Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 18.05.2020

Статья просмотрена: 968 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, А. А. Правовая социализация как составляющая правовой жизни населения / А. А. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70025/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье рассматривается взаимосвязь правовой социализации с правовой культурой в целом и её значение при формировании гражданского общества. Особое внимание уделено ключевой роли ресоциализации правонарушителей и наиболее эффективным направлениям воздействия на правосознание и деятельность личности в рамках этого процесса

Ключевые слова: правосознание, правовая культура, ресоциализация, гражданское общество

Без глубокого исследования категории «правовая жизнь» невозможно в полной мере понять само право, его истоки, причины становления, логику развития. Именно разнородные юридические реалии, объективно существующие, требуют соответствующих юридических предписаний, правил, норм.

По нашему мнению, правовая жизнь общества — это форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Правовая жизнь — совокупность многообразных видов и форм деятельности и поведения людей, их коллективов в сфере действия права, направленных на обеспечение условий и средств существования, реализации частных и публичных, индивидуальных и групповых интересов, утверждения соответствующих им ценностей.

Понятие правовой жизни невозможно представить без взаимосвязи с категорией «правовая культура», под которой понимается система идеальных и овеществленных элементов сферы, которые влияют на сознание людей и определяют модель их поведения. Можно сказать, она отражает качественную сторону жизни человека и общества.

Правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения.

С понятиями «правовая культура» и правовое воспитание нередко употребляют в качестве синонима термин «правовая социализация», что, на наш взгляд, является не совсем корректным. Это связано с тем, что исследованию данного понятия посвящено гораздо меньше внимания по сравнению с той же правовой культурой и воспитанием.

На наш взгляд, правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Её результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.

Одной из самых важных в правовой социализации является цель выработать у личности способность самоконтроля, в том числе и в правовой жизни. Только через совершенствование институциональных форм правовой социализации можно прийти к распространению высшего уровня саморегуляции, основанного на совести, осознании ответственности перед обществом за свое поведение, уважении законных прав и интересов других субъектов вне зависимости от того, к какой социальной группе они себя относят..

Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества. [1,c. 46]]К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; непрерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [2, c.69]

Эталоны, служащие для человека ориентирами правового поведения, появляются в результате исторического развития системы регулятивов жизнедеятельности социума. Модель правового поведения, став образцом, вызывает общее одобрение и стремление индивида к ориентации на иерархию тех ценностей, которые заложены в ней [3, c.170] Став частью правовой культуры, эталоны-ориентиры способствуют организации коллективной деятельности людей. Они подвержены изменениям, которые в зависимости от скорости протекания общественных процессов могут иметь эволюционный или революционный характер. В качестве одного из первоистоков образования эталонов правового поведения выступают социально-регулятивные установки наиболее авторитетных агентов правовой социализации. Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей.

Закладываемые в сознание ребенка внутри семейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Ещё ребенком человек усваивает социальные ценности и модели правового поведения не только своих родителей, но и других людей из своего ближайшего окружения, в котором важное место занимают сверстники. Благодаря общению с ними становится более активным его обучение и ускоряется процесс принятие им общественно-правовых установок, действующих в его социальной группе. Желание ребёнка обладать достойным статусом в сообществе своих ровесников является одной из основных детерминант его общественно-правового поведения. Человек является «продуктом» конкретной исторической эпохи и сверстником определённого поколения, которое отличается от других возрастных групп своим образом жизни, ценностно-смысловой системой, социальной программой, способами воспитания и формой правовой социализации.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей [3, c.59]

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования правовой культуры [4, c 46–51]. В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

В современных государствах, помимо влиятельных средств массовой информации, в качестве одного из основных агентов правовой социализации выступает также система институтов гражданского общества, в которую входят общественные организации, объединения и фонды. Воздействие общественных объединений на процессы правовой социализации человека осуществляется как прямо, так и опосредованно. Если на их членов идет прямое влияние, то опосредованное воздействие — на людей, с которыми конкретная общественная организация сотрудничает или каким-либо образом связана. В целом эти объединения могут выполнять двоякую роль в процессе правовой социализации. С одной стороны, они осуществляют социально-коррекционное и правовое воспитание, формируют правосознание и правовую культуру своих членов под влиянием той ценностной системы, которые доминируют в общественном сознании. Это позволяет успешно адаптироваться человеку к существующей правовой реальности. Но, с другой стороны, их воздействие на «человека организации» может носить стихийный характер и находиться в прямой в зависимости от пристрастий лидеров. Оно может не совпадать с правовыми установками и нормами, культивируемыми в данном обществе. Особенно ярко это несовпадение проявляется в контркультурных (криминальных, экстремистских, авторитарно-религиозных, ультранационалистических и т. п.) общественных организациях, которые формируют у своих членов деформированное правосознание и асоциальные установки поведения [5, c 48]

Дефекты в правовой социализации личности могут возникать еще в самом раннем возрасте, в том числе из-за проблем в общении с семьей, коммуникаций со сверстниками, конфликтов в образовательном учреждении. Этот процесс, в конечном счете, может привести к совершению лицом правонарушения и даже серьезного преступления.

