Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе
Авторы: Нигматзянова Ойгыль Салихзяновна, Ситников Анатолий Анатольевич, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 18.10.2013
Статья просмотрена: 256 раз
Библиографическое описание:
Нигматзянова, О. С. Особенности социализации и самореализации подростков в тайском боксе / О. С. Нигматзянова, А. А. Ситников, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4363/ (дата обращения: 17.12.2024).
Особенности и возможности социализации и самореализации подростков уникальны в постановке и решении субъектно-средовых противоречий, где опыт определения составных «хочу — могу — надо — есть» в контексте субъектной и мультисредовой позиции и пространственно-временных возможностей и ограничений определяет способы и формы, ресурсы и методы разрешения проблем социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения.
Попытаемся рассмотреть и уточнить общепедагогические понятия «социализация», «самореализация», «саморазвитие», «самосовершенствование», а также понятия «социализация подростков через тайский бокс», «самореализация подростков в тайском боксе», «саморазвитие подростков в тайском боксе», «самосовершенствование подростков в тайском боксе», привести пример теоретико-эмпирического доказательства возможности социализации и самореализации спортсменов через тайский бокс на примере Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» (МБОУ ДОД «ДЮСШ»), г. Киселевск, Кемеровской обл.
Под социализацией будем понимать процесс многофакторного, мультиступенчатого, полиуровневого включения личности в систему социальных и социально-профессиональных отношений, определяющих способы и формы, средства и ресурсы, методы и принципы самоидентификации, самовыражения, самореализации и самосовершенствования, где продукты деятельности личности оцениваются субъектами и группами субъектов (микро-, мезо-, макро- и мегагруппы), а качество деятельности предопределяет социальную страховку личности на протяжении всего периода жизнедеятельности (Нигматзянова О. С., 2013).
Под социализацией подростка через тайский бокс будем понимать процесс включения подростка в систему субъектно-средовых отношений, где приоритеты вершин мастерства и становления личности спортсмена в тайском боксе предопределяют выбор и решение субъектно-средовых противоречий в структуре акметраектории становления и развития личности спортсмена, где приоритеты и ценности формирования и становления определяют дальнейшие пути самореализации в микро-, мезо-, марко- и мегасредовых отношениях в контексте модели непрерывного профессионального образования, реализующего идеи включения личности в образовательный процесс на протяжении всего периода жизнедеятельности, где тайский бокс представляет собой основу, качество и ресурс всех новообразований и продуктов становления личности (Нигматзянова О. С., 2013).
Саморазвитие — процесс и результат самостоятельного выбора способов и средств достижения вершин становления личности в структуре и формах любой деятельности как ресурса и возможностей получения идеальных и материальных благ личностью, включенной в мультисредовые отношения и объективные условия познания основ и продуктов социального и личностного в человеке и среде (Нигматзянова О. С., 2013).
Саморазвитие подростка через тайский бокс — это мультифакторный ресурс становления личности в условиях непрерывного профессионального образования, где тайский бокс как вид деятельности определяет перспективы дальнейшего выбора приоритетов и способов достижения вершин в различных направлениях ведущей деятельности и общения (Нигматзянова О. С., 2013).
Самосовершенствование — процесс всестороннего роста личности в системе социальных и социально-профессиональных ролей, связей, отношений, приоритетов, специфики самоидентификации, самообследования и самопрезентации, предопределяющих качество и возможности дальнейшего создания материальных и моральных благ в микро-, мезо-, макро- и мегасредах и масштабах (Нигматзянова О. С., 2013).
Самосовершенствование подростка в тайском боксе — это процесс постепенного, своевременного повышения уровня сложности и трудности в структуре занятий тайским боксом в системе тренировочно-соревновательной деятельности, предопределяющих дальнейший успех в реализации целей и задач спортсмена, занимающегося тайским боксом (Нигматзянова О. С., 2013).
Самореализация — целенаправленный, целостный процесс ситуативного, своевременного выявления и модификации субъектно-средовых противоречий, предопределяющих развитие личности и продуктивную состоятельность социальных и профессиональных отношений как личности, так и группы, в которую включена личность, распределяющая нагрузку и усилия по качественному решению проблем и дилемм, системно реконструирующих способы и средства, методы и ресурсы ведущей деятельности и общения личности, включенной в социально-профессиональные отношения в условиях непрерывного профессионального образования (Нигматзянова О. С., 2013).
Самореализация подростка в тайском боксе — это процесс и результат включения личности подростка-спортсмена, занимающегося тайским боксом, в процесс оптимального подбора уровня соревнований и способов достижения вершин, предопределяющих качество описываемого процесса и, как следствие, его результат (Нигматзянова О. С., 2013).
Попытаемся определить систему принципов педагогического взаимодействия тренера и подростков, занимающихся тайским боксом:
1. Принцип научно-педагогической и методико-методологической поддержки молодого спортсмена, занимающегося тайским боксом (Нигматзянова О. С., 2013):
- принцип последовательности, согласованности, системности, систематичности, прочности в структуре формируемых качеств и компетенций спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип учета достоверной, объективной информации о процессах и качестве тренировок по тайскому боксу;
- принцип своевременной смены тренировок и отдыха в структуре ведущей деятельности спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип оптимального подбора форм, методов, средств, ресурсов, системы принципов и условий занятий тайским боксом;
- принцип верификации истинности модели саморазвития и самореализации спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип единства социализации, самореализации, самосовершенствования и саморазвития;
- принцип поиска «акме» в структуре модификации модели социализации и самореализации;
- принцип культуро- и природосообразности в подготовке спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив при учете целей и ценностей педагогически обусловленных процессов.
