Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблема психологического сопровождения в детском и юношеском спорте

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
12.12.2025
3
Поделиться
Аннотация
Психологическая поддержка юных спортсменов в условиях повышенных физических нагрузок, в соревнованиях или конкуренции за место в команде, травмы, возможные проблемы в образовательных учреждениях, связанные с пропуском занятий из-за выезда на сборы и соревнования является актуальной проблемой не только профессионального, но и любительского детского спорта.
Библиографическое описание
Смирнов, Н. С. Проблема психологического сопровождения в детском и юношеском спорте / Н. С. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 712-714. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131377.


Особенности проблем детского и юношеского спорта

Отмечая социальную природу спорта, ряд авторов в качестве основной отличительной черты спорта выделяют его соревновательность. Это касается занятий любым видом спорта. Основным достижением в спорте является победа в соревнованиях, завоевание медалей, возможное установление рекордов. При этом занятия спортом развивают социальные навыки — самостоятельность, дисциплину, умение работать в команде, лидерские качества, а так же укрепляют физическую форму, что способствуют гармоничному развитию личности. Спорт, в целом, предъявляет особые требования к возможностям саморегуляции человека, не случайно основу психологической подготовки составляет обучение спортсменов различным методам саморегуляции, психологической устойчивости, готовности к соревновательному процессу. Спортивные соревнования существеннейшим образом влияют на развитие мотивации спортсмена. Выработка правильной реакции на успехи и неудачи — одна из главных задач формирования личности, решаемых в соревновательной деятельности.

Уязвимость психики юных спортсменов

Детская и юношеская психика особенно восприимчивы к стрессу. В этот период меняется гормональный фон, идет взросление, усиливаются ранимость, восприимчивость к неудачам, конфликтность. Юные спортсмены испытывают на себе кризис начала спортивной карьеры. Психологически он связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. В видах спорта с ранней специализацией кризисные проявления происходят в пределах младшего школьного возраста, в остальных — в начале подросткового. Сутью данного кризиса является адаптация к требованиям вида спорта, конкретного тренера, к режиму тренировок и изменению жизни в целом. Поэтому, чтобы выйти из этого кризиса, юный спортсмен должен преодолеть многие трудности, разрешить ряд противоречий и проблем. Во многих видах спорта (спортивные игры, единоборство, технические сложные виды) эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня развития психомоторных качеств и сенсорного самоконтроля, а ее устойчивость — от стабильности психомоторики, процессов самоконтроля, психической выносливости.

Стрессовые ситуации

В настоящее время детский спорт становится все более профессиональным. Проводится большое количество спортивных соревнований, сборов для повышения мастерства спортсменов, создаются школы олимпийского резерва и школы-интернаты для юных спортсменов. Занятия спортом требуют значительных физических нагрузок, при этом сохраняется и умственная нагрузка от школьных занятий. Время отдыха и восстановления минимально, организм ребенка или подростка постоянно находится в напряжении. Стресс усиливается во время отборочных или соревновательных периодов.

Роль тренера в преодолении стресса и развитие уверенности

Изучение взаимоотношений между спортсменами и тренером позволяет выделить как группы с благоприятной социально-психологической атмосферой, так и с неблагоприятной. Особенно это важно в школах-интернатах для спортсменов, где тренер фактически становится заменой родителям. При благоприятной атмосфере тренер становится авторитетом, предметом для подражания. Он стремится не только к физическому, но и к нравственному развитию личности спортсмена, контролирует межличностные отношения между спортсменами, поддерживает и ободряет в соревновательный период, утешает в случае поражения. При этом в коллективах с неблагоприятной обстановкой тренер не обращает внимание на конфликты, а зачастую и провоцирует их, может унизить ребенка или подростка, применить к ним физическую силу. Немаловажным фактором является налаживание контактов между тренером и родителями ребенка. Здесь желательно наладить четырехсторонний формат общения: спортсмен — родители — тренер — психолог.

Роль психолога в тренировочном процессе

В условиях современного спорта, связанного с ростом спортивных результатов и обострением конкуренции, отсутствие психологического обеспечения деятельности юных спортсменов и неготовность большинства детских тренеров организовать правильно такую работу приводит, во-первых, к большому отсеву спортсменов, особенно на первоначальном этапе подготовки; во-вторых, к значительному снижению эффективности тренировочного процесса. Нет сомнения, что эти процессы взаимосвязаны. Долгое время эти проблемы игнорировались. Лишь недавно в ряде спортивных школ появились специалисты-психологи. Их появление в спортивных школах и интернатах связано с осознанием важности психологического обеспечения деятельности юных спортсменов. Эффективность работы психолога здесь определяется прежде всего его готовностью и способностью работать с тренерским составом. Роль психолога важна в выдаче рекомендаций для благоприятного психологического климата, налаживанию взаимоотношений в системе «спортсмен-тренер» и отношений между спортсменами — членами команды. Для формирования коммуникации в детско-юношеских командах широко практикуются совместные мероприятия: походы в кино, на природу, выезды в спортивные лагеря, спортивные праздники, празднование дней рождений, соревнования между группами и т. д.

