Педагогика и психология воспитания и самовоспитания раскрывает как внешние воздействия на воспитанников со стороны воспитателей (родителей, педагогов), так и внутренние механизмы усвоения необходимых норм поведения, происходящие во время этих воздействий (мотивы, интересы, потребности, идеалы, стимулы и т. д.).
Традиционный подход к теории и методике воспитательной работы с детьми школьного возраста предполагает концепцию, при которой отдельно раскрывается методика формирования мировоззрения или умственное воспитание, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, экологическое, экономическое, религиозное и другие направления воспитания и самовоспитания. В настоящее время поднимаются все чаще проблемы взаимосвязи воспитания и самовоспитания нравственности и воли [2].
Специфика спортивных единоборств требует учета эмоциональных переживаний по случаю спортивных побед и поражений. Нравственно-волевое самовоспитание является неотъемлемым элементом учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Специфика вида спорта, уровень квалификации юных спортсменов, их возрастные и половые различия, индивидуальные особенности интеллектуального, психологического и физического развития и уровня воспитанности требуют от спортивных педагогов применения как общих, так и специальных методов воспитательной работы [5].
Важным моментов в воспитательном процессе юных борцов является применение воспитательных технологий направленных на самовоспитание.
В теории и методике юношеского спорта главное внимание всегда уделялось вопросам воспитания. Под термином «воспитание» в новом, современном, прочтении понимается не что иное, как создание условий для самовоспитания.
Для повышения эффективности физического и нравственно-волевого самовоспитания необходим комплекс педагогических технологий, в котором имеют место педагогическое просвещение юных спортсменов в различных формах (беседы, лекции, диспуты), игры, особенно в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, освоение и совершенствование методов самовоспитания применительно к спортивным тренировкам и соревнованиям.
Уже на самом первом этапе занятий спортом нужно увлечь юных спортсменов идеей самовоспитания, которое является фундаментом для достижения высокого спортивного результата и воспитания юного спортсмена как личности, творческой личности. Чтобы научить творческому отношению к воспитанию своей личности, тренеры должны уметь найти границу перехода от воспитания к руководству процессом самовоспитания.
Успешному переходу от воспитания к самовоспитанию в спортивной деятельности способствует ряд условий, которые должны учитываться в работе спортивных педагогов:
- сравнительно высокий уровень самостоятельности юных спортсменов по отношению к школьникам, не занимающимся спортом;
- стремление юных спортсменов к самопознанию в различных ситуациях, познанию своих соперников и товарищей по команде;
- наличие интереса к овладению методами саморегуляции, регуляции своих эмоциональных состояний, особенно при спортивных неудачах и поражениях;
- наличие у большинства занимающихся «идеала», к которому они стремятся (выдающегося спортсмена, чемпиона, сильного, смелого, волевого человека);
- ведение дневников самоконтроля начиная с первых спортивных тренировок и соревнований [6].
В ходе учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, как и во всех видах воспитания, необходима сознательная активность воспитуемого в решении образовательно-воспитательных задач. По определению Л. П. Матвеева, формирование лишь тогда может считаться достаточно эффективным, когда оно перерастает в самовоспитание [3]. Период социальной и спортивной адаптации — серьёзное испытание для старших подростков. Надо освоиться с новой обстановкой, коллективом, затрачивая дополнительные условия на привыкание к режиму учебно-тренировочных занятий и т. д. Поэтому большое значение в развитии положительных качеств спортсменов-школьников имеет правильно организованное руководство их самовоспитанием [4].
Рассмотрим общие педагогические технологии, которые присущи педагогике дополнительного образования:
1) Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определённая методологическая, философская позиция;
2) Технологическая цепочка педагогических воздействий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, направленными на конкретно ожидаемый результат;
3) Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность тренеров и юных спортсменов на добровольной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциализации, реализации человеческих возможностей с учётом возраста, пола, спортивной специализации, использования диалоги, общения, взаимной помощи и заботы;
4) Поэтапное планирование и последовательное воплощение педагогической технологии должно быть с одной стороны воспроизводимо любым детским тренером, с другой должно гарантировать достижение планируемых результатов (достижение определённого уровня воспитанности, спортивных результатов, повышение статуса юного спортсмена в школьном и спортивном коллективе и т. д., т. е. определённого стандарта);
5) Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструкции измерения учебно-воспитательной работы [2].
Общими условиями, которыми могут руководствоваться педагоги дополнительного образования при реализации учебно-воспитательных технологий, являются современные тенденции и направления в педагогической науке и практике: развивающее обучение, целостный подход к личности занимающихся, гуманизация и демократизация системы образования и воспитания.
