Совершенствование занятий по борьбе на поясах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 04.03.2016

Статья просмотрена: 345 раз

Библиографическое описание:

Шоалимов, М. А. Совершенствование занятий по борьбе на поясах / М. А. Шоалимов, Ш. М. Мухамеджанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 758-761. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26554/ (дата обращения: 16.12.2024).



Подготовленность спортсмена, его спортивное мастерство включают в себя комплекс различных характеристик, показателей, параметров и условий, которые необходимо оценивать или определять в качественной форме. Выявление этих значений может происходить постоянно, либо периодически в ходе проведения этапного контроля. Это позволяет на высоком уровне решать задачи по управлению динамикой мастерства в различных видах спорта на основе организации достоверного и систематического информационного обеспечения спортивной подготовки.

Целями обучения и воспитания в общеобразовательной школе являются:

  1. Создание основ гармонического физического и двигательного развития детей. В целях его выполнения планируется обучение и совершенствование на уроках комплексных общих упражнений, развивающих двигательные качества.
  2. Совершенствование основ прикладных и овладение новых двигательных навыков и умений, игр, строевых и общеразвивающих упражнений. Разносторонние игры должны продолжить физическое, психологическое, умственное, интеллектуальное развитие и совершенствовать другие положительные качества учащихся.
  3. Комплексное развитие двигательных способностей. При этом необходимо гармонично сочетать силовые способности с гибкостью или с ловкостью, выносливость со скоростью. Для дальнейшего совершенствования двигательных качеств необходимо менять сочетание физических качеств.
  4. Овладение доступными для соответствующего возраста знаниями, значениями в терминологии, техникой исполнения и применения физических упражнений. Для этого необходимо давать такие команды для строевых упражнений, где их выполнение требует ориентации в пространственном ощущении.
  5. Воспитание нравственных добродетелей и волевых черт в качестве условия для полного развития личности. В этих целях с ранних лет необходимо приучать школьников проявлению гуманизма к слабым, помощи старшим по возрасту, не используя физические качества на плохие поступки.
  6. Формирование позитивного отношения к двигательной активности, умениям и навыкам в групповых физических упражнениях, повышающих генетически заложенную у детей «любовь к движению», с помощью которых развитие двигательных качеств будет совершенствоваться непрерывно.

В видах борьбы огромное значение имеет система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности при дефиците времени для восприятия и анализа ситуаций, принятия и реализации решений, при активном противодействии соперников. Здесь от борцов требуется не только точность восприятия объектов, быстрого реагирования и выполнения двигательных действий, но и оперативная мыслительная деятельность, обеспечивающая анализ ситуации, выбор и реализацию оптимального решения из ряда альтернатив. Ведь успешная соревновательная деятельность в видах борьбы предполагает наличие у спортсменов постоянного стремления к совершенствованию мастерства, поиску неожиданных решений, возникающих задач, настойчивости, решительности, сложности, сообразительности, эмоциональной устойчивости, широкого распределения, быстрого переключения и устойчивости внимания, точности сложных двигательных реакций, лёгкости образования и перестройки двигательных навыков.

Борцы высокого класса обладают высоким интеллектуальным уровнем, позволяющим им не только осознавать своё место в спорте, социальную значимость спортивных достижений, творчески подходить к решению тренировочных задач, но и даёт уверенность в своих действиях. А также чёткое представление о своих возможностях, способность предельно мобилизовать их в борьбе не только с равными, но и с более сильными соперниками, эмоциональную устойчивость и способность к самоконтролю.

Спортивная деятельность борца проходит в условиях сильно сбивающих факторов, таких как утомление, сопротивление противника и психическое напряжение. Исследования, проведённые различными авторами, свидетельствуют о том, что в борцовском поединке в наибольшей степени проявляются следующие психомоторные и интеллектуальные способности: чувство времени, пространство и усилия, быстрота оперативного мышления, а также некоторые психофизиологические особенности высшей нервной деятельности, рассматриваемые в качестве задатков.

Экспериментальные данные, приведённые в работах О. А. Сиротина (1996), позволяют заключить, что специальные способности борцов определяются комплексом моторных, сенсорных и интеллектуальных функций. При этом результативность атакующих действий борца обеспечивается психомоторными функциями, которые определяют скоростно-силовые и пространственные параметры двигательного навыка бросков, особенно, функциями дифференцирования временных, силовых и пространственных параметров движения. Эффективность атакующих действий характеризуется количеством неудачных попыток, что является несвоевременностью начала атакующего действия, несоответствия начала моменту возникновения благоприятной динамической ситуации, возникшей в ходе поединке. Важнейшим признаком благоприятной динамической ситуации для выполнения технических действий является потеря равновесия в ходе целенаправленных действий.

Для проведения технико-тактических действий борец должен, во-первых, быстро оценить момент потери противником равновесия или предвидеть его возникновение; во-вторых, моментально решить тактическую задачу (выбрать определенное действие в сложившейся ситуации и целесообразно его использовать); в-третьих, быстро реализовать принятое решение.

Значит, реализация благоприятной динамической ситуации в борцовском поединке должна осуществляться с помощью сенсомоторных реакций (простых, сложных или антиципирующих), соответственно, с большим или меньшим, участие оперативного мышления, а также специальными координационными способностями и выносливостью. Поскольку известно, что развивающееся утомление снижает уровень сенсорных процессов и быстроты.

Следовательно, активность борца в поединке связана с возможностью выполнения максимального или оптимального количества двигательных и мыслительных действий в единицу времени. Следует учитывать, что выполнение действий в высоком темпе обусловливается быстротой сенсорного реагирования и быстротой оперативного мышления, а также специфической выносливостью. При этом объём технико-тактических действий зависит от количества приёмов, освоенных борцом, который может быть обусловлен быстротой реакции выбора. Кратковременность благоприятной динамической ситуации ограничивает время на её реализацию.

Естественно, что по мере внедрения информационных технологий в содержание образования по физической подготовке обучающихся учителю/тренеру физического воспитания стали предъявляться соответствующие требования к повышению образовательного и технического уровня, умению пользоваться информацией, ее обработкой и применением на практике. При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Таким образом, физическая культура и спорт рассматриваются сегодня в Узбекистане как неотделимая часть общей культуры нации, основа обеспечения физического и нравственного совершенствования каждого гражданина страны.

Литература:

  1. Материалы международного форума «Духовно-нравственные основы общества в системе социальной поддержки детства и семьи». 20–21 ноября 2012 года. — Т.: РЦСАД, 2012. — 376 с.
  2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Шамсиева И. К. Учебно-методический комплекс по курсу «Виды спорта дошкольного и начального образования» по специальности 5112000 — «Физическая культура». — Навои: НГПИ, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): благоприятная динамическая ситуация, действие, оперативное мышление, борцовский поединок, вид борьбы, качество, способность, упражнение, эмоциональная устойчивость.


Задать вопрос