Практические примеры

Пример: Был проведен опрос об оценке роли тренера для спортсменов в одной из секций. Так, 83 % от числа опрошенных юных спортсменов считают, что оценка, даваемая тренером, очень важна для них; причем для 81 % слово тренера — закон; 76 % уверены, что тренер знает их сильные и слабые стороны; для 73 % чрезвычайно важно внимание со стороны тренера. Данный опрос свидетельствует о значительной роли тренера в психологическом развитии юных спортсменов.

Пример: Психологи организовал исследование взаимоотношений спортсменов и тренеров при неблагоприятном психологическом микроклимате в коллективе. Ответы юных спортсменов показывают, что наибольшее неудовлетворение в общении с тренером вызвано отсутствием его внимания к ним (54 %) и недостаточным учетом их индивидуальных особенностей (52 %). В личном общении, по их мнению, тренер не проявляет чуткости (57 %) и не учитывает их состояние (51 %). Данное исследование позволило выявить причины непонимания и психологических проблем и найти пути их решения.

Пример: Ученые провели анализ двух групп спортсменов. Первая группа тренировалась с профессиональным тренером, нацеленным на результат. Вторая группа — с тренером-педагогом. Результаты исследования таковы: в группах тренеров c установкой на результат складываются неблагоприятные взаимоотношения в системе «тренер — спортсмен» ввиду того, что они ориентированы на чисто профессиональное общение со спортсменами, в то время как сами спортсмены в силу своих возрастных особенностей очень чувствительны к эмоционально-личностным психологическим контактам с тренером. Положительные тенденции, характерные для взаимоотношений тренеров с профессионально-педагогической направленностью, обусловлены тем, что данная категория тренеров ориентирована на личность спортсмена, его личностное гармоничное развитие. Тренеры второй группы спортсменов считают спорт прекрасным средством воспитания. Среди спортсменов встречаются такие, которым спорт помог вырваться из неблагоприятных условий и маргинальных группировок благодаря усилиям небезразличных тренеров.

Пример: Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) дети занимаются спортом чаще всего до 14 лет, затем интерес к спорту остается лишь у 33 % девушек и юношей. Из собственного спортивного опыта знаю, что у старшеклассников стоит выбор между обучением в школе, требующем постоянно возрастающих временных затрат и умственной нагрузки и тренировочным процессом. Кроме того, в игровых видах спорта после 14 лет спортсмены из любительских детских команд либо проходят отбор в профессиональные команды либо в свободное время играют в любительских взрослых командах (таких, как «Ночная лига» в хоккее). В это время так же важно без стресса перейти на следующий уровень занятий спортом, для чего молодым людям очень важна психологическая поддержка, так как спортсмен уходит из привычной среды: коллектива, от тренера, из детско-юношеской спортивной школы или интерната.

Заключение

В настоящее время в системе детско-юношеского спорта психологическая поддержка начинает развиваться не только в профессиональном спорте, но и на любительском уровне. Наиболее эффективно процесс психологической подготовки юных спортсменов может осуществляться в рамках системы психологического сопровождения в рамках детских спортивных школ, помогая выстраивать гармоничные отношения в коллективе и благоприятно влиять на психическое здоровье ребенка и гармоничное развитие его личности. Психологическая поддержка необходима на всех этапах развития юного спортсмена.

Литература:

1. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина — М.: Издательский центр Академия», 1999–456 с.

2. Детская психология / Г. А. Урунтаева. — М: Издательский центр «Академия», 2013–336 с.

3. Психологическая работа в детско-юношеской спортивной школе / В. Р. Малкин, Л. Н. Рогалева — Екатеринбург: Издательство Уральского федерального университета, 2016. — 102 с.

4. Психология детско-юношеского спорта. Книга для родителей спортсмена и тренеров /К. А. Бочавер, Л. М. Довжик —М.: Спорт, 2021–272 с.

5. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин, В. А. Бобровский, Ю. Б. Муравьев, С. М. Толмачев — Омск: Омский юридический институт МВД России, 1997. — 167 с.

6. Психология физического воспитания и спорта / Бабушкин Г. Д., Яковлев Б. П. — Саратов: Вузовское образование, 2023. — 846 c.

7. Психологическое сопровождение детско-юношеского спорта: учебное пособие для вузов / под общей редакцией В. А. Родионова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 203 с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 712-714):
Часть 10 (стр. 653-721)
Расположение в файле:
стр. 653стр. 712-714стр. 721

Молодой учёный