Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жесткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. Спортивная мотивация является одной из наиболее актуальных проблем в психологии спорта.
Интерес к исследованиям мотивационного климата спортивной деятельности активизировал разработку диагностических инструментов для установления его особенностей. К настоящему времени в зарубежной психологии спорта применяются разработанные для этого опросники, схемы структурированного наблюдения, интервью. Психологами спорта ведется активная работа по адаптации англоязычных опросных методик диагностики мотивационного климата для использования в различных странах. Она связана с получением эмпирических данных, позволяющих определить степень универсальности закономерностей, установленных в исследованиях мотивационного климата. Результаты исследований данного направления, проведенных в различных странах с участием спортсменов, занимающихся различными видами спорта, свидетельствуют в пользу сходства механизмов регулирующего влияния мотивационного климата на деятельность спортсменов [1, с. 86].
Результаты зарубежных исследований подтверждают мнение о том, что отношения между тренером и спортсменом влияют на мотивацию спортсменов. Отношения тренера и спортсмена играют важную роль в процессе тренировки, поэтому в течение последних десятилетий психологи, социологи и педагоги уделяли большое внимание отношениям тренера со спортсменами [2, с. 167].
Спортивная деятельность непосредственно связана с формированием мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимают всю имеющуюся у данного человека совокупность мотивов, потребностей, целей, интересов, установок и других мотивационных образований.
Некоторые зарубежные ученые утверждают (Roberts, 2001), что мотивацию лучше всего рассматривать с социальной когнитивной точки зрения, не как функцию возбуждения, а скорее как функцию целей, стоящих перед мотивированной деятельностью [4, с. 205]. Другие считают, что мотивация отвечает на вопрос: «Почему мы это делаем?».
Мотивационный климат — это термин, который возник в теории достижения целей [2, с. 168]. Под мотивационным климатом понимается система ожиданий, ценностей, поощрений и порицаний, задаваемая социальным окружением спортсменов, оказывающая влияние на становление их собственной мотивации [1, с. 87].
Зарубежные ученые относят термин «мотивационный климат» к восприятию ситуационных ожиданий, которые способствуют постановки цели. Вариации в поведении можно объяснить влиянием разных людей на мотивационный климат [4, с. 205].
Во многих исследованиях сравниваются два типа мотивационного климата. Это климат, ориентирующий спортсменов на самосовершенствование и достижение поставленных целей, обозначаемый как ориентация на задачу, и климат, ориентирующий на самоутверждение, названный ориентацией на себя.
Эмпирические данные зарубежных исследователей подтверждают теоретическое положение о том, что мотивационный климат, ориентированный на задачу, связан с адаптивными когнитивными, аффективными и поведенческими моделями, в отличие от климата, ориентированного на себя. Спортсмены, ориентированные на задачу, понимают, что тренер помогает улучшить их навыки. Такие спортсмены считает, что ошибки являются частью процесса обучения и получают удовольствие от процесса тренировки [4, с. 205].
Спортсмены с мотивационным климатом, ориентированным на себя, получают удовлетворение лишь при сравнении себя с другими. Для них важна конкуренция с товарищами по команде. Это может создавать чувство тревоги, дискомфорт, вызвать снижение усилий спортсмена [2, с. 170].
Ориентация «на задачу» проявляется в стремлении человека, несмотря на трудности, достичь целей своей деятельности. Исследования показали, что наиболее эффективно действуют люди, мотивированные «на задачу», менее эффективно — «на себя».
Мотивационный климат, ориентированный на задачу, способствует полной и устойчивой вовлеченности спортсменов в спортивную деятельность. Она проявляется в уверенности в достижимости целей, в удовольствии от занятий, готовности прилагать усилия для повышения мастерства, в настойчивости в достижении целей и преодолении трудностей.
У спортсменов, ориентированных на задачу, редко возникает желание прекратить занятия спортом, их интерес к тренировкам и соревнованиям устойчив, несмотря на возникающие в процессе подготовки трудности.
Мотивационный климат, ориентированный на задачу, с большей вероятностью вызывает у спортсменов удовольствие от занятий спортом, оптимальный уровень эмоционального напряжения.
Спортсмены, ориентированные на задачу, предпочитают такие задания, которые воспринимаются как вызов, требующий мобилизации усилий.
Мотивационный климат, ориентированный на задачу, способствует поддержанию у спортсменов уверенности в своих силах, сохранению уверенности после единичных неудач.
Спортсмены, ориентированные на задачу, более устойчивы к стрессу и меньше подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению со спортсменами, ориентированными на себя
Ориентация «на себя» заключается в том, что главным для субъекта выступает получение какой-либо личной выгоды, в том числе и решая общественно важные задачи.
Спортсменам, ориентированным на самоутверждение, свойственна низкая устойчивость интереса к занятия спортом, и более высокая, чем у спортсменов, ориентированных на задачу, вероятность прекращения занятий.
Мотивационный климат, ориентированный на себя, сопряжен с возникновением у спортсменов чувства напряженности, тревоги, давления извне.
Ориентация спортсменов на самоутверждение побуждает к предпочтению заданий, дающих возможность продемонстрировать свое превосходство при минимуме усилий, то есть явно оказывающихся ниже их возможностей.
