Истоки и проблема социализации, самореализации и самосовершенствования обучающихся в спорте
Авторы: Коломова Дарья Владимировна, Скворцов Сергей Александрович, Козырева Ольга Анатольевна, Горбунова Ирина Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 215 раз
Библиографическое описание:
Коломова, Д. В. Истоки и проблема социализации, самореализации и самосовершенствования обучающихся в спорте / Д. В. Коломова, С. А. Скворцов, О. А. Козырева, И. А. Горбунова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3886/ (дата обращения: 23.11.2024).
Система современного образования уделяет немалое внимание специфике социализации, самореализации и самосовершенствования обучающихся. Одним из направлений социализации, самореализации и самосовершенствования обучающихся является спорт.
Попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация», самосовершенствование» в контексте занятий обучающихся спортом как эталоном и мерилом наивысших достижений в одном или нескольких его направлений, связанных с физической активностью, мастерством владения телом, гибкостью принятий решений в апробации модели ведения борьбы за наивысшие достижения в выбранном виде спорта, а также здоровьесберегающим контекстом профессионального и любительского взаимодействия в спортивной среде как условии сохранения гуманно-личностных отношений.
Необходимость социализации обучающихся объективна, т. к. обществом создаются и реализуются условия ретрансляции социальных ценностей, ролей, отношений, моделей познания и преобразования объективной реальности, позволяющие реализовать идеи гуманно-личностных отношений в преемственной форме ведения социальных отношений и жизнедеятельности. Спорт позволяет социализировать обучающихся через продукты самореализации — это всевозможные призовые места с грамотами, кубками, медалями и пр.
Под социализацией в спорте будем понимать специфический (диалектико-синергетический) механизм социальной среды, ситуативно реконструирующий процесс ретрансляции социального опыта от старшего поколения к младшему, определяющий специфику и иерархии социальных ролей и связей в структуре занятий ФК и спортом, раскрывающих неустанно развивающейся личности способности в поле будущей ведущей деятельности, где спорт выбирается первостепенным направлением/вектором в становлении личности через ведущую деятельность и общение, предопределяющих качество и результаты таких процессов, как самореализация и самосовершенствование.
Под самореализацией в спорте будем понимать процесс и результат самостоятельного поиска условий оптимизации подготовки спортсмена в тренировочно-соревновательном процессе, предопределяющем получение наивысших достижений в выбранном виде деятельности.
Под самосовершенствованием вспорте будем понимать процесс неустанного развития личности через спорт, определяющий акме-приоритеты и достижения в спорте как эталоне жизнедеятельности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах.
Во все времена спорт благодаря своему зрелищному и возвышающему сознание и умы народных масс эффекту, предопределял формирование нравственных отношений, которые с течением времени меняли свои основы и приоритеты, система ценностей в данном ракурсе изучения основ и специфики подготовки будущих спортсменов нами может быть сформулирована в системе принципов социально-педагогического взаимодействия (Д. В. Коломова, 2013):
1. Принцип научно обоснованного, системно и оптимально организуемого выявления акмеперспектив личности будущего спортсмена:
- принцип последовательности, системности и систематичности в подготовке спортсмена;
- принцип прочности и своевременности в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса;
- принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса;
- принцип культуросообразности и природосообразности в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса;
- принцип создания условий для использования ресурсов современного знания и НТП в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса.
2. Принцип единства социализации, самореализации и самосовершенствования в структуре занятий спортом.
3. Принцип историко-инновационного подхода в становлении личности через деятельность и общение:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип единства теории и практики;
- принцип единства материального и духовного начала в реализации полисистемных условий занятий спортом;
- принцип единства цели и ценностей в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса;
- принцип оптимального сочетания современных форм методов социально-педагогического взаимодействия, благоприятно влияющих на внутренний мир личности спортсмена и его достижения;
- принцип преемственности в модели самоопределения, социализации, самореализации, самосовершенствования в полисистемном образовании спорт-наука-искусство-культура.
4. Принцип ограниченности пространственно-временными и материально-техническими условиями в выявлении и постановке основных противоречий занятий спортом.
5. Принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена как иерархии сформированных компетенций самостоятельного поиска и решения проблем самоопределения, социализации, самореализации и самосовершенствования.
6. Принцип объективности и продуктивности в согласованном контексте состоятельности и успешности в структуре занятий выбранным видом спорта.
7. Принцип здоровьесбережения в организации взаимодействия и досуга спортсмена.
Принцип научно обоснованного, системно и оптимально организуемого выявления акмеперспектив личности будущего спортсмена строится в соответствии с рядом принципов, изначально сформулированных в своей работе «Великая дидактика» Я. А. Коменским, и согласованно перестроенных нами в соответствии с современными условиями педагогического взаимодействия — это принцип последовательности, системности и систематичности в подготовке спортсмена, способствующий выделению и реализации принципа прочности и своевременности в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса, который в свою очередь определяется через принцип учета индивидуальных особенностей личности спортсмена в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса. А принцип культуросообразности и природосообразности в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса в единстве с принципом создания условий для использования ресурсов современного знания и НТП в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса отмечают уровень достижения определенного мастерства и качества сформированности способностей, ценностей, компетенций в структуре акмеперспектив (вершин становления и развития личности спортсмена) как точки отсчета и продукта социально-педагогического взаимодействия.
