В статье освещаются особенности проведения тренировок по дзюдо в условиях летнего лагеря, включая планирование занятий, выбор оборудования и инвентаря, а также разработку программ упражнений с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки спортсменов.Кроме того, в статье обращено внимание на важность медицинского контроля и формирования командного духа.
Ключевые слова: дзюдо, учебно-тренировочные сборы, спорт, оздоровительный лагерь.
Летние учебно-тренировочные сборы — это важный этап в подготовке юных дзюдоистов. Они позволяют спортсменам не только отдохнуть на свежем воздухе, но и улучшить свои навыки и физическую форму, подготовиться к грядущим соревнованиям, обрести новые знакомства и полезный опыт, укрепить командный дух. В данной статье мы рассмотрим особенности проведения учебно-тренировочных сборов для дзюдоистов в условиях оздоровительного лагеря.
При организации учебно-тренировочных сборов для юных дзюдоистов необходимо обратить внимание на несколько аспектов:
1. Выбор места проведения сборов
При выборе места проведения учебно-тренировочного сбора необходимо учитывать несколько факторов:
— наличие спортивной базы и инвентаря;
— близость к месту проживания родителей для возможности проведения совместных мероприятий и собраний;
— безопасность территории и условия проживания;
— наличие благоприятных условий для активного отдыха, тренировок и развлечений.
В 2022–2023 учебном году учащиеся объединения Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы «Борьба самбо, дзюдо» под руководством тренера Аравина Сергея Владимировича приняли участие в учебно-тренировочных сборах в оздоровительном центре «Белка». При выборе места проведения учебно-тренировочного сбора были учтены все вышеперечисленные рекомендации.
2. Подбор оборудования и инвентаря
Для проведения эффективных и безопасных занятий в рамках учебно-тренировочных сборов в оздоровительном лагере необходимы:
— татами — специальный ковер для занятий дзюдо. Для проведения сборов в детском лагере рекомендуется выбирать татами с высокой плотностью и хорошей амортизацией. Это обеспечит комфорт и безопасность юных спортсменов при выполнении бросков и других приемов на любой поверхности;
— рюкзаки — необходимы для переноски необходимого оборудования. При выборе рюкзаков следует обратить внимание на их вместимость, удобство и качество материалов;
— защитные накладки, которые используются для защиты суставов и связок от травм;
— дополнительное оборудование. В зависимости от специфики сборов и уровня подготовки участников, могут потребоваться дополнительные элементы оборудования, такие как мячи, скакалки, манекены, маты и т. д.
3. Программа тренировок
Программа тренировок должна быть составлена с учетом возраста и уровня подготовки спортсменов. Она должна включать в себя как общефизическую подготовку, так и специальные упражнения по дзюдо. Важно помнить, что тренировки должны быть разнообразными и интересными для детей, чтобы они с удовольствием занимались и развивались.
Как только дети попадут на территорию оздоровительного лагеря, тренеру необходимо:
- Провести инструктаж по технике безопасности на тренировках, на воде, в комнатах, напомнить общие правила безопасности и правила гигиены, сообщить специальные правила лагеря и ознакомить с распорядком дня.
- Проверить размещение юных дзюдоистов в комнатах.
- Познакомить учащихся с лагерем, расположением, рассказать и показать, где находятся спортивные площадки, футбольное поле, спортивный городок, бассейн и т. д.
- Вечером первого дня можно провести совместную планерку с воспитанниками, утвердить план тренировочного процесса и мероприятий на весь период сборов. Тренировочный процесс и нагрузки должны быть выстроены с учетом возрастных групп учащихся. В учебно-тренировочных сборах объединения Дворца детского (юношеского) творчества г. Пензы «Борьба самбо, дзюдо» приняли участие юные дзюдоисты двух возрастных групп: младшей (8–10 лет) и средней (11–13 лет).
