Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 15.01.2019

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Тютюнников, В. И. Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период / В. И. Тютюнников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55448/ (дата обращения: 16.11.2024).



Соревнования оказывают влияние на индивидуальную психологию спортсменов, это выраженно предстартовым волнением, а иногда и страхом с апатией. Такое воздействие может сильно влиять на результаты соревнований и вне зависимости от физической готовности спортсменов. Умение управлять или хотя бы контролировать свои эмоции, вызванные предстартовым эффектом, позволяет достичь большего успеха, грамотно выполнить тактическую установку, максимально и эффективно использовать функциональные возможности своего организма. Все этого говорит о большом значении психологической подготовки в деятельности спортсмена и тренера. Особенно важна такая подготовка для спортсменов из числа студентов, так как помимо спортивных соревнований у них есть психологическая нагрузка по обучению и ряд других дополнительных нагрузок, обязанностей.

Психологическое обеспечение и воспитания в сфере спорта включает в себя: общую психологическую подготовку спортсменов (позитивный настрой их личности); специальная психологическая подготовка (регуляция текущего поведения и состояния спортсмена, устранение проблем, не связанных со спортивной деятельностью, но влияющих на нее, помощь в налаживании межличностных отношений и избавления от вредных привычек). Одной и проблем в работе спортивного психолога является невозможность использования стандартных средств в силу уникальности каждого человека. Требуются индивидуализация психологической подготовки каждого спортсмена

В процессе развития спорта проводились исследования и апробация различных способов и методов работы со спортсменами для выявления наиболее эффективных практик. Из трех форм психологической подготовки спортсменов (традиционная, индивидуальная и дифференцированная) наиболее эффективным является индивидуальная.

Психологическая готовность к любой деятельности во многом определяет ее успешность. Это ярко проявляется в экстремальных видах деятельности, к которой относится и спортивная.

Профессиональное занятие спортом в студенческие годы подразумевает, что студент-спортсмен сталкивается с некоторыми трудностями социального характера.

Одна из самых значимых трудностей, с которыми сталкивается студент-спортсмен — это совмещение спортивной деятельности и учебной.

Во-первых, из-за частых поездок на соревнования, спортивные сборы и студент вынужден пропускать занятия, а иногда и сессии.

Во-вторых, тренировки требуют много времени, что часто отражается на учебной подготовке к спец. предметам студента.

В-третьих, играет роль сам настрой студента-спортсмена на совмещения оба вида деятельности в своей жизни. Если он спортсмен ставит на первое место спорт и свои цели в жизни связывает с этим видом деятельности, то учеба хромает. Если учеба преобладает в мыслях спортсмена, то ни о каких высоких результатов ждать не приходиться. И здесь выступает в главной роли психолог, который сбалансирует обе сфера жизни студента и при создании индивидуальной программы спортсмен получает наиболее высокие достижения в каждой из этих видов деятельности.

Задачи психолога, которые перед ним ставит тренер, следующие:

– освоение методов психорегуляции,

– снижение уровня тревожности,

– оценка готовности к соревнованию,

– развитие конкретных психических качеств — внимания, реакции и т. п.

– умение управлением своими эмоциями в период «старта» и максимально эффективно использование методов психологической самопомощи с мобилизацией всех ресурсов для высоких спортивных результатов.

На первом этапе работы психолога со спортсменом происходит оценка текущего уровня психологической подготовленности (базовая психодиагностика) самого спортсмена, выявления основные характеристики и индивидуальных особенностей, потенциальные возможности спортсмена, доминирующие психические состояния и устойчивые предпочтения, как в спорте, так и в поведении в целом.

Оцениваются индивидуальные особенности нервной системы, когнитивные процессы — восприятия, памяти, мышления, внимания, психомоторная сфера, уровень владения средствами психорегуляции, степень развития свойств характера, а в частности мотивация и волевые качества, стремление к победе и к достижению поставленных целей. Для эффективной групповой работы актуальны методы оценки совместимости членов группы или команды.

Главная задача базовой диагностики — это выявить слабые стороны спортсмена и определить методы их устранения или компенсации.

Разработка индивидуальной системы воздействий (программа психологической подготовки) является первостепенной задачей после базовой (первичной) диагностики спортсмена.

Данные, полученные в процессе базовой диагностики, становятся основой комплексного воздействия на спортсмена с целью достижения его максимальной психологической готовности к соревнованиям. Психолог в тандеме с тренером подготавливают комплекс мероприятия, конкретизируют их по форме, содержанию и объему нагрузки, оптимально распределяют на весь цикл для подготовки к контрольным стартам или диагностическим срезам.

Психолог разрабатывает конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств, передает их тренеру для включения в общий план подготовки спортсмена. При необходимости планируются индивидуальная работа со спортсменом или групповые мероприятия для сплочения команды в групповых видах спорта. Психологу необходимо обосновать свои рекомендации, добиться внедрения их в тренировочный процесс и контролировать качество выполнения своих заданий и требований к спортсмену и его тренировочному графику. Только в этом случае психолог нести ответственность за результат выступления.

Главная задача этой работы заключается в постановки дальних и ближних целей соревновательного цикла, создание плана психологической подготовки учитывая индивидуальные особенности спортсмена.

Психолог проводит «обратную связь» о состоянии спортсмена (мониторинг и оперативная диагностика)

Психологический мониторинг подразумевает отслеживание изменений в состоянии спортсмена, его настроения, отношения с окружающими и другие параметры.

Специализированная оперативная диагностика поможет выявить изменения в состоянии спортсмена раньше, чем он их почувствует сам, поэтому нельзя только полагаться на его самочувствие, т. к. это субъективная оценка человека.

После диагностики необходимо внесение дополнительных мероприятий (коррекцию) состояния спортсмена и консультация с рядом других специалистов: тренером, врачом, семьей спортсмена. В ситуациях перетренированности, завышенной нагрузки как физической, так и эмоциональной, межличностных и внутриличностных конфликтов требуется кардинальное изменение программы подготовки, но часто бывает достаточно ввести дополнительные упражнения, провести внеочередной сеанс релаксации или изменить ритуалы поведения для достижения положительного эффекта и улучшения психического, физического состояния.

Направленность на целевые задания может быть как комплексной, так и тематической, например: «на релаксацию», «на коррекцию», «на мобилизацию» или «на развитие психических качеств», «на регуляцию эмоциональной сферы», «на управление мотивацией» и т. д.

Создание высокоэффективного психического состояния (настройка) спортсмена на соревнование и самоуправление его психическим состоянием возможны при условии, когда у психолога со спортсменом сложились доверительные отношения и выработаны механизмы психологического воздействия. Мечты о волшебной палочке и «чуде» без труда, относиться к иллюзиям — не имеют основания под собой.

Главная задача работы психолога — это создание индивидуального ритуала предсоревновательного поведения, для формирования боевого настроя с максимальным достижением результата, реализации поставленных целей спортсмена.

Основные термины (генерируются автоматически): состояние спортсмена, психологическая подготовка, спортсмен, вид деятельности, базовая диагностика, главная задача, психолог, соревнование, спортивная деятельность, тренер.


Похожие статьи

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Систематические тренировки и их влияние на физическую форму

Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Похожие статьи

Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся

Социально-психологические особенности профессиональной мотивации студентов вуза

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Психологические особенности проявления страха и тревожности у студентов вуза

Систематические тренировки и их влияние на физическую форму

Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Физические и психические особенности детей дошкольного возраста в перспективе обучения

Задать вопрос