2. Принцип формирования самостоятельности в контексте формируемых и развиваемых (с точки зрения педагогики и психологии) качеств, свойств личности:
- принцип формирования внутренней мотивации к занятиям тайским боксом;
- принцип формирования необходимо высокого уровня притязаний в структуре занятий тайским боксом;
- принцип формирования объективной, позитивной самооценки в структуре общения и занятий тайским боксом;
- принцип учета норм культуры и специфики занятий тайским боксом в структуре подготовки спортсмена, занимающегося тайским боксом;
- принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена, занимающегося тайским боксом, как условие его продуктивной самореализации.
3. Принцип реализации идей непрерывного профессионального образования спортсмена, занимающегося тайским боксом:
- принцип учета основ ЗОЖ в контексте идей непрерывного профессионального образования;
- принцип рационального питания и подготовки в тренировочно-соревновательных периодах занятий тайским боксом;
- принцип включения личности спортсмена, занимающегося тайским боксом, в систему и особенности культуры тайского бокса;
- принцип грамотной смены социально-профессиональных отношений и ролей;
- принцип своевременной профориентации и самоидентификации, самоопределения и самореализации в структуре ведущей деятельности и общения;
- принцип учета системы ограничений и возможностей субъектно-средового пространства как форм представления и отображения ресурсов и продуктов антропосреды.
Данная система принципов педагогического взаимодействия будет неоднократно тренером-преподавателем модифицирована и уточнена в контексте выделяемых направлений.
Наиболее успешными на период 2013 г. (г. Киселевск, Кемеровской обл.) можно считать выступления следующих спортсменов, занимающихся тайским боксом:
- Давтян Юрик Зогракович, 1993 г.р., КМС: 1 место — Первенство Европы по тайскому боксу, 24.05–01.06.2010 г., г. Рим, 1 место — Чемпионат Мира по тайскому боксу, 27.11–05.12.2010 г., г. Бангкок (Таиланд), 1 место — Первенство России по тайскому боксу, 14–18.04.2010 г., г. Санкт-Петербург.
- Нигматзянова Ойгыль Салихзяновна, 1991 г.р., КМС: в 2010 г. стала бронзовым призёром Чемпионата мира по тайскому боксу, на Чемпионате Европы в 2011 г. стала второй среди тайбоксёров, является неоднократным победителем и призёром Всероссийских, региональных, областных и городских по тайскому боксу, за высокие спортивные достижения в 2010 году признана победителем городского смотра-конкурса «Лучший спортсмен года», в ноябре 2009 г. награждена Почётной грамотой Администрации города Киселёвска за большой личный вклад в реализацию государственной политики в г. Киселёвске, награждена Почётной грамотой Администрации города Киселёвска за большой личный вклад в реализацию государственной политики в г. Киселёвске, ноябрь 2009 г., заняла III место — Чемпионат Мира по тайскому боксу, г. Бангкок (Таиланд), 27.11–05.12.2010 г., I место — Кубок России по тайскому боксу, г. Санкт-Петербург, 06–10.10.2010 г., I место — Чемпионат и Первенство Кузбасса по тайскому боксу, г. Киселёвск, 11–13.02.2011 г., I место — Чемпионат Сибирского федерального округа по тайскому боксу, г. Ангарск, 10–12.09.2010 г., I место — Чемпионат и Первенство Кузбасса по тайскому боксу, г. Киселёвск, 19–21.02.2010 г., II место — Кубок России по тайскому боксу, г. Омск, 2010 г., I место — Всероссийский турнир по тайскому боксу памяти героев-спортсменов, павших во время локальных войн, г. Кемерово, 20–23.12.2010 г., I место — Кубок России по тайскому боксу, г. Нижний Новгород, 07–14.03.2011 г., II место — Чемпионат Европы по тайскому боксу, г. Анталия (Турция), 23–29.04.2011 г. (присвоен КМС), обучается на факультете физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии.
- Косых Сергей Викторович, 1994 г.р., КМС, 3 место — Первенство Европы по тайскому боксу, 24.05–01.06.2010 г., г. Рим (Италия).
- Симонян Армен, 1996 г.р.,1 юн. разряд, 1 место — Первенство России по тайскому боксу, 08–12.09.2010 г., г. Анапа, 1 место — Всероссийский турнир по тайскому боксу имени П. Петровского, 20–24.12.2010 г., г. Кемерово.
- Молтянинов Илья, 1994 г.р., 1 юн. разряд, 1 место — Чемпионат и Первенство СФО по тайскому боксу, 10.12.09.2010 г., г. Ангарск.
- Мордовкин Дмитрий, 1994 г.р., 1 юн. разряд, 2 место — Чемпионат и Первенство СФО по тайскому боксу, 10.12.09.2010 г., г. Ангарск.
Данные показатели школы тайского бокса иллюстрируют нам качественную подготовку спортсменов и своевременно модифицируемые процессы социализации и самореализации, саморазвития и самосовершенствования.
Литература:
1. Козырева, О. А. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 97 с.
2. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с.
3. Редліх, С. М. Спадкоємність та парадигмальність сучасної безперервної професійно-педагогічної освіти /С. М. Редліх, Н. В. Маринич, О. А. Козирєва //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ.УН-ТУ ІМ. Т. ШЕВЧЕНКА. ПЕД. НАУКИ. — № 5 (264), 2013. Ч.ІІ. — С.54–61.
4. Марініч, Н. В. Вивчення основ соціальної педагогіки як модель формування гуманістичної спрямованості особистості майбутнього педагога / Н. В. Марініч, О. А. Козирєва, Е. Ю. Шварцкопф, А. І. Платоненко //ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ.УН-ТУ ІМ. Т. ШЕВЧЕНКА. ПЕД. НАУКИ. — № 13 (272), 2013. Ч. ІІ. — С.261–271.