Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема
Авторы: Гвоздев Леонид Иванович, Романов Юрий Александрович, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)
Дата публикации: 17.02.2014
Статья просмотрена: 165 раз
Библиографическое описание:
Гвоздев, Л. И. Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4965/ (дата обращения: 19.12.2024).
Теория и практика социализации и самореализации обучающихся [1] раскрывает особенности и возможности включения личности в структуру социальных отношений через определенный вид деятельности и общения. Конкретно для спортшколы — это организация тренировок, подготовка и участие в соревнованиях, обеспечивающих выявление сильнейшего в определенном виде спорта или его направлении. Не редко можно встретить, что степень симпатии к тому или иному предмету обучающегося спортшколы или спортивной секции [2] низка, а уровень социализации и самореализации в спорте выше, нежели у других одноклассников СОШ, определивших симпатию к большему количеству учебных предметов и изучаемых дисциплин.
Попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация» и привести на эмпирическом уровне доказательство возможности самореализации и социализации обучающихся спортшколы через одно или несколько видов или направлений спорта.
Под социализаций будем понимать процесс включения развивающейся личности в систему социальных ролей и отношений через различные направления и модели в структуре ведущей деятельности и общения, предопределяющие качество усвоения социальных норм и ценностей, формирование высших антропологически обусловленных потребностей, способов познания и объективного отражения результатов личной практики и полигрупповых отношений как форм сотрудничества, сотворчества и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, определяющих приоритеты накопления и трансформации, ретрансляции и детализации социального опыта как критерия устойчивости и уникальности социальной системы и ее единиц.
Под социализацией обучающихся спортшколы будем понимать процесс включения развивающейся личности молодого спортсмена (обучающегося спортшколы) в систему социальных ролей и отношений через различные направления и модели занятий спортом в тренировочно-соревновательной работе, являющейся на момент рассмотрения ведущей деятельностью, предопределяющей качество усвоения социальных норм и ценностей, формирование высших антропологически обусловленных потребностей, способов познания и объективного отражения результатов личной практики и полигрупповых отношений как форм сотрудничества, сотворчества и взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, определяющих приоритеты накопления и трансформации, ретрансляции и детализации социального опыта как критерия устойчивости и уникальности социальной системы и ее единиц, способов оценки результатов деятельности, непосредственно связанных с выбранным видом спорта как базового направления рассматриваемого процесса, а также возможности включения личности спортсмена в условия непрерывного профессионального образования как будущей социально-профессиональной страховки.
Под самореализацией будем понимать личностно и социально ориентированный процесс поиска и достижения тех выбранных приоритетов и целей ведущей деятельности и общения, в структуре которых личность самостоятельно верифицирует истинность выбранного направления деятельности, качество получаемых ею продуктов в структуре ведущей деятельности и общения, а также возможность самоутверждения в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах через продукты и ресурсы личной практики, деятельности и общения как системно-деятельностных эталонов преобразования объективного в полисмысловых ресурсах продуцирования благ и ценностей.
Под самореализацией обучающихся спортшколы будем понимать ситуативный процесс включения личности обучающегося спортшколы в многомерную практику оптимизации условий и ресурсов самостоятельного определения цели и методов достижения высот, непосредственно связанных с выбранным направлением или видом спорта как способом и продуктом антропологически обусловленной работы по самоутверждению через деятельностно-практические механизмы продуцирования благ и нематериальных ресурсов современной культуры, науки, искусства, определившими спорт одним из направлений социализации и нами описываемого процесса.
Попытаемся выделить систему принципов социализации и самореализации личности обучающегося спортшколы:
1. Принцип научно-обоснованного продуцирования благ и ценностей, продуктов и ресурсов в структуре выбора и реализации одного или нескольких направлений социализации и самореализации через спорт:
- принцип последовательности, системности, систематичности, культуросообразности, природосообразности, прочности, объективности и состоятельности личной практики в освоении социального опыта, принятия социальных ролей и отношений как атрибутов и механизмов становления личности и ее роста и зрелости;
- принцип единства теории и практики в освоении основ того или иного направления спортивной подготовки обучающегося спортшколы;
- принцип единства сознания и деятельности в структуре обогащения личности и верификации ее социального опыта, связанного с различными направлениями спорта, искусства, культуры, науки и пр.
2. Принцип формирования самостоятельности личности в структуре распределения социальных ролей и обязанностей, непосредственно связанных с занятиями физической культурой и спортом:
- принцип формирования культуры самостоятельной работы обучающегося спортшколы как ресурс его самодетерминации, самореализации, самосовершенствования, самоутверждения и социализации;
- принцип единства самовоспитания, самообучения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования и самореализации личности обучающегося спортшколы;
- принцип перехода от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию, от образования к самообразованию, от контроля к самоконтролю;
- принцип формирования объективной, позитивной самооценки обучающегося спортшколы в структуре формирования внутренней мотивации деятельности и необходимого уровня притязаний личности в спорте, науке, искусстве, культуре и пр.;
- принцип формирования потребности у обучающегося спортшколы в занятиях спортом и общении, в получении высоких достижений и сохранении здоровья как уникальной ценности, позволяющей личности самостоятельно осуществлять все виды ведущей деятельности на протяжении всего периода жизнедеятельности.
