В статье рассматривается психологическая подготовка и стрессоустойчивость в профессиональном спорте. Изучается отрицательное влияние стресса на деятельность, которую совершает спортсмен во время соревнований. Дается определение понятию «спорт», определяются факторы, вызывающие стресс у спортсменов, описывается их природа. В статье даются примеры того, как можно преодолеть стресс во время соревнований. Приводятся средства и методы, развивающие психические процессы и личностные качества спортсменов. Рассматривается психологическая помощь, консультирование спортсменов. Даются рекомендации по воспитанию у спортсменов волевых качеств, повышения самооценки, развития способностей творческого мышления, применение способов саморегуляции.
Ключевые слова: психологическая подготовка, стрессоустойчивость, профессиональный спорт, спортсмен, соревновательная деятельность, способы саморегуляции, волевые качества.
The article discusses psychological preparation and stress resistance in professional sports. The negative impact of stress on the activities performed by an athlete during competitions is being studied. The concept of “sport” is defined, the factors that cause stress in athletes are determined, and their nature is described. The article gives examples of how you can overcome stress during competitions. Means and methods are given that develop mental processes and personal qualities of athletes. Psychological assistance and counseling for athletes are considered. Recommendations are given for developing strong-willed qualities in athletes, increasing self-esteem, developing creative thinking abilities, and using methods of self-regulation.
Keywords: psychological preparation, stress resistance, professional sports, athlete, competitive activity, methods of self-regulation, volitional qualities.
Психическое состояние спортсмена в одинаковой мере важна для достижения успеха в спорте, как и физическая подготовка. Тело и психическое здоровье спортсмена должны находиться в гармонии между собой.
Физической подготовке в спорте отводится большое количество времени, что нельзя сказать о психологической подготовке, о которой чаще всего могут совсем забыть. Плохую или недостаточную психологическую подготовку очень часто обвиняют в проигрышах спортсменах на соревнованиях [1].
Влияние ментального состояния на физические показатели в спорте изучает специальная наука — спортивная психология. Данная психология призвана снимать блоки ментального характера у спортсменов, повышать их самооценку и веру в свои возможности. Психологи очень часто в своей практике устраняют тревожное состояние спортсмена перед важной игрой, соревнованиями, матчами.
В обычной жизни эмоции часто влияют на принятие каких-либо решений людьми. Возможность и умение контролировать свои эмоции в экстренных состояниях, таких как соревнования, позволяют очень быстро принимать осознанные решения, а также реально оценивать сложившуюся ситуацию в важный момент [3].
Контроль над своими эмоциями — это важный фактор в профессиональном спорте. Без данного умения невозможно добиться больших результатов. Известны случаи, когда хорошо подготовленный спортсмен проигрывает на соревнованиях более слабому сопернику только из-за того, что не смог справиться со стрессом [2].
Рассмотрим пути преодоления стресса и повышение уровня стрессоустойчивости в процессе соревновательной деятельности при работе спортсменов во время психологической подготовки.
Соревнования в спорте — это всегда стресс для спортсмена. Стресс вызывает состояние конфликта внутри спортсмена между поставленной задачей, которую необходимо выполнить, и оценки самим спортсменом, справится ли он с поставленной задачей [4].
Факторами стресса являются:
- Спортивная борьба, имеющая характер соревнований, которая направлена на результат победы;
- Собрание всех сил физического и психологического характера спортсмена во время соревнований, без чего нельзя добиться успеха;
- Долгий труд спортсмена на тренировках, который полностью меняет привычный режим спортсмена [5].
Для того, чтобы помочь спортсмену преодолеть трудности психологического характера, применяют:
- Постоянное наблюдение и корректировка состояния спортсменов психологом на протяжении подготовки к соревнованиям и на самих соревнованиях;
- Помощь спортсменам со стороны психологов в решении задач и проблем, с которыми они сталкиваются на всех этапах своей спортивной жизни (разочарования в выбранном направлении, повышение нагрузок на тренировках, переход от любительского занятия спортом в спорт профессиональный);
- Консультации с психологом спортсмена и тренера при необходимости на всех этапах спортивной карьеры;
- Занятия, которые проводятся для повышения грамотности в психологии спорта, а также повышения компетентности, как тренера, так и спортсмена [6].