Приведём в пример план тренировок и мероприятий на первую неделю в оздоровительном лагере (разработан Аравиным С. В.):
Дата |
Тренировки, мероприятия |
Время |
Содержание |
17.07 |
День приезда |
Организационная планёрка |
|
18.07 |
Зарядка |
07:00–08:00 |
Пробежка. О. Р. У, О. Ф. П. Сдача норматив. по О. Ф. П. Кроссовая подготовка О. Ф. П. |
Дневная тренировка |
11:00–13:00 |
||
Вечерняя тренировка |
17:00–19:00 |
||
19.07 |
Зарядка |
07:00–08:00 |
Пробежка. О. Р. У, О. Ф. П. О.Р. У. Футбол, О. Ф. П. О.Р. У. Работа с резиной. |
Дневная тренировка |
11:00–13:00 |
||
Вечерняя тренировка |
17:00–19:00 |
||
20.07 |
Зарядка |
07:00–08:00 |
Пробежка. О. Р. У, О. Ф. П. О.Р. У. Силовая подготовка. Пионербол (младшая группа)/ футбол (старшая группа) |
Дневная тренировка |
11:00–13:00 |
||
Вечерняя тренировка |
17:00–19:00 |
||
21.07 |
Зарядка |
07:00–08:00 |
Пробежка. О. Р. У, О. Ф. П. О.Р. У. Спортивная эстафета. Кроссовая подготовка, О. Ф. П. |
Дневная тренировка |
11:00–13:00 |
||
Вечерняя тренировка |
17:00–19:00 |
||
22.07 |
Зарядка |
07:00–08:00 |
Пробежка. О. Р. У, О. Ф. П. |
Восстановительные мероприятия, купание, солнечные ванны, активный отдых. |
11:00–13:00 |
||
Участие в запланированных лагерных мероприятиях, подвижные спортивные игры. |
17:00–20:00 |
На что ещё стоит обратить внимание тренеру в течение смены?
1. Смена деятельности юных спортсменов
Чтобы отдых был полноценным и интересным, необходимо предусмотреть различные развлекательные мероприятия. Это могут быть игры, конкурсы, экскурсии и другие активности, которые помогут детям разнообразить свой досуг. Не стоит изолировать учащихся от мероприятий, запланированных лагерем, так как это хорошая возможность дать им отдохнуть, социализироваться, получить новый опыт.
2. Медицинское сопровождение и медицинский контроль
Для обеспечения безопасности и контроля состояния здоровья участников сборов необходимо присутствие медицинского работника. Он должен контролировать выполнение всех требований по гигиене и здоровью, а также оказывать необходимую помощь при травмах. Не стоит забывать о медицинском контроле, который включает в себя проведение регулярных медицинских осмотров, контроль за соблюдением гигиенических норм, проведение профилактических мероприятий. Кроме того, каждый из учащихся должен знать правила оказания первой доврачебной помощи.
3. Организация питания
Организация питания является одним из важных аспектов проведения сборов. Необходимо обеспечить правильный и разнообразный рацион для поддержания физической формы и здоровья юных спортсменов.
4. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка также важна для успешного проведения сборов. Тренер должен помочь юным спортсменам справиться с возможными стрессами, страхами и неуверенностью. Для этого необходимо проводить тренинги и беседы, направленные на развитие уверенности в себе и своих силах.
5. Формирование командного духа
В условиях сборов в детском оздоровительном лагере формирование командного духа особенно актуально, поскольку дети находятся в замкнутом пространстве и взаимодействуют друг с другом на протяжении всего времени пребывания. Эстафеты, командные игры, верёвочные курсы способствуют формированию командного взаимодействия. Важно, чтобы дети могли не только соревноваться, но и сотрудничать между собой, помогать друг другу и поддерживать. Также сплотиться юным спортсменам может помочь совместное создание стенгазеты или участие в конкурсе талантов, где каждый учащийся вносит свой вклад в общее дело. Таким образом, дети научатся работать в команде, помогать друг другу в трудных ситуациях.
Проведение учебно-тренировочных сборов в летний период является важным этапом в подготовке юных дзюдоистов. Оно позволяет спортсменам улучшить свои навыки, укрепить здоровье и получить заряд положительных эмоций на весь год. При организации сборов необходимо учесть все необходимые аспекты, чтобы обеспечить комфорт и безопасность участников, а также создать условия для их всестороннего развития.
Литература:
- Лопатина А. Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2013. — № 2 (27).
- Столяров В. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания / В. И. Столяров, И. М. Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5. — С. 11–15.