Принцип единства социализации, самореализации и самосовершенствования в структуре занятий спортом определяется потребностью общества в самореализованных субъектах, востребованных и устойчивых, тактичных, гуманных, конкурентоспособных.
Принцип историко-инновационного подхода в становлении личности через деятельность и общение определяется нами через единство сознания и деятельности, теории и практики, материального и духовного начала в реализации полисистемных условий занятий спортом, единства цели и ценностей в планировании и организации тренировочно-соревновательного процесса как эталонов поведения и преобразования социальной среды и внутреннего мира личности, через оптимальное сочетание современных форм методов социально-педагогического взаимодействия, благоприятно влияющих на жизнедеятельность личности спортсмена, через преемственность в модели самоопределения, социализации, самореализации, самосовершенствования, построенных через занятия спортом, наукой, культурой и пр.
Принцип ограниченности пространственно-временными и материально-техническими условиями в выявлении и постановке основных противоречий занятий спортом является следствием положения о нормальном распределении способностей, склонностей, предпочтений всей совокупности субъектов социальной среды.
Принцип формирования культуры самостоятельной работы спортсмена как иерархии сформированных компетенций самостоятельного поиска и решения проблем самоопределения, социализации, самореализации и самосовершенствования определяет специфику решения проблемы поиска ресурсов к наивысшим достижениям в спорте.
Принцип объективности и продуктивности в согласованном контексте состоятельности и успешности в структуре занятий выбранным видом спорта способствует пониманию проблемы социализации, самореализации и самосовершенствования спортсмена, т. к. только объективизм и продуктивные отношений позволяют спортсмену быть успешным и состоятельным в выбранном виде деятельности.
Принцип здоровьесбережения в организации взаимодействия и досуга спортсмена представляет собой идеал, который на практике трудно реализуем, т. к. всем известно, что наивысшие достижения обязательно пагубно сказываются на уровне здоровья личности, но система приоритетов (особенно приоритета здоровья) определяют условия решения выявленных противоречий и закономерностей становления личности спортсмена.
Данная система принципов может быть реконструирована в другую, но специфика моделирования принципов и их сочетание в иерархии должна быть объективна и реализуема, т. к. теоретико-эмпирический анализ формирования ценностей и моделей познания, обучения, самореализации, самосовершенствования, социализации личности не может быть построен без научного осмысления истоков и развития проблем социально-педагогического взаимодействия, где (в нашем случае) спорту выделяется ведущее значение и продукты самосовершенствования и самореализации являются мерой и итогом формирования личности в системе принципов социально-педагогического взаимодействия.
Не всегда удается выделенную систему принципов социально-педагогического взаимодействия использовать для широкого круга субъектов социально-педагогической среды, т. к. нормальное распределение способностей, склонностей, предпочтений и пр. определяется вне зависимости от нашего сознания и сформированности знаний о данном явлении. Поэтому данная система принципов объективно может быть внедрена лишь для 5–7(10) %, находящихся справа под кривой нормального распределения — распределения Гаусса [3].
Проблемы современной педагогической практики обусловлены рядом изменений, происходящих в нашем обществе — это и демографическая ситуация, и законодательная база с низким материальным обеспечением как самого процесса, так и оплаты труда работникам образования, и деформированные условия труда, где защищенность педагога минимальна, а неустанные требования к продуктам его труда необоснованно растут в структуре деформированных эталонов знаний, умений, навыков, компетенций, ценностей и приоритетов социально-педагогического взаимодействия.
Невозможность сохранения высших, общечеловеческих ценностей может поставить наше общество на грань уничтожения, единственно, что вселяет надежды, что 5 % населения в различных областях деятельности (в том числе и спорте) — это фанаты своего дела, которые вне зависимости от материального обеспечения процесса находят способы и реализуют условия оптимального учебно-воспитательного процесса, построенного в соответствии со спецификой выбранного вида спорта, общими закономерностями и принципами организации педагогического взаимодействия, противоречиями пространственно-временного и субъектного генеза, многонациональными приоритетами организации воспитания и обучения подрастающего поколения в структуре занятий спортом, наукой, искусством, культурой и пр.
Качество сформированности ценностей и компетенций может быть отслежено в структуре анализа самопрезентаций (портфолио и профессионально-педагогические кейсы). Традиционные направления анализа — это 1) спорт и достижения в нем; 2) наука, учеба; 3) педагогическая деятельность как высшая ценность в структуре формирования личности будущего педагога о ФК. Данное направление деятельности регулярно осуществляется в системе среднего и высшего профессионального образования (Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва и Кузбасская государственная педагогическая академия) [2].
Литература:
1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. — Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2012. — 79 с. [+приложение на DVD]. — ISBN 978–5-7148–0378–9.
3. Козырева, О. А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 — Физическая культура» / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 114 с. [+приложение на CD]. — ISBN 978–5–85117–496–4.