Восстановление утраченных ценностей, привычных социальных ролей является достаточно сложным процессом, который зачастую не определён качественно, что в итоге приводит к тому, что человека невозможно вернуть к нормальной правовой жизни в обществе, а это приводит к совершению рецидива. 63 % отбывающих наказание в исправительных колониях — люди неоднократно судимые. Всего, по данным ФСИН России, на 1 января 2018 года в тюрьмах, исправительных колониях и СИЗО содержалось 602 тыс. человек. Данный фактор, конечно же, сказывается очень негативно на уровне правосознания и правовой культуры общества и является одним из препятствий развития гражданского общества в целом. Исправляется данное положение с помощью правовой ресоциализации индивида, которая представляет собой возобновленный процесс формирования ценностно-смысловой системы нормального правосознания человека, возвращение к правовой жизни, путем усвоения новых ценностей.

Одним из наиболее эффективных направлений в рамках этой деятельности является пенитенциарная социально-терапевтическая работа, включающая сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к самостоятельной жизни в обществе, к которой специалисты относят:

— поэтапную интеграцию заключенных в общество с одновременным элиминированием механизмов, мешающих процессу ресоциализации заключенного, в том числе урегулированию финансовых или имущественных долгов, семейных или других конфликтов, получению или завершению среднего образования, формированию умений и навыков профессиональной деятельности и т. п.;

− меры, направленные на противодействие негативным последствиям пребывания в тюрьме, таким как разрыв отношений с близкими и родными, потеря рабочего места или места обучения;

− проведение тренингов, направленных на подавление агрессивности, негативных эмоций, страха;

− применение соответствующих психотерапевтических мер (при их необходимости) по отношению к лицам, страдающим алкоголизмом и/или наркоманией̆.

Если обратиться к зарубежной практике, то в рамках социальной безопасности немецкие специалисты включают также общение с близкими и родственниками заключенного, третьими лицами (общественными организациями и фондами и т. п.), соприкасающимися с уголовно-исполнительной системой в ходе своей̆ социально-каритативной работы. Ресоциализационная деятельность в последнее время активно развивается за счет мер, направленных на постепенное приближение качества условий пребывания в тюрьме к жизни вне учреждения. Особую значимость при этом приобретает система поощрений и смягчений режима, которая в наиболее наглядной̆ форме представлена в «прогрессивных учреждениях», предполагающих поэтапное перемещение осужденных, при их соответствии необходимым требованиям, с более строгого режима содержания на более мягкий̆, вплоть до перевода в учреждения открытого типа. Немецкие специалисты исходят из того, что открытый режим создает наилучшие предпосылки для организации исполнения наказания, ориентированного на достижение отношений, характерных для жизни вне учреждения, как это и предписывает § 3 УИК ФРГ. Именно в учреждениях такого рода активно используется смягчение режима, позволяющее установить тесный контакт с соответствующими социальными службами, выполняющими постпенитенциарную деятельность, а также с возможными работодателями. Важную роль при этом играют: регулярная работа вне учреждения под надзором или без надзора (§ 11 абз. 1 п. 1 УИК ФРГ) и право покидать учреждение на определенное время в течение дня под надзором (Ausführung) или без надзора (Ausgang) (§ 11 абз. 1 п. 2 УИК ФРГ).

Хочется отметить и Великобританию, которая является одной из первых стран, осуществляющих в своих исправительных учреждениях работу, направленную на полную образовательную адаптацию заключенных, которым предоставляется возможность получить профессиональное образование на вечерних занятиях. При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуется следующими Европейскими пенитенциарными правилами: в каждом учреждении должны быть разработаны социально-образовательные программы, обеспечивающие развитие способностей заключенных. Цели программ: совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие самоуважения, нравственное воспитание; образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, обладать таким же статусом, как и труд, быть составной частью программ исправления; заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы.

Представленная статистика и информация, конечно же, указывает на исключительную роль ресоциализации правонарушителей в уголовном праве, но она имеет большое значение и в отношении лиц, совершивших административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовое деликты.

Таким образом, главным итогом ресоциализации будет являться развитие личности с высоким уровнем правосознания, что позволит говорить о повышении правовой культуры общества в целом, а также формирования гражданского общества. Правовая ресоциализация является важнейшим фактором освоения субъектом права правовой действительности, законопослушной личности и профилактики будущих правонарушений.

Литература:

1. Kourilsky-Augeven C. Legal Socialisation: From Compliance to Familiarisation through Permeation // European journal of legal studies: Issue 1. April, 2007.

2. Гуляихин В. Н. Механизм правовой социализации российских граждан // Право и образование. 2011. № 2. С.68–80

3. Гуляихин В. Н., Широ С. В. Решение проблемы правовой социализации воспитанников интернатных учреждений на основе компетентностного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3. С. 59–64

4. Попандопуло О. А. Роль правовой социализации в процессе становления персональной идентичности // Право и образование. 2012. № 10. С. 170–176.

5. Третьякова О. В. СМИ в процессе правовой социализации личности // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2010. № 6. С. 46–51.

6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1853621

Основные термины (генерируются автоматически): правовая социализация, правовая культура, правовое поведение, гражданское общество, правовая культура общества, правовое воспитание, правовая жизнь, общество, процесс, ФРГ.


Задать вопрос