3. Принцип формирования ценностно-смысловых основ социально-педагогического взаимодействия, социализации и самореализации личности в структуре занятий физической культурой и спортом:
- принцип единства ценностей, ценностей и смыслов в структуре становления и развития личности в деятельности и общении, непосредственно связанных с выбранным видом спорта;
- принцип гуманизации социализации и самореализации личности, построенных в соответствии с учетом индивидуальных особенностей и специфики их нормального распределения, требований общества и приоритетов государственной политики в области образования и культуры, спорта и искусства;
- принцип синергетической самоорганизации в структуре выбора того или иного вида спорта обучающимся спортшколы.
4. Принцип оптимизации условий и качества общей физической подготовки обручающегося спортшколы.
5. Принцип верификации возможностей специальной физической подготовки в акмепроектирования и самореализации личности обучающегося спортшколы.
6. Принцип пропаганды здорового образа жизни через систему занятий физической культуры и спортом.
7. Принцип включения личности обучающегося в условия современного непрерывного профессионального образования:
- принцип акмепроектирования в различных направлениях социализации и самореализации личности — спорт, наука, искусство, культура и пр.;
- принцип создания социально-педагогической среды, обеспечивающей сохранение идей гуманизма и продуктивности в структуре занятий спортом;
- принцип объективизма и субъектного контроля в постановке и решении, оценке и практике определения субъектно-средовых противоречий как ресурсах развития и общества, и личности.
Проиллюстрируем на примере ДЮСШ № 2 (г. Новокузнецк) особенности самореализации и социализации обучающегося спортшколы, так спортшколы была основана в 1976 г., численность воспитанников на 2012/2013 уч. год составляет 776 чел., сейчас работают 19 тренеров-преподавателей, из них 1 тренер является отличником ФК и С, 1 тренер — почетный работник общего образования РФ. В ДЮСШ № 1 (г. Новокузнецк) реализуются образовательные программы по 9 видам спорта: футбол, волейбол, баскетбол, бокс, хоккей, пауэрлифтинг, художественная гимнастика, фитнес-аэробика, рукопашный бой. Приведем некоторые данные в достижении вершин овладения того или иного вида спорта обучающимися спортшколы:
Волейбол: «Турнир по волейболу памяти В. Г. Мальцева», 17–20.10.2013 г., г. Томск, — первое место (1998–2000 г.р.); «Открытое первенство по волейболу», 26–27 октября 2013 г., г. Новокузнецк, — первое место среди девушек 2001–2002 г.р.; 13–15 декабря 2013, г. Междуреченск, Открытое первенство «КДЮСШ спорт игры» по волейболу среди девушек 2002–2003 г.р. — первое место (тренер Селиванов В. Л.).
Бокс: «Первенство Кузбасса», — первое место Владимир Хафизов; турнир имени В. Х. Тороша, г. Осинники, — в разных весовых категориях победили Владимир Хафизов, Никита Юдаков, Дмитрий Леухин, — тренер Н. Е. Бондарев.
Рукопашный бой: «Первенство Российской Федерации по рукопашному бою среди юношей и девушек 14–17 лет» Куренкова Галина — 1 место, Сидорчук Александр — 2 место, Кузнецова Анастасия — 3 место, (тренеры-преподаватели Аминов Дмитрий Геннадьевич и Муратов Ян Александрович); «Первенство мира по рукопашному бою», — 04.05.2013–06.05.2013, г. Волгодонск, — Александр Сидорчук — первое место весовая категория 46 кг. (тренер-преподаватель — Аминов Д. Г. [6]); «Открытый чемпионат Кемеровской области», — 5–6 октября 2013 г., г. Новокузнецк, — Асадов Афсан, Исаев Мурад и Галоев Денис заняли 3 место в личном зачете (тренеры-преподаватели Калистратов Игорь Павлович и Муратов Ян Александрович).
Практика социализации и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения — многомерная педагогическая задача, являющаяся попыткой современной педагогики создать оптимальные условия для включения личности в продуцирование благ и ценностей на основе гуманизма и конкурентоспособности, креативности и гибкости, устойчивого интереса и сформированности внутренних мотивов деятельности, здоровьесбережения и акмепроектирования, этичности и культуросообразности, природосообразности и полисистемности личности, включенной в процесс познания и преобразования объективного на основе целостного, научного представления о процессах и явлениях, феноменах и событиях, условиях и ресурсах, продуктах и механизмах, возможностях и ограничениях, противоречиях и дилеммах и т. д.
Литература:
1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.
2. Логачева, Н. В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой /Н. В. Логачева, О. А. Козырева // ВІСНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦІОНАЛЬНОГО УНІВЕРСИТЕТУ ІМЕНІ ТАРАСА ШЕВЧЕНКА: ПЕДАГОГІЧНІ НАУКИ. — 2012. — № 22 (257). — Ч.VІ. — С.236–238.
3. Кириенко, С. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею / С. А. Кириенко, О. А. Козырева, П. П. Невзоров, Т. Н. Шайдулина // Вестник КузГПА. — 2012. — 9 (23). — 10 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
4. Гвоздев, Л. И. Специфика и возможности самореализации и самосовершенствования в боксе / Л. И. Гвоздев, Ю. А. Романов, О. А. Козырева // Актуальные задачи педагогики (IV): матер. Междун. науч. конф.- Чита: Молодой ученый, 2013. — С. 75–77.