отношений можно выделить тенденцию развития информационного права как отдельной отрасли права в юридической науке. В Российской Федерации были приняты нормативно-правовые акты, касающиеся данной области. С появлением новых актов формируется новый понятийно-категориальный аппарат, например, «цифровая экономика», «информационное общество», «информационная безопасность РФ» и так далее. Но чтобы данные акты эффективно работали в нашей стране, В. В. Путин в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме 2017 г. указал на важность понимания новых тенденций: «намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а по сути нам предстоит решить более широкую задачу, задачу национального уровня — добиться всеобщей цифровой грамотности». Речь идет о восприятии человеком новой реальности, новых законов и привыкания к ним. Чтобы качественно работали законы в сфере информационного поля, нужно понимание механизма работы цифровых вещей на базовом уровне.
Как бы то ни было, информационное право на данный момент является частью современных отраслей права. В его недрах формируется новый понятийный аппарат, который используется не только представителями власти, но и входит в разговорную речь населения. Примерами таких слов может послужить «доменное имя», «инсайдер», «сетевой адрес», «информационная безопасность детей». Государство в 21 веке уделяет пристальное внимание информационной безопасности, поскольку цифровизация на государственном уровне требует новых методов сохранения информации вне доступа. Информация — это важный ресурс, из-за которого могут происходить информационные войны. Именно поэтому, в российских вузах постепенно вводят все новые и новые специальности, такие как кибернетическая безопасность. Также такие дисциплины, как «Информационное право», «Правовое регулирование электронной коммерции» [5, c.75], «Правовое обеспечение систем искусственного интеллекта» стали включаться в список изучения для некоторых профессий.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод о неизбежности внедрения цифровизации на область российского права и законодательства. Такая тенденция преследует весь развивающийся и цивилизованный мир, важно уметь подстроиться и составить свой вектор развития и найти путь, удачный именно для нашей страны. Наряду с поиском пути развития права, впервые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2020 [6, c.346] годы были сформулированы национальные интересы в информационной сфере, среди которых можно выделить прежде всего «развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства, развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций». Это тесно связано со сферами общественных отношений, поскольку необходимость урегулирования и направления в нужное русло разных взаимодействий с цифровизацией сильно соприкасается с правом. Ведь именно от правильного решения зависит вектор трансформации не только устойчивой и безопасной ситуация в стране, но и сама профессия юриста.
Литература:
- Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9, — С. 5–16 (дата обращения: 12.07.2019).
- Хабриева Т. Я. Право перед вызовами цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 9, — С. 5–16 (дата обращения: 12.07.2019).
- Право в цифровом мире // rg.ru. URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (дата обращения: 12.07.2019).
- Залоило М. В., Шулятьев. Право в условиях цифровой реальности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — № 4. — С. 172–178.
- Рассолов И. М. Будущее информационного права: новые подходы // Журнал Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 1 (дата обращения: 12.07.2019).
- Рассолов И. М. Информационное право: учеб. и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. (дата обращения: 12.07.2019).