Мотивационный климат, ориентированный на себя, может стать причиной снижения уверенности спортсменов в себе под влиянием неудачи и ослабления настойчивости в преодолении трудностей [1, с. 87].
Согласно зарубежным исследованиям, спортсмены, ориентированные на себя, чаще испытывают эмоциональное выгорание, чем спортсмены с ориентацией «на задачу».
Согласно теории целей достижения, целевые установки личности формируются под влиянием мотивационного климата, сложившегося на основе влияния значимых лиц из социального окружения.
В исследованиях мотивационного климата в спорте долгое время основное внимание уделялось мотивационному климату, задаваемому тренером. Эти исследования обнаружили существенные различия в основных признаках мотивационного климата, ориентированного на задачу или на самоутверждение, а также в особенностях влияния каждого вида мотивационного климата на деятельность спортсменов [1, с. 88].
Начало занятий спортом часто рассматривается как ключевая возможность для развития навыков детей, чувства их собственного достоинства и поддержание здоровья благодаря физической активности. Следовательно, мотивация детей к занятию спортом является ключевым моментом для исследователей, тренеров, родителей и учителей. Во-первых, развивать двигательные способности (такие как координация, время реакции) лучше в более раннем возрасте. Во-вторых, занятие спортом — это прекрасная возможностью улучшить базовые моторные навыки. В-третьих, способность создать и поддерживать оптимальный мотивационный климат спортсменов, благоприятно повлияет на удовольствие от занятий и моторное обучение. Это подчеркивает важность того, что для обеспечения оптимальной мотивации, необходимо понимать среду, окружающую спортсменов и уметь влиять на нее. Следовательно, необходимо изучать влияния тренеров, родителей и сверстников на мотивацию спортсменов [3, с. 196].
Тренер, родители и сверстники, взятые вместе, могут влиять на подавляющее большинство решений спортсмена. Влияние родителей самое глобальное, в то время как тренеры будут оказывать мотивационное влияние, как правило, в спорте, но не в школе или дома, сверстники также на ситуационных уровнях, например в конкретных ситуациях в конкретный момент времени [5, с. 300].
Согласно опыту зарубежный исследователей, тренер оказывает большее влияние на то, как спортсмены выполняют свою роль, учатся и оценивают себя, тогда как влияние родителей было наиболее существенным с точки зрения поддержки участия и обучения детей. И родители, и тренеры оказывали свое влияние через лидерство, аффективные реакции и свое поведение. Сверстники оказывали влияние на мотивацию спортсменов через конкурентное поведение, коммуникации и социальные отношения между ними.
Исследования в области молодежной спортивной мотивации в основном сосредоточены на влиянии со стороны взрослых (например, родителей, тренера или учителя физкультуры), а влиянию сверстников не уделяется должного внимания. Это опрометчиво, так как и взрослые, и сверстники могут одинаково влиять на мотивацию спортсменов
В настоящее время мало что известно о влиянии сверстников на мотивационный климат спортсменов. Для решения этой исследовательской задачи зарубежные исследователи провели интервью с последующим анализом, чтобы выделить факторы, которые лежат в основе мотивационного климата, создаваемого сверстниками в молодежном спорте. Были опрошены спортсмены в возрасте от 12 до 16 лет, занимающиеся как индивидуальными, так и командными видами спорта. В ходе этого расследования ученые пытались выявить воспринимаемый мотивационный климат, включающий аспекты социальной принадлежности и автономии, а также вопросы достижения и компетентности. Исследователи подчеркнули, что отношения сверстников могут благоприятно влиять на физическую активность и наоборот. Как показывают процентные показатели, важность влияния сверстников на мотивационный климат была представлена во всей выборке в процентах от 43 до 100 [2, с. 171].
Опираясь на зарубежную литературу по спортивной психологии, можно предположить, что сверстники оказывают существенное влияние в молодежном спорте и их мнение становится все более важными по мере взросления детей. Например, дети в возрасте около 10 лет предпочитают учитывать мнение взрослых, чтобы судить о их компетентности, а подростковом возрасте — центральном источником информация о компетентности является обратная связь по принципу «равный равному», то есть детям необходимо мнение сверстников [3, с. 195].
Литература:
- Горская Г. Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов. Физическая культура, спорт — наука и практика. № 4. 2016 стр. 85–91.
- Alvarez M. S. The coach created motivational climate, youth athletes well-being, and intension to continue participation / M. S. Alvarez, I. Balaguer, I. Castello, J. L. Duda // Journal of clinical sport psychology. — 2012. — V. 6. — Рp. 166–179.
- Curran T. Relationship between the coach-created motivational climate and athlete engagement in youth sport / T. Curran, A. Hill, H. K. Hall, G. E. Jowett // Journal of sport and exercise psychology. — 2015. — V. 37. — Pp. 193–198.
- Heuze J. P. The Relationships of Perceived Motivational Climate to Cohesion and Collective Efficacy in Elite Female Teams Journal of applied sport psychology, 18: 201–218, 2006.
- Theeboom, M., DeKnop, P., & Weiss, M. R. (1995). Motivational climate, psychological response, and motor skill development in children’s sport: A field-based intervention study. Journal of Sport and Exercise Psychology, 17, 294–311.