Сопровождение спортсменов психологами по преодолению тревожности и стресса модно производить по двум направлениям:
- Психологическую помощь спортсменам оказывает только психолог. Обсуждаемые вопросы обязательно должны быть согласованы с тренером;
- Психологическую и педагогическую помощь спортсмену оказывает сам тренер по рекомендациям и советам психолога.
Некоторые тренера сами успешно справляются с психологической подготовкой спортсменов. Но иногда недостаточность компетенции тренера в вопросах психологии требует помощи квалифицированного психолога. Стрессовые состояния спортсменов преодолеваются лучше, если психолог работает одновременно и с тренером, и со спортсменом [7].
Психолог сопровождает спортсмена с помощью психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции.
Психорегуляция сопровождается с помощью методов внушения, убеждения, бесед, психологических тренировок. Они помогают спортсменам расширить свою мотивацию, повысить стрессоустойчивость, стимулировать упорство и смелость.
Психопрофилактика и психорегуляция должны осуществляться с учетом:
- Личностных качеств каждого спортсмена (характера, темперамента, навыков, способностей);
- Трудных областей (недостаточного развития каких-либо навыков, необходимых в конкретном профессиональном спорте);
- Имеющегося опыта в преодолении стресса, связанного с профессиональным спортом;
- Целей и задач, соответственных конкретному виду спорта;
- Корректировки силы мотивации.
Каждое спортивное направление имеет свои особенности, которые выдвигают определенные требования к психике спортсмена. В соответствии с этим она распределяются по группам:
- Виды спорта с отсутствием непосредственного столкновения с противником. Психологическими факторами здесь выступают состояние одиночества, концентрации на каждом действии двигательного характера;
- Виды спорта с непосредственным столкновением с противником. Они требуют острой наблюдательности, быстрого мышления, развитого воображения творческого характера, умения самостоятельно принимать решения.
- Виды спорта, которые требуют соревнования с несколькими противниками одновременно. Главным психологическим фактором здесь является сосредоточенность на себе и четкое стремление к цели, без отвлечения на что-то другое [8].
Каждой группе соответствуют свои психологические особенности. И каждый вид спорта имеет свои индивидуальные особенности и психологические характеристики.
Так, использование всего разнообразия психологических средств, методов психологической подготовки, которые базируются на строго индивидуальных особенностях личностного и психосоматического характера каждого спортсмена, оказывают прямое воздействие на формирование личностных характеристик спортсмена [9].
Характер проведения соревнований вида спорта, а также учет внешних и внутренних факторов стрессового характера, формирует необходимые качества личности, которые отвечают за качественное преодоление тревожности и стресса в соревновательной деятельности профессионального спорта. Физическое и психологическое благополучие спортсмена, его успехи и достижения, удовлетворенность собой в спорте, его самооценка напрямую зависят от своевременной и правильно оказанной ему психологической помощи.
Литература:
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Перре; СПб.: Речь, 2020. Вайнштейн, И. К. Эмоциональные структуры мозга и сердца. М., 2020.
- Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Феникс, 2021.
- Ильин Е. П. Психология спорта: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2022.
- Курашвили В. А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: Издательство «МедиаЛабПроект», 2018.
- Ольшанникова А. Е. О некоторых физиологических коррелятах эмоциональных состояний // Проблемы дифференциальной психофизиологии: сб. научн. ст. М.: Просвещение, 2020.
- Федоскина Е. М. Методы психологической реабилитации спортсменов, находящихся в состоянии перенапряжения // Рудиковские чтения: матер. VI Международной научной конференции психологов физической культуры и спорта. М., 2018.
- Фролов М. Ф. Психофизиологический стресс и качество деятельности человека-оператора // Психическая напряженность в трудовой деятельности: сб. научн. ст. М., 2018.
- Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптации при остром действии стресс-факторов. Кишинев: Изд-во Штиинца, 2020.
- Шагиев Р. М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. канд. псих. наук. Ярославль, 2019.