К специфическим условиям относятся: присущая спорту соревновательная деятельность, элементы соперничества во время спортивных тренировок и соревнований; как результат, глубокие психологические и эмоциональные переживания тренеров и юных спортсменов; ориентация в конечном счёте достижение высокого спортивного результата как необходимой оценки деятельности тренера и юного спортсмена.
Рассмотрим цикличность и этапность в работе детских тренеров. Имеются в виду годичные циклы и этапы применительно к различным группам юных спортсменов: группам начальной подготовки, учебно-тренировочным группам, группам спортивного совершенствования [1].
Годичный цикл воспитательной работы в зависимости от конкретной позиции и цели тренеров может быть направлен на воспитание, перевоспитание и в конечном счёте на руководство процессом самовоспитания своих воспитанников. Так, в группах начальной подготовки, которые имеют текучесть, состав не всегда постоянный, идёт отбор, в комплектовании группы можно проследить три этапа:
- I этап направлен на повышение интереса юных спортсменов к избранному виду спорта, к своему физическому и духовному совершенству;
- II этап связан с овладением элементарными знаниями, умениями и навыками по использованию занятий спортом в воспитательных целях;
- III этап чаще всего ориентирован на создание условий для дальнейших занятий избранным видом спорта.
Годичный цикл педагогических технологий для учебно-тренировочных групп, которые, как известно, имеют постоянный состав, органы самоуправления, постоянное участие в спортивных соревнованиях и другие существенные отличия от групп начальной подготовки. Этапы годичного цикла имеют следующую направленность:
- I этап «оздоровительно-побуждающий» — связан с изучением индивидуальных физических, педагогических и других особенностей, с целью выбора оптимальных для каждого занимающегося педагогических воздействий;
- II этап «поддерживающий», направлен на формирование мотивационных потребностей, нормализацию поведения во время тренировок и соревнований, умений самооценки и самоконтроля;
- III этап связан с разработкой перспектив для дальнейшего уровня воспитанности, преодоление некоторых негативных явлений.
Завершение занятий и переходов в учебно-тренировочных группах в группы спортивного совершенства обычно происходит на возрастном этапе, граничащем со старшим подростковым возрастом (24–15 лет) к юношескому возрасту (16–18 лет). К этому моменту юные спортсмены учебно-тренировочных групп достигают уровня 3–2 разряда, а иногда и более высокого уровня.
Годичный цикл педагогических технологий для групп спортивного совершенства строится по следующим этапам:
- I этап связан с созданием более благоприятных условий для спортивного и духовного совершенства занимающихся (увеличение тренировочной работы по количеству тренировок и их продолжительности, объёма самостоятельной работы вне тренировок, составление дневников самоконтроля и т. д.).
- II этап характеризуется поиском наиболее приемлемых для данного юного спортсмена элементов техники и тактики вольной борьбы в единоборствах, это чаще всего отработка «коронных приёмов», осуществляется также поиск индивидуальной методики регуляции эмоциональных состояний, составление индивидуальных планов тренировочной работы в подготовительный, переходный и соревновательный периоды.
- III этап в общепедагогическом плане можно назвать этапом «профессиональной ориентации»; юные спортсмены как правило в этом возрасте заканчивают школу, готовятся к сдаче государственных экзаменов, становятся зрелыми, взрослыми людьми [1].
В дальнейшем разрабатывая теоретические и практические аспекты педагогических технологий для педагогов дополнительного образования внешкольных учреждений важно овладеть системными технологиями работы с коллективами юных спортсменов и отдельными личностями в зависимости от уровня воспитанности коллектива и каждого спортсмена. Здесь особое значение приобретают сведения о профессиональных и личностных качествах педагогов (задатки, способности, активная позиция, поиск оптимальных путей педагогических технологий на основе теории и практики).
Литература:
1. Бабаков А. И., Магомедов Н. М. Самовоспитание юных спортсменов: Учебн.пос. — Владимир: ВГПУ, 1996. — 75с.
2. Бабаков А. И. Педагогическая техника в детском спорте. // Спорт для всех, 200, № 4, с. 23–24.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры — М.: ФиС, 1991. — 543с.
4. Родин М. А. Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса. // Физическая культура, 2003, № 4, с.17–19
5. Филин В. П. Теория и методика Юношеского спорта. — М.: ФиС, 1987.
6. Филин В. П. Исследование проблемы воспитания и самовоспитания юных борцов. // Физическая культура, 1999, № 3–